Государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современного состояния и проблем иностранных инвестиций в России.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы понятия иностранных инвестиций;
- рассмотреть государственное регулирование иностранных инвестиций в России.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы иностранных инвестиций 3
1.1. Понятие иностранных инвестиций 9
1.2. Пути привлечения иностранных инвестиций 12
1.3. Значение иностранных инвестиций для России………………………..
2. Государственное регулирование иностранных инвестиций в России 16
2.1. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ 16
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в РФ ..20
2.3. Основные проблемы стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций 24
Заключение 32
Библиографический список... 35

Вложенные файлы: 1 файл

Междправо2 контра!.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одна из важнейших  проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Но все же, в настоящее время в России перспективы для инвесторов слишком многообещающие, чтобы их игнорировать. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

Привлечение иностранных  инвестиций важно для России не только  с точки зрения возможности увеличить  реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.

По отношению иностранных  инвесторов к работе на российском рынке  можно  судить о состоянии  инвестиционного климата в России. В отличие от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций  можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране  в отношении инвестиций.

Актуальность данной темы заключается в том, что грамотная  инвестиционная политика государства способствует улучшению инвестиционного климата в стране, усилению притока иностранных инвестиций и развитию экономики как основы процветания страны.

Целью данной работы является анализ современного состояния и проблем иностранных инвестиций в России.

Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие  задачи:

- раскрыть теоретические основы понятия иностранных инвестиций;

- рассмотреть государственное регулирование иностранных инвестиций в России.

Объект исследования: иностранные инвестиции в России.

Предмет исследования: анализ иностранных инвестиций в России за последние годы.

В работе используются термины и определения, применяемые в экономической и юридической науке. Теоретическую основу данной работы составляют труды специалистов в области экономики и права, а так же научная, учебная и методическая литература по рассматриваемой теме.

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографического списка.

 

1. Теоретические основы иностранных инвестиций

1.1. Понятие иностранных инвестиций

Согласно  ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», иностранная  инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской  деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации .

Само  понятие «инвестиция» (от англ. in vest – «в жилетку») означает использование частными – юридическими и физическими – лицами имущества, прежде всего денег, для получения дохода или прироста капитала либо для того и другого. Понятие инвестиции может относиться к определенным действиям лица, которые совершаются с целью получения прибыли и с риском утраты как предполагаемой прибыли, так и вложенного капитала, а также к финансовым операциям при помещении денег в ценные бумаги. Присутствие риска объясняет тот факт, что понятие инвестиции, как правило, используется при характеристике капиталовложений в частном секторе. Понятие инвестиции очень тесно связано с такими понятиями, как «рынок ценных бумаг», «рынок капиталов». Для рыночной экономики участие государства в рыночных отношениях скорее исключение, чем правило. В случае участия государства в гражданско - правовых отношениях, как, например, в случае выпуска государственного займа, действия государства как участника рыночных отношений подчиняются общим правилам регулирования частных инвестиций.

«Инвестиция», как и многие гуманитарные понятия, относится к числу категорий-фантомов, таких как «правовое государство», «общечеловеческие ценности», «весь цивилизованный мир», когда категория становится общеупотребимой, кочует не только по научным исследованиям, но и по нормативным актам новой России, все о ней слышали, читали, составили собственное представление, но предложить универсальное определение не могут и не пытаются, так же как и не могут провести внятную классификацию. Приходится согласиться с тем, что если активно используемая категория за два десятилетия обработки не обрела однозначного юридического смысла, то это вызвано объективными причинами.

Практически ни одно из известных определений  иностранной инвестиции нельзя назвать  неправильным. Но ни одно из них, включая нормативные, не сумело заслужить такой уровень авторитета, чтобы каждый следующий автор не предлагал свой, по его мнению, более приемлемый, вариант. В этой статье также будет предложено еще одно из определений. Но вначале следует провести анализ наиболее известных вариантов с целью установления причин их взаимной неудовлетворенности .

Категория «иностранная инвестиция» образована из двух составляющих, главная из которых  – инвестиция, подчиненная –  иностранная. Эта зависимость требует  последовательного рассмотрения. Не разобравшись с первой составляющей, невозможно привязать вторую.

Прописной истиной стало сегодня то, что  важнейшим из направлений государственной  политики в развитии экономики является привлечение национального и  иностранного капитала. Все чаще и чаще отмечают, что в России создан и укрепляется комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений, оформленный в виде норм и правил, по которым декларируется благоприятный режим взаимного инвестирования .

Внешняя инвестиционная политика государства  представляет собой создание благоприятного правового климата для иностранных  инвестиций, что предполагает использование  национально-правового регулирования, национально-правовых форм и норм (законов и других нормативных актов), а также соответственно международно-правового регулирования, международно-правовых форм и норм (двусторонних и многосторонних договоров и соглашений). Названное выше должно исходить из учета инвестиционной политики как внутренней, так и внешней. Инвестиционный процесс представляет собой совокупность юридических норм, регламентирующих отношения, складывающиеся между различными участниками инвестирования - инвесторами (физические и юридические лица - национальные и иностранные государства и международные организации - собственники капиталов - инвестиций, которые являются субъектами инвестиционного права). Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса в условиях единого и взаимосвязанного мира формируется инвестиционного право, состоящее, как уже было сказано, из двух видов и сфер правового регулирования - национально-правового и международно-правового. Современная инвестиционная политика должна исходить не из эгоистических интересов классов, групп, союзов, а из общечеловеческих мировых интересов рационального использования Земли и рациональной организации экологически чистого производства.

Инвестиционная  политика в условиях научно-технического прогресса взаимосвязанного и взаимозависимого мира должна быть реальной, демократичной и основываться на достижениях современной науки и практики. Такое состояние современной инвестиционной политики может быть достигнуто только в случае, если эта политика будет опираться на право как средство определения (формирования) и реализации ее. При этом следует подчеркнуть, что современная инвестиционная политика и инвестиционное право как государственное, так и международное должны сохранить преемственность и использовать национальный и мировой опыт.

1.2. Пути привлечения иностранных инвестиций

В Российской Федерации  инвестиции могут осуществляться путем1:

  1. создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);
  2. создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
  3. приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
  4. приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т. р.;
  5. предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Проблема состоит в  стимулировании эффективного притока  иностранного капитала. В этой связи  встает два вопроса: во-первых, в  какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое  финансирование капиталовложений в  экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России2. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над  ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих  случаях инвестор желает получить прибыль  за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении  портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.

Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится  взять в свои руки руководство  предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс)3, либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал  может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США.

В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения  иностранного капитала. Это могут  быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным4:

  1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;
  2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Информация о работе Государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ