Всеобщая декларация прав человека и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Всеобщая декларация прав человека, которая в скором времени отметит свое 70-летие, без всякого сомнения, является высочайшим достижением человечества. Как отметили В.У. Хатуаев и М.Д. Истиховская, «ее жизнеутверждающая суть никогда не померкнет, всегда будет ориентиром для мирного сосуществования всех людей планеты и всех государств мира».
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека - документ, воплотивший в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации на планетарном уровне получил признание принцип «суверенитета человеческой личности», основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола или имущественного положения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Международно-правовое регулирование прав человека……………….5
1.1. Формирование современной концепции прав человека………………5
1.2. Международные стандарты в области прав человека………………..11
2. Всеобщая декларация прав человека – основополагающий акт о правах человека………………………………………………………………..25
2.1. Предпосылки и история создания Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….25
2.2. Классификация прав и свобод человека во Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….32
2.3. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации……………………………………………………………………….35
3. Значение Всеобщей декларации прав человека……………………..46
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников и литературы…………………………..54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДЕКЛАРАЦИЯ.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

      Не менее впечатляющим выглядит и список региональных документов, принятых в области прав человека. Достаточно назвать такие акты, как Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 года18, Американская конвенция прав человека 1969 года19, Европейская конвенция прав человека и основных свобод 1950 года20, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 года21, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года22 и др.

       Об успешности  предпринимаемых на региональном  уровне усилий по осуществлению  контроля за выполнением государствами  своих обязательств в области  прав человека свидетельствует  опыт, накопленный в результате создания межамериканской системы защиты прав человека23.

     Заметную роль по защите прав человека выполняют специализированные учреждения ООН, в частности Международная организация труда (МОТ), принявшая 188 конвенций и 199 рекомендаций в области занятости и защиты прав трудящихся. К наиболее важным из них относятся: Конвенция МОТ об инспекции труда в промышленности и торговле 1947 года24; Конвенция МОТ относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров 1949 года25; Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 года26; Конвенция МОТ о ликвидации дискриминации в области труда и занятий 1958 года27; Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года28; Конвенция МОТ о частных агентствах занятости 1997 года29 и др.

       В связи с  вышеизложенным  следует рассмотреть, прежде всего, разработанные и принятые на универсальном и региональном уровнях международные договоры и иные документы о правах человека, содержащиеся в них международные стандарты в области прав человека, а также соотношение основных прав человека, закрепленных в Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека, что будет сделанов следующих параграфах.

    Таким образом, после Второй мировой войны процесс осознания мировым сообществом вопроса защиты прав человека как проблемы планетарного значения приобрел особую значимость. Сегодня уже общепризнано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации. Осознание человечеством своей целостности находит отражение во все возрастающем внимании к проблеме прав человека. В правовых системах демократических государств современного мира центральное место занимают права человека как мощный пласт человеческой культуры, высшая ценность, являющаяся критерием «человеческого измерения» противоречивых процессов, происходящих сегодня в мире.

1.2. Международные стандарты в области прав человека

      Под международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека.

      В целом в среде ученых нет единого понимания относительно того, в каком виде существуют «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека». 

     Например, В.Г. Вагизов рассматривает «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» в виде норм международного права. Он считает, что «такие стандарты понимаются как общепризнанные нормы поведения государств, осуществляемые последними в законодательстве и на практике в отношении своих граждан и других лиц, находящихся под их юрисдикцией. Такие нормы содержатся в международных договорах универсального и регионального характера, а также решениях международных межправительственных организаций, которые приобрели силу международного обычая (например, Всеобщая декларация прав человека)»30.

      О существовании «международно-правовых стандартов в сфере защиты прав и свобод человека» в виде норм международного права говорит  и Р.А. Мюллерсон. По его мнению, «международные стандарты основных прав человека - это нормы современного международного права, которые предусматривают как общедемократические требования, так и обязанности государств по признанию, соблюдению и защите прав человека, которые они должны с учетом особенностей своего общественного строя, национального развития воплотить и конкретизировать в своих системах»31.

       Демичева З.Б., анализируя правовые стандарты Совета Европы, полагает, что «они представляют собой комплекс касающихся непосредственно реализации принципов и целей Организации европейских договорных норм, нарушение которых, как и других международно-правовых норм, предполагает международно-правовую ответственность, характер которой определяется самими участниками той или иной конвенции, заключенной в рамках Совета Европы»32. То есть в данном случае «международно-правовые стандарты» рассматриваются в виде норм международного права.

       В виде норм международного права «международно-правовые стандарты» рассматриваются и в учебнике под редакцией Р.М. Валеева. В частности, говорится о том, что «использование Конституционным Судом РФ норм международного права, включая международно-правовые стандарты, помогает в ряде случаев сформулировать, обогатить или усилить правовую позицию по рассматриваемому делу, позволяющую обосновать решение этого Суда»33.

        Обращает на себя внимание точка зрения Лыгина Н.Я. и Ткачева В.Н., которые рассматривают «международно-правовые стандарты» в виде общепризнанных принципов международного права34.

         Согласно правовым позициям Варпаховской Е.М., Королькова П.А., Марковичевой Е.В., Минаевой М.М., «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» существуют и в виде норм международного права, и в виде норм международного права рекомендательного характера35. При этом в качестве норм международного права данные ученые рассматривают, в частности, нормы Устава Организации Объединенных Наций 1945 года, многочисленных правозащитных конвенций и протоколов к ним, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, а в качестве норм международного права рекомендательного характера – нормы многочисленных деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, хартий и рекомендаций Совета Европы. Обращает на себя внимание то, что «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» рассматриваются указанными учеными либо как международно-правовые документы целиком, либо как отдельные нормы этих документов.

       Иной взгляд на вопрос о том, в каком виде существуют «международно-правовые стандарты», имеет Переплеснина Е.М., которая рассматривает такие стандарты не в виде норм международного права или норм международного права рекомендательного характера, а разделяет общепризнанные принципы и нормы международного права и «международно-правовые стандарты» на основе «материализации» в праве36.

      По мнению Переплесниной Е.М., «хотя такие понятия как «общепризнанные принципы и нормы международного права» и «международно-правовые стандарты» берут свое начало из обычного права, представляя собой фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), первые, хоть и в обобщающем понятии, но зафиксированы в материальном (позитивном) источнике права (в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, международных договорах и т.д.), в то время как вторые – это предмет правоприменения, не материализованный в праве»37.

     В Практическом руководстве для юристов «Международные стандарты, касающиеся справедливого судебного разбирательства, и уголовный процесс в Республике Узбекистан», изданном под эгидой Международной комиссии юристов, к «международно-правовым стандартам в сфере защиты прав и свобод человека» относятся нормы международного права как таковые, нормы международного права рекомендательного характера, а также правовые позиции судов38.

           Представляется, что с научной точки зрения некорректно рассматривать «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» в виде норм международного права, исходя из нижеследующего.

       Согласно теории международного права, «норма международного права» - это формально определенное, юридически обязательное к исполнению правило поведения государств и других субъектов международного права, устанавливающее для них права и обязанности, соблюдение которого обеспечивается специальным юридическим механизмом (добровольное соблюдение или с помощью особого вида принуждения, сложившегося в современной межгосударственной системе)39.

      Уже из вышеприведенного определения «нормы международного права» можно прийти к выводу, что содержание самих по себе норм международного права не может в полной мере охватывать заложенный в них смысл, в том числе установить пределы их реализации, поскольку такие нормы представляют собой исключительно обязательные правила поведения, устанавливающие права и обязанности. Например, пункт 1 «а» статьи 15 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах», в котором государства-участники Пакта признают право каждого человека на участие в культурной жизни, не устанавливает пределы, ограничивающие поведение государства-участника Пакта таким образом, чтобы оно не совершало действий (бездействия), которые привели бы к искажению заложенного в вышеприведенную международно-правовую норму Пакта смысла и, соответственно, к нарушению этой нормы. Вместе с тем Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам в рамках своей деятельности готовит замечания общего порядка, в которых зафиксированы пределы поведения государств-участников Пакта, чтобы не допустить нарушения вышеприведенной нормы Пакта. Так, в своих Замечаниях общего порядка № 21, подготовленных в рамках сорок третьей сессии, проходившей в период со 2 по 20 ноября 2009 года, Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, толкуя нормативное содержание пункта 1 «а» статьи 15 вышеуказанного Пакта, указал, что право на участие в культурной жизни может быть определено в качестве одной из свобод. Для обеспечения этого права от государства-участника требуется как воздерживаться от каких-либо действий (например, не вмешиваться в осуществление культурной практики и в доступ к культурным благам и услугам), так и предпринимать стимулирующие меры (обеспечивать предварительные условия для участия в культурной жизни, для содействия ей и для ее поощрения, а также доступ к культурным благам и их сохранение)40. То есть, в данном случае Комитет установил четкие границы поведения государства-участника Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», в целях соблюдения им пункта 1 «а» статьи 15 Пакта.

        Согласно толковому словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. «стандарт» - это образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам»41. Из приведенного определения следует, что соответствующие признаки, свойства либо качества, являющиеся образцом для «чего-либо», должны содержаться в самом «стандарте», что и характеризует его в качестве такового.

      Таким образом, помимо вышеприведенной нормы международного права, закрепленной в данном случае в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, имеется «результат толкования» этой нормы, призванный способствовать реализации заложенного в эту норму смысла путем истолкования  масштабов поведения государства, и как представляется, и являющийся «международно-правовым стандартом в сфере защиты прав и свобод человека», в то время как сама норма международного права является в данном случае обязательным предписанием, не содержащим такого масштаба.

         Исходя из понимания того, что «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» не могут существовать в виде норм международного права, а являются результатами толкования этих норм, представляется, что источниками существования таких стандартов являются решения международных межправительственных организаций, к компетенции которых относится толкование норм международного права, а также практическая правовая деятельность государств, в том числе в сфере внутригосударственных отношений.

         Как указывает Буяков А.Ю., «международно-правовые стандарты» могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными, имеющими особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-нибудь группы стран»42. Универсальные и региональные «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» создаются в универсальных и региональных международных межправительственных организациях, соответственно.

       Универсальные «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» создаются в рамках Организации Объединенных Наций.

         Карташкин В.А. справедливо отмечает, что «фактически все главные и значительное число вспомогательных органов ООН в той или иной степени занимаются вопросами прав человека. Главную ответственность за выполнение функции Организации по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством Экономический и социальный совет. Наряду с Генеральной Ассамблеей и Экономическим и социальным советом другие главные органы ООН также время от времени рассматривают вопросы, относящиеся к правам человека. Совет Безопасности как главный орган ООН, несущий ответственность за поддержание международного мира и безопасности, правомочен принимать принудительные меры против государств в случае массовых и грубых нарушений прав человека. Наряду с деятельностью главных и вспомогательных органов ООН все большее значение для дела защиты прав и свобод личности на международном уровне приобретает функционирование конвенционных органов, учрежденных на основании ряда международных соглашений по правам человека, принятых ООН. Одним из первых конвенционных органов, которые осуществляют функции контроля за выполнением государствами взятых на себя обязательств, был Комитет по правам человека, созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических правах. В настоящее время функции контроля за соблюдением международных договоров наряду с ним выполняют еще восемь органов43.

Информация о работе Всеобщая декларация прав человека и ее значение