Государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современного состояния и проблем иностранных инвестиций в России.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы понятия иностранных инвестиций;
- рассмотреть государственное регулирование иностранных инвестиций в России.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы иностранных инвестиций 3
1.1. Понятие иностранных инвестиций 9
1.2. Пути привлечения иностранных инвестиций 12
1.3. Значение иностранных инвестиций для России………………………..
2. Государственное регулирование иностранных инвестиций в России 16
2.1. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ 16
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в РФ ..20
2.3. Основные проблемы стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций 24
Заключение 32
Библиографический список... 35

Вложенные файлы: 1 файл

Междправо2 контра!.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора (с этого  момента указанная коммерческая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами).

В-третьих, иностранным  инвесторам гарантируется право  на беспрепятственный вывоз за пределы  России имущества и информации (в  документальной форме или в форме  записи на электронных носителях), которые  были ввезены на территорию России в качестве иностранных инвестиций.

В-четвертых, зарубежный инвестор имеет право приобретать  акции и другие ценные бумаги, участвовать  в приватизации объектов государственной  и муниципальной собственности, приобретать земельные участки  и другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации и реквизиции (за исключением случаев, связанных с основаниями, которые установлены федеральными законами или международными договорами Российской Федерации; в этих случаях возмещается стоимость имущества).

В-пятых, хозяйствующим  объектом с участием иностранного капитала разрешается заниматься всеми видами деятельности и осуществлять инвестиции в любых формах, кроме прямо запрещенных федеральными законами. Иностранный инвестор вправе также передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу.

В-шестых, предусмотрены  льготы по уплате таможенных платежей для иностранных инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. Приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем иностранных  инвестиций, в которой составляет не менее 1 млрд. рублей, либо инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей и который включен в перечень, утверждаемый Правительством РФ (при этом установлено, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории России «правовой защитой, гарантиями и льготами», определенными комментируемым законом). Кроме того, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии, финансировать и в других формах поддерживать осуществляемые ими инвестиционные проекты за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Продвигается переговорный процесс по заключению международных  соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

К настоящему моменту  Россия заключила 53 таких соглашения, содержащие7:

1) гарантии иностранному  инвестору осуществлять капиталовложения  в любых формах, не запрещенных  законодательством; 

2) обязательства российской  стороны относительно полной и безусловной защиты прав и интересов иностранного инвестора;

3) гарантии того, что  имущество последнего не подлежит  принудительному изъятию, в том  числе национализации и реквизиции, иначе как по основаниям, установленным  законодательством или международными договорами РФ;

4) гарантии права иностранного  инвестора на возмещение убытков,  причиненных ему незаконными  действиями (бездействием) государственных  органов и должностных лиц; 

5) положение о праве  Правительства РФ устанавливать  критерии оценки неблагоприятных условий режима запретов и ограничений;

6) гарантии надлежащего  разрешения споров с участием  иностранных инвесторов в соответствии  с международными договорами  РФ и федеральными законами  в гражданском или арбитражном  суде, либо в международном арбитраже.

Таким образом, в последнее  время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования  инвестиционной сферы. Однако ряд направлений  привлечения отечественных и  иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи, с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов.

 

2.3. Основные  проблемы стимулирования и регулирования  притока иностранных инвестиций

 

Одна из основных проблем, стоящих на пути реорганизации и  модернизации российской экономики - привлечение  иностранных инвестиций, и принимая во внимание существенное технологическое  отставание российской экономики по многим областям, России крайне необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций, которые в состоянии сыграть огромную роль в экономическом подъеме страны.

Для привлечения иностранного капитала в мировой практике используются следующие меры8:

1) налоговые стимулы  - установление прямых налоговых  льгот, отсрочки уплаты налогов  за инвестирование капитала, освобождение  от таможенных платежей импорта  оборудования, сырья, комплектующих изделий и др.;

2) финансовые методы  стимулирования иностранных капиталовложений  в виде субсидий, займов, кредита  и гарантий их предоставления. Предоставление финансовых льгот  зависит от конкретных регионов, отраслей экономики и др.;

3) нефинансовые методы  направлены на создание условий  для эффективного функционирования  иностранного капитала (обеспечение  факторами производства, информацией,  развитие транспорта и других  коммуникаций, создание специальных  экономических зон). Промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам. Развивающиеся страны чаще выбирают налоговые меры, что обусловлено, прежде всего, недостатком финансовых ресурсов.

Субсидия (от лат. subsidium - помощь, поддержка) - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных  научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты.

Кредимт (лат. creditum - займ от лат. credere - доверять) - экономические отношения между двумя сторонами, при которых одна сторона передаёт другой стороне ценности на условиях возвратности, срочности, платности. Также возможны другие условия, такие как целевое использование, обеспеченность и т. д.

Обеспечение устойчивого  инвестиционного подъема, прежде всего, предполагает рост монетаризации экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановлений платежной системы, дедолларизацию и повышение роли национальной валюты. Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.

Совершенствование структуры  денежной массы связано также  со снижением доли наличных денег  в обращении, для чего требуются  введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков. Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с заявленными приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом реализации инвестиционных функций банков в экономике. Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам. Однако для того чтобы банковская система могла обеспечить приток инвестиций в развитие производства, необходимо создание соответствующих макроэкономических условий.

Важное значение в  повышении инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий.

К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также  отнести снижение нормативов резервных  отчислений и льготное налогообложение. Среди возможностей использования  льготного налогообложения для  стимулирования инвестиций, могут быть рассмотрены такие методы, как снижение налогооблагаемой базы на сумму инвестиционных активов, применение льготного налогообложения прибыли банков при условии выдачи долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам, предоставление льгот по налогу на прибыль, возмещающее потери банков от выделения инвестиционных кредитных ресурсов9.

В области налоговой  политики создание благоприятных условий  активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.

Эффективным видом налоговых  льгот, получившим распространение  в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким ставкам, то применение инвестиционного налогового кредита - для налогоплательщиков с низкими доходами.

В России порядок применения инвестиционного налогового кредита  был определен Федеральным законом «Об инвестиционном налоговом кредите». В Налоговом кодексе инвестиционный налоговый кредит рассматривается как основной вид льгот, стимулирующих инвестиции в реальный сектор экономики. Предусмотрено три основания для получения такого кредита:

  • проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства;
  • - осуществление внедренческой или инновационной деятельности, включая создание новых или совершенствование применяемых технологий, а также применение новых видов сырья или материалов;
  • выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

В первом случае сумма  инвестиционного кредита может быть равна 30%- стоимости приобретенного для проведения НИОКР или технического перевооружения оборудования. В остальных случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией. Предприятие может получить несколько инвестиционных налоговых кредитов по разным основаниям при соблюдении определенных ограничений. В частности, в каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот период.

Инвестиционный налоговый  кредит может предоставляться на срок от одного до пяти лет. Проценты, начисляемые на полученную сумму, не должны быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка. Субъектам Федерации и органам местного самоуправления дано право устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита (в том числе сроки действия и. ставки процентов за кредит) по региональным местным налогам соответственно.

Информация о работе Государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ