Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 09:37, курсовая работа
Всеобщая декларация прав человека, которая в скором времени отметит свое 70-летие, без всякого сомнения, является высочайшим достижением человечества. Как отметили В.У. Хатуаев и М.Д. Истиховская, «ее жизнеутверждающая суть никогда не померкнет, всегда будет ориентиром для мирного сосуществования всех людей планеты и всех государств мира».
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека - документ, воплотивший в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации на планетарном уровне получил признание принцип «суверенитета человеческой личности», основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола или имущественного положения.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Международно-правовое регулирование прав человека……………….5
1.1. Формирование современной концепции прав человека………………5
1.2. Международные стандарты в области прав человека………………..11
2. Всеобщая декларация прав человека – основополагающий акт о правах человека………………………………………………………………..25
2.1. Предпосылки и история создания Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….25
2.2. Классификация прав и свобод человека во Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….32
2.3. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации……………………………………………………………………….35
3. Значение Всеобщей декларации прав человека……………………..46
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников и литературы…………………………..54
Учрежденная на основе резолюции ЭКОСОС от 16 февраля 1946 года Комиссия по правам человека приняла решение о том, что «международная хартия прав» должна состоять из трех частей:
а) Декларации прав человека;
б) пактов о правах человека;
в) мер по осуществлению пактов.
В соответствии с этими направлениями были созданы три рабочие группы. Для подготовки Декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли Элеонора Рузвельт, профессор Рене Кассен (Франция), Шарль Малик (Ливан). Докладчиком, которому поручалась подготовка первоначального текста Декларации, был назначен Рене Кассен. В основу проекта Декларации, подготовленного Кассеном, был положен подготовленный ко второй сессии Комиссии по правам человека, проходившей в декабре 1947 года, канадским профессором Дж. Хамфри документ «Документированные заметки», обобщающий национальное законодательство государств по правам человека и проекты неправительственных международных организаций. На 3-й сессии (июнь 1948 года) Комиссия по правам человека после изучении немногочисленных замечаний правительств завершила работу над проектом Декларации и представила его в ЭКОСОС. Этот документ затем был направлен для доработки и принятия в III Комитет Генеральной Ассамблеи ООН, сессия которого проходила с сентября по декабрь 1948 года.
Таким образом, работа над текстом Декларации была завершена в течение двух лет, что говорит о высокой эффективности деятельности членов Комиссии по правам человека, готовивших этот документ в условиях постоянной дипломатической борьбы. Особенно острые дискуссии проходили в рамках III Комитета Генеральной Ассамблеи ООН, куда входили 58 государств - членов ООН, представляющих различные социально-экономические и политические системы, а также имеющие различные философские, идеологические воззрения относительно происхождения и содержания прав человека. Об этом свидетельствует тот факт, что голосование в этом Комитете проходило 1400 раз.
Большие разногласия пришлось преодолеть рабочей группе и Комиссии по правам человека по вопросу природы прав человека. Сторонники естественно-правовой теории, главным образом европейские страны, настаивали на включении в преамбулу Декларации указания на Божество как на источник происхождения прав человека, считая, что ссылка на такую взаимосвязь будет сдерживающим фактором для государств в плане нарушения прав человека. Указание на божественную природу прав человека было неприемлемо для социалистических и мусульманских государств. Кроме того, естественно-правовая теория происхождения прав человека, отражающая европейскую концепцию, была подвергнута критике, поскольку она не принимала во внимание существование иных культурных традиций. В результате в качестве компромиссного варианта из преамбулы Декларации упоминание о природе прав человека было исключено53.
Наиболее острые дебаты и разногласия развернулись между представителями социалистических и западных стран по поводу содержания прав человека. Западные страны, основываясь на признании приоритетности индивидуальных прав как абсолютных и присущих каждому человеку, в отличие от социально-экономических, настаивали на ограничении содержания Декларации только фиксацией гражданских и политических прав. Так, представители США считали, что экономические и социальные права не должны рассматриваться как права, требующие защиты со стороны государства54.
Представители Советского Союза и других социалистических стран обоснованно указывали на неразрывность гражданско-политических и социально-экономических прав, предоставление которых человеку во всей их полноте является доказательством их уважения и соблюдения в государстве. Эту позицию поддержали в III Комитете представители развивающихся государств, что способствовало, в конечном счете, включению в текст Декларации таких важных социально-экономических прав, как право на труд, на отдых, образование, социальное обеспечение и др.
Не менее важной заслугой советской дипломатии являются положения Декларации (ст. 2) об универсальности провозглашенных прав и их применяемости на любой территории, к которой человек принадлежит, «независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной... или как-либо... ограниченной в своем суверенитете»55.
Серьезные дискуссии разгорелись вокруг предложения советских представителей о дополнении статей о правах человека гарантиями со стороны государств. В частности, было предложено следующим образом сформулировать ст. 19, провозглашающую право на свободу убеждений и свободное их выражение: «С целью обеспечения прав на свободное выражение мнений значительных слоев населения, а также для их организации государство оказывает им содействие и помощь материальными средствами (помещениями, печатными машинками.), необходимыми для изданий демократических органов печати»56. Западные страны отвергли этот проект, ссылаясь на то, что предоставление государством помощи может оказаться формой давления на общественное мнение.
Не нашла также поддержки в III Комитете инициатива советских представителей отразить в Декларации связь прав человека с проблемой государственного суверенитета. Представители западных государств отвергли это предложение на том основании, что оно якобы является отражением господствующей в Советском Союзе теории о подчинении личности государству, противоречащей абсолютному характеру прав человека. С другой стороны, из-за негативной позиции социалистических стран, при поддержке некоторых латиноамериканских государств, не было включено в текст Декларации «право на петицию к властям государства, гражданином которого он является или в котором он проживает, либо к Организации Объединенных Наций», содержащееся в проекте Комиссии по правам человека. По аналогии с европейским конституционным законодательством Советский Союз, Мексика и ряд других государств, считали, что право на петицию в ООН нарушает принцип национального суверенитета и противоречит положению Устава ООН о невмешательстве во внутренние дела государств57.
Предметом острой дискуссии в Комиссии и в III Комитете стала трактовка права на свободу религии, закрепленная в проекте Декларации как право исповедовать любую религию или менять свои религиозные убеждения. Представитель Саудовской Аравии расценил право менять свои религиозные убеждения как посягательство на культурные ценности исламских государств58. Однако поправки, вносимые представителями Саудовской Аравии, направленные на отмену указанного положения, не нашли поддержки у большинства государств.
Приведенные факты представляют собой иллюстрацию трудных дипломатических переговоров, сложности согласования воли государств, придерживающихся различных политических, культурных и идеологических позиций в области прав человека. Несмотря на эти трудности, в целом итоги голосования на Генеральной Ассамблее ООН в 1948 году показали, что международному сообществу удалось согласовать и принять Всеобщую декларацию прав человека, заложившую основы концепции прав и свобод человека.
Эта концепция сводится по сути дела к следующим элементам:
а) основополагающие принципы прав человека;
б) классификация прав и свобод человека;
в) права человека и общество;
г) соотношение прав личности и государства.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года легла в основу нормотворческой деятельности в области прав человека на международном уровне. 16 декабря 1966 года были открыты для подписания и последующей ратификации два важнейших документа в области прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. После того, как эти пакты, принятые вслед за Всеобщей декларацией прав человека, вступили в силу в 1976 году, стал реальностью Международный билль о правах человека, подготовка которого представляла собой предмет особой заботы ООН.
Таким образом, Всеобщая декларация
прав человека стала преемницей
основных положений
2.2. Классификация прав и свобод человека во Всеобщей декларации прав человека
Всеобщая декларация впервые на международном уровне провозгласила широкий круг прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек, где бы он ни проживал. В Декларации эти права не дифференцированы по их социально-правовой направленности, но в ходе дискуссии в органах ООН эти права и свободы стали группировать по блокам: гражданско-политические, социально-экономические и культурные. Ключевыми для определения классификационных критериев прав и свобод являются статьи 3 и 22 Декларации.
В статье 3 дается общее понимание гражданских и политических прав, включающих право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Далее, в последующих статьях 4-21 они перечисляются, трактуются и конкретизируются. Причем из содержания статей явствует, что гражданские права не связываются с принадлежностью к гражданству государства, а лишь с членством в обществе. Поэтому они распространяются в равной мере на граждан и иностранцев, проживающих на территории государства. Необходимым условием предоставления политических прав является наличие статуса гражданина государства.
Отсюда к гражданским правам относятся: недопустимость рабства или подневольного состояния, недопустимость пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, право на правосубъектность, равенство всех перед законом, право на восстановление нарушенных прав, право на судебное разбирательство, недопустимость произвольного ареста, задержания или изгнания, презумпция невиновности, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, право на свободное передвижение и выбор места жительства, право искать убежище, спасаясь от преследования по политическим мотивам, право на создание семьи и равенство сторон в браке, право на гражданство, право на владение имуществом, право на свободу мысли, совести, убеждений, право на свободу мирных собраний и ассоциаций. К политическим правам относится право на участие в управлении страной непосредственно или через своих избирателей.
Статья 22 является вводной и обобщающей в отношении социально-экономических и культурных прав. В статье подчеркивается их значимость для обеспечения достоинства и свободного развития личности и определяются способы и формы их реализации, а именно: национальные усилия, международное сотрудничество, наличие соответствующей структуры и ресурсов.
Декларация закрепляет следующие социально-экономические и культурные права: право на труд и создание профессиональных союзов, право на отдых, право на достаточный жизненный уровень, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, право на образование, право на участие в культурной жизни и пользование благами научного прогресса (ст. 23-27).
В Декларации подчеркивается взаимосвязь гражданских, политических и социально-экономических прав, необходимость установления такого социального и международного правопорядка, при котором они могут быть полностью осуществлены (ст. 28).
Американский профессор Г. Джонсон предлагает более детальные классификационные критерии: личные права и свободы (право на жизнь, недопустимость рабства, недопустимость пыток, право на правосубъектность, право на защиту закона, право на восстановление законных прав судом, неприкосновенность личности, право на разбирательство дела справедливым судом, презумпция невиновности, привлечение к ответственности за преступление, являющееся таковым по закону или по международному праву); права человека в его взаимоотношениях с другими социальными группами и внешним миром (неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, право на свободное передвижение и выбора места жительства, право искать убежище, спасаясь от политических или религиозных преследований, право на вступление в брак, право на владение имуществом); духовные, гражданские и политические права (свобода мысли, совести и религии, свобода убеждений и доступ к информации, свобода собраний и ассоциаций, свобода избирать и быть избранными); экономические, социальные и культурные права59.
В соответствии с Декларацией стержневым элементом для признания прав и свобод человека является достоинство личности. Оно квалифицируется как неотъемлемое свойство, так как присуще «всем членам человеческой семьи от рождения, определяет равенство и прав и свобод, поведение в отношении друг друга в духе братства».
В Декларации (ст. 28) подчеркивается тесная взаимосвязь гражданских, политических и социально-экономических прав, необходимость установления такого социального и международного правопорядка, при котором они могут быть полностью реализованы.
Всеобщая декларация прав человека предусматривает возможность ограничения прав человека в интересах общего благосостояния в демократическом обществе, поскольку признание преимущественных прав и свобод отдельного человека перед правами общества нарушило бы один из основных принципов демократии, в соответствии с которым осуществление человеком своих прав не должно нарушать права и законные интересы других60.
Таким образом, в Декларации прав человека права не дифференцированы по их социально-правовой направленности, но исходя из анализа норм Декларации права и свободы можно сгруппировать по следующим блокам: гражданско-политические, социально-экономические и культурные.
Информация о работе Всеобщая декларация прав человека и ее значение