Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 09:37, курсовая работа
Всеобщая декларация прав человека, которая в скором времени отметит свое 70-летие, без всякого сомнения, является высочайшим достижением человечества. Как отметили В.У. Хатуаев и М.Д. Истиховская, «ее жизнеутверждающая суть никогда не померкнет, всегда будет ориентиром для мирного сосуществования всех людей планеты и всех государств мира».
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека - документ, воплотивший в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации на планетарном уровне получил признание принцип «суверенитета человеческой личности», основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола или имущественного положения.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Международно-правовое регулирование прав человека……………….5
1.1. Формирование современной концепции прав человека………………5
1.2. Международные стандарты в области прав человека………………..11
2. Всеобщая декларация прав человека – основополагающий акт о правах человека………………………………………………………………..25
2.1. Предпосылки и история создания Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….25
2.2. Классификация прав и свобод человека во Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….32
2.3. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации……………………………………………………………………….35
3. Значение Всеобщей декларации прав человека……………………..46
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников и литературы…………………………..54
Статья 37 современной Российской Конституции содержит формулу: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Здесь мы наблюдаем отступление как от обязательств по Пакту, так и от норм предыдущих конституций страны, гарантировавших каждому право на труд и защищавших его. Из содержания ст. 37 можно сделать вывод, что государство не только не гарантирует и не защищает право на труд (нарушая тем самым обязательства по Пакту), но и практически самоустраняется от своей активной роли в регулировании этого одного из важнейших, «судьбоносных» в жизни каждого человека прав. «Труд свободен», и государство свободно от обязательств по его обеспечению.
Кроме того, об особом месте прав и свобод человека в Конституции России свидетельствуют и следующие положения:
- признание прав человека непосредственно действующими в правовой системе России и определяющими как смысл, содержание и применение законов, так и деятельность всей системы власти в государстве (ст. 18); - признание невозможности изменения вышеназванной главы 2 иначе как в особом конституционном порядке (п. 2 ст. 55; ст. 64), согласно которому (ст. 135) ее пересмотр возможен лишь путем созыва Конституционного Собрания;
- признание неприменимости законов и любых других нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы, обязанности человека, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15); - закрепление невозможности участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, если это влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина в России (ст. 79).
Как известно, нормативно-правовое закрепление прав, даже в рамках Конституции, само по себе еще не обеспечивает их осуществление и, не будучи подкреплено эффективным механизмом защиты, является декларативным намерением и декоративным украшением принимаемых актов. Статья 8 Всеобщей декларации предусматривает необходимость обеспечения каждым государством эффективной правовой защиты основных прав человека, предоставленных ему конституцией или законом. Конституцией определен потенциально эффективный механизм защиты прав и свобод человека, основные положения которого соответствуют требованиям Декларации и Пактов о правах человека и состоят в следующем:
- предоставление всем лицам, законно находящимся на территории Российской Федерации, широких возможностей для правовой защиты своих прав;
- запрещение издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (п. 2 ст. 55);
- закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;
- провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента Российской Федерации (п. 2 ст. 80);
- закрепление права Президента Российской Федерации приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 85);
- ограничение возможности участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это влечет умаление прав и свобод человека и гражданина (ст. 79);
- предоставление каждому человеку права на личную защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45);
- гарантирование предоставления каждому человеку квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной (п. 1 ст. 48);
- гарантирование каждому человеку права на государственную (п.1 ст.45) и судебную (ст. 46) защиту его прав и свобод, включая право обжаловать в суде действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;
- признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека, что выражается в праве каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные правовые средства защиты (п. 3 ст. 46).
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что Конституция РФ реально отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме и признания, и защиты основных прав и свобод человека. В то же время проведенный сравнительный анализ положений исследуемых международных актов и соответствующих статей Конституции приводит к выводу, что в Конституции имеется помимо уже названных еще целый ряд определенных несоответствий, неточностей и противоречий, которые, к сожалению, снижают ее правозащитную силу и потенциал. Рамки настоящей работы не позволяют провести сравнительный анализ по всем закрепленным в Конституции правам и свободам.
В целом же следует
признать, что в российской конституционн
3. Значение Всеобщей декларации прав человека
Подводя итоги исследования Всеобщей декларации прав человека и ее значения для соблюдения прав человека, следует отметить, что, во-первых, Декларация подчеркнула универсальный характер прав и свобод, запретив какие-либо исключения в их предоставлении и распространив на любого человека независимо от статуса территории проживания. Во-вторых, Декларация расширила понятие основных прав и свобод, впервые закрепила на международном уровне социально-экономические и культурные права, показала их взаимосвязь с гражданскими и политическими правами и необходимость для обеспечения достоинства человека. В-третьих, Декларация прав человека восприняла универсальную концепцию прав человека, зафиксировала весь каталог гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также правовые гарантии реализации и способы ограничения прав. В-четвертых, Декларация 1948 года впервые установила международные стандарты прав человека, принятые большинством государств. В-пятых, Декларация создала правовую базу для последующего кодификационного процесса в этой области. В частности, она имела важное значение для разработки и принятия международным сообществом таких международно-правовых документов, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, Конвенция о правах ребенка 1989 года, дополненная двумя факультативными протоколами 2000 года68.
После 1948 года
в рамках Организации
Принятие в 1948 году Всеобщей декларации прав человека явилось, как было показано, одним из крупнейших достижений Организации Объединенных Наций, важнейшим шагом в становлении международного права прав человека как основы сотрудничества государств в области уважения и защиты прав человека.
Как справедливо отмечает А.Л. Колодкин, «10 декабря 1948 года международное сообщество взяло на себя обязательство обеспечивать уважение достоинства каждого человека и справедливость в отношении всех нас. Главное, что в Декларации закреплено всеобщее признание того, что основные права и основополагающие свободы внутренне присущи всем людям, являются неотъемлемыми для каждого человека и в равной степени применимыми к каждому и что каждый человек рождается свободным и равным в своем достоинстве и правах»70.
Декларация стала определенным фундаментом, на котором основано значительное число имеющих обязательную юридическую силу международных договоров по правам человека во всем мире.
Декларация оказала также заметное влияние на создание в ООН соответствующих органов по правам человека, в задачу которых входят координация и поощрение действий государств по защите прав и основных свобод человека, осуществление контроля за действиями государств по соблюдению международных договоров о правах человека. В этой связи следует, прежде всего, назвать Совет ООН по правам человека, который является уникальным форумом для публичного обсуждения наиболее важных проблем прав человека с участием представителей государств, международных организаций и неправительственных организаций. Кроме того, в рамках ООН были созданы Комиссия по положению женщин, Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по вопросу трудящихся-мигрантов и членов их семей.
В соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года создан Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, действующий с 1982 года. В соответствии с Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания 1984 года с 1987 года действует Комитет против пыток.
Дальнейшему развитию международного сотрудничества в области прав человека в значительной степени способствовали итоги Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 году в г. Хельсинки. В числе 10 принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях, отдельный принцип (VII) был посвящен уважению прав человека и основных свобод, включая свободу совести, религии и убеждений. Этот принцип гласит, что «государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Кроме того, государства - участники Хельсинкского совещания взяли на себя обязательство «поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития».
С момента принятия Заключительного акта в 1975 году вопрос о достоинстве личности и правах человека обсуждался на различных форумах. Так, состоявшийся в апреле 2006 года X Всемирный Русский Народный Собор, имеющий консультативный статус при ЭКОСОС ООН, принял Декларацию о правах и достоинствах человека71, выражающую не только мнение Церкви, но и принципиальную позицию России. Фундаментальное положение Декларации сводится к тому, что человек, как неповторимая личность, не только имеет особую и безусловную ценность, но и обладает достоинством. Декларация также подчеркивает, что права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Декларация различает ценность и достоинство личности. Ценность - это то, что дано; достоинство - это то, что приобретается.
Большую роль
в работе по кодификации междун
Вопросами прав человека также занимаются III Комитет Генеральной Ассамблеи ООН, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и Секретариат ООН, в рамках которого созданы Центр по правам человека, возглавляемый заместителем Генерального секретаря ООН по правам человека, Подкомиссия по поощрению и защите прав человека.
Подводя итоги исследования Всеобщей декларации прав человека и ее значения для соблюдения прав человека, можно отметить следующее: Декларация подчеркнула универсальный характер прав и свобод, запретив какие-либо исключения в их предоставлении и распространив на любого человека независимо от статуса территории проживания; она расширила понятие основных прав и свобод, впервые закрепила на международном уровне социально-экономические и культурные права, показала их взаимосвязь с гражданскими и политическими правами и необходимость для обеспечения достоинства человека; восприняла универсальную концепцию прав человека, зафиксировала весь каталог гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также правовые гарантии реализации и способы ограничения прав; впервые установила международные стандарты прав человека, принятые большинством государств; создала правовую базу для последующего кодификационного процесса в этой области.
Заключение
Таким образом,
в ходе проведенного исследован
1. После Второй мировой войны процесс осознания мировым сообществом вопроса защиты прав человека как проблемы планетарного значения приобрел особую значимость. Сегодня уже общепризнано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации. Осознание человечеством своей целостности находит отражение во все возрастающем внимании к проблеме прав человека. В правовых системах демократических государств современного мира центральное место занимают права человека как мощный пласт человеческой культуры, высшая ценность, являющаяся критерием «человеческого измерения» противоречивых процессов, происходящих сегодня в мире.
2. «Международно-правовой стандарт в сфере защиты прав и свобод человека» – это результат толкования универсальной (региональной) международной межправительственной организацией нормы международного права в сфере защиты прав и свобод человека, определяющий масштаб поведения государств-участников таких организаций при реализации толкуемой нормы международного права, который может содержаться как в решениях данных организаций, так и в судебных постановлениях международных судов данных организаций, применяется государствами в их законотворческой, исполнительной и судебной внутригосударственной видах деятельности, является обязательным и влечет «опосредованную» ответственность за его игнорирование, аналогичную той, которая имеет место в случае нарушения толкуемой им нормы международного права.
Информация о работе Всеобщая декларация прав человека и ее значение