Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:37, реферат
1. Общие положения.
2. Этические проблемы в стоматологии.
3. Источники профессионально-этических проблем.
4. Научно-обоснованные подходы к устранению этических проблем.
5. 12 принципов предоставления медицинской помощи в любой системе здравоохранения.
6. Международный кодекс медицинской этики.
2
Этика и деонтология в стоматологии
Реферат
План
1. Общие положения.
2. Этические проблемы в стоматологии.
3. Источники профессионально-
4. Научно-обоснованные подходы
к устранению этических
5. 12 принципов предоставления медицинской помощи в любой системе здравоохранения.
6. Международный кодекс медицинской этики.
1. Общие положения
В последнее время большую популярность среди врачей приобрел термин «деонтология». Слово происходит от греческого deon -- долг. Причем одни переводят его как «учение о долге», другие -- как «учение о должном» или «наука о должном». Так или иначе, несомненно одно: в профессиональном мышлении медиков любых специальностей, в том числе и стоматологов, понятие долга или должного является исключительно важным, а основным принципом деонтологии выступает сознательное подчинение личных интересов интересам общества.
Обилие литературы, посвященной вопросам морально-этического и правового регулирования деятельности медицинских работников, свидетельствует о том, что эти вопросы не утратили своей актуальности и в последние годы им уделяется все больше внимания, хотя медицинская этика -- «душа медицины, мудрость врачевания» -- зародилась на заре развития медицины и развивалась параллельно с ней и с совершенствованием здравоохранения. Так, в Индии уже более 3000 лет назад, в ведийскую эпоху, древнему врачу надлежало придерживаться следующего кодекса:
«Всегда будь терпелив, внимателен и учтив,
Будь скромен, подчини дела железной логике ума,
Старайся исцеленье дать больному,
Не требуя ни жертв, ни блага для себя».
Многолетняя история медицины указывает на то, что большое число коллег своим бескорыстным и самоотверженным трудом и служением долгу снискали заслуженные любовь и уважение своих пациентов. Это подтверждают и слова Гомера:
«Стоит многих бойцов один врачеватель искусный.
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством».
(Г.В. Морозова, Г.И. Царегородцева, 1983).
И в наши дни большинство стоматологов в своей повседневной деятельности руководствуются гуманными целями оздоровления населения, избавления пациентов от страданий, бескорыстной лечебной помощи людям, нуждающимся в ней. Однако некоторые врачи видят пациента в качестве прямого или опосредованного источника своего заработка и существования. В этом случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор.
Таким образом, медицинская деонтология -- это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997].
С философских позиций врачебная этика включает:
- общие вопросы поведения врача;
- нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе;
- взаимоотношения врача
и пациента в конкретных
У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива.
Что касается правил внутренней культуры, то они формируются в семье и школе.
К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя пожилого сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей.
К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам в клинике предъявляются следующие требования:
- соблюдение формы (чистый,
отутюженный халат, полухалат, брюки;
сменная обувь на низком
- использование при приеме пациентов также очков, перчаток, маски.
Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину. Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный врач может хорошо лечить [П.А. Леус, О.И. Абаимова, Л.А. Казеко и др., 1998].
Издано немало книг и брошюр по медицинской деонтологии в стоматологии. Бесценно значение таких руководств в деле врачебного искусства, как «Дневник старого врача» Н.И. Пирогова, «Записки врача» В.В. Вересаева. В каждом из них деонтология представлена как мир врача.
Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.
Перед врачом постоянно стоят вопросы: «Как это сделать?», «Каким образом вселить в пациента уверенность в собственных силах, заслужить его расположение и доверие?».
2. Этические проблемы в стоматологии
Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида:
- морально-этические;
- профессионально-этические.
Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе.
Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью. Рассмотрим в классификацию профессионально-этических проблем по П.А. Леусу (1997):
Классификация профессионально-этических проблем |
Конфликтующие стороны |
Пример |
||||
Индивидуальная |
Врач в себе |
Врач знает о допущенной им диагностической ошибке, но пациент и коллеги о ней не знают |
||||
Врачебная |
Врач - пациент |
Допущена ошибка при диагностике пульпита, в результате чего возникло осложнение, что стало известно больному от другого врача |
||||
Коллегиальная |
Врач - врач |
Врач не согласен с материалами разбора случая его диагностической ошибки, представленными на врачебную конференцию его коллегой |
||||
Бригадная |
Врач - младший персонал |
Несмотря на неоднократные замечания врача, медсестра нарушает режим стерилизационной обработки инструментария |
||||
Общественная |
Врач - население |
Население информировано о том, что врач не использует современные методы лечения |
||||
Административная |
Врач - администрация |
Руководствуясь интересами пациентов, администрация ставит дежурство в выходной день врачу, имеющему маленького ребенка |
||||
Коллективная |
Врач - коллектив |
Врач не согласен с решением коллектива об отказе, о выдаче ему рекомендации для получения высшей категории |
||||
Социальная |
Врачебное общество - население |
Население не поддерживает рекомендации врачебного общества фторировать питьевую воду с целью профилактики кариеса |
||||
Индивидуальная проблема
Жизнь современного врача и студента-медика проходит в достаточно интенсивном темпе. На то, чтобы приостановиться и сосредоточенно обдумать прошедший день, не остается времени. Однако врачу совершенно необходимо выработать в себе эту привычку: думать обо всем, что услышал, увидел, узнал; анализировать все свои действия и поступки, обращая особое внимание на то, в чем ошибся, что можно было сделать или сказать лучше и как это следовало сделать.
Одним из важнейших условий, от которого зависит самовоспитание будущего врача, и которое во многом определяет индивидуальную форму профессионально-этической проблемы, является самокритичность. Только выработавший ее человек обретает способность видеть себя, свои поступки и действия как бы со стороны и объективно их оценивать. Восточная мудрость гласит, что истинный друг не тот, кто нас хвалит, а тот, кто нас заслуженно порицает. Стать таким другом и суровым судьей самому себе -- одна из основных целей самовоспитания врача.
Ответственность за свои действия, работу и качество ее выполнения в деятельности врача приобретает особый смысл. Это связано с тем, что ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного соприкосновения с самым важным и сокровенным для любого человека -- жизнью и смертью. Врачу вверяется самое драгоценное -- жизнь и здоровье людей. Он несет ответственность не только перед отдельным больным, его родными, но и перед обществом в целом. Поэтому врач не имеет права быть безответственным.
Другим качеством, которое должен совершенствовать в себе будущий врач, является наблюдательность. В данном случае речь идет не об обывательской, а о пытливой профессионально-врачебной наблюдательности, позволяющей увидеть, запомнить и с медицинской точки зрения оценить не только малейшие изменения в физическом и психологическом состоянии человека, но и процессы, происходящие во внешней среде. Высокая значимость такого рода наблюдательности в практической и научной работе врача бесспорна. В последние десятилетия в связи с бурным развитием медицинской науки и техники в клиническую практику, в том числе в стоматологических клиниках, было внедрено огромное количество методов и способов диагностики, компьютерной обработки данных и т. д. Очевидна высокая ценность использования самых современных и высокоточных аппаратов и приспособлений для помощи врачу в диагностике и наблюдении за больным, изменениями в ходе течения того или иного заболевания. Однако современные и высокоточные исследования ни в коем случае не должны способствовать разрыву общения врача и пациента. К сожалению, нередко имеют место такие ситуации, когда врач, вызвав очередного больного и даже не взглянув на него, погружается в изучение всякого рода лабораторных данных, рентгенологических снимков, заключений специалистов. Затем приглашает пациента в стоматологическое кресло и, совершенно не обращая внимания на самого больного, выражение его лица, манеру держаться, говорить и реагировать на ситуацию, предлагает открыть ему рот. Подобная практика явно порочна. Современный стоматолог должен понимать, что никакие научно-технические и методологические достижения не должны заслонять главного -- самого пациента с его индивидуальными физическими и духовными свойствами. Врач обязан входить в непосредственный контакт с больным, научиться пытливым взором смотреть на него, замечать и выявлять такие изменения в его состоянии, которые подчас недоступны самым утонченным и совершенным методам объективного исследования. При этом важно широко использовать все достижения медицинской науки и техники для максимально точной постановки диагноза, коррекции лечебно-профилактических мероприятий, оценки их эффективности, но относясь к ним как к вспомогательным и не в коем случае не подменяющим самого общения с пациентом.
Ежедневная клиническая практика, помимо других качеств, нередко требует от врача особой выдержки, именуемой самообладанием или профессиональным мужеством.
Нельзя не вспомнить слова профессора М.М. Дитерихса о том, что врач «должен быть не смелым, а не пугающимся, мужественным -- вот то качество, которое гарантирует больному благоприятный выход из опасного положения».
При этом необходимо подчеркнуть, что врачебное мужество допустимо проявлять только во всеоружии знания. Идти на риск имеет право только тот, кто достаточно подготовлен ко всякого рода случайностям. Только в этом случае может быть оправдано еще одно драгоценное качество врача -- решительность.
Практическая деятельность врача тяжела. Коллегам всех специальностей, в том числе стоматологических, приходится переживать немало горьких минут, созерцая разочарование тех пациентов, которым сегодня мы не в силах вернуть полное здоровье, а можем лишь частично облегчить их состояние, помогая избавиться от тех или иных симптомов. Однако достижения современной медицины неизменно поддерживают наше убеждение в правоте слов И.И. Мечникова о том, что наука может и должна в будущем даровать людям счастливое существование. Этим определяется еще одно важное качество современного врача -- оптимизм.
Врачебная проблема
Известно, что истина в медицине иногда продвигается сквозь гипотезы и даже ошибки. Опыт многолетних изучений и наблюдений, в том числе и в странах Западной Европы, убеждает, что ни один доктор не застрахован от ошибок. Однако их вероятность наиболее высока в тех случаях, когда не были установлены хорошие взаимоотношения между врачом и пациентом.
Многочисленными исследованиями доказано, что в случаях, когда больные начинают критиковать своих лечащих врачей, они значительно реже касаются их профессиональной компетентности, а чаще жалуются на неадекватность общения с врачом: «Да, мне становится лучше. Но мне никто не объясняет, что со мной происходит», «Со мной вообще почти не разговаривают. Они смотрят только на результаты моих анализов и обсуждают только их».
Ограниченность информации и неадекватное ее представление лежат в основе отрицательного отношения пациента к врачу. Анализ, проведенный представителями административных органов здравоохранения Российской Федерации, связанных по долгу своей работы с анализом жалоб от населения, говорит о том, что большинство их обусловлено скорее неудачами в общении с пациентом, нежели действительно плохой медицинской помощью.
В чем же кроются причины низкой компетентности современных врачей в вопросах правильного установления диалога врач - больной? Среди них можно отметить отвлеченность от практики предмета медицинской этики и деонтологии или традиционное для прежних лет пренебрежение к личности, кастовость мира врачей и т. д.