Государство как субъект международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении отношений, возникающих при вступлении государства в правоотношения с частными иностранными лицами. Основными задачами исследования являются следующие:
-определение и исследование правового положения государства как субъекта международного частного права;
-выявление и анализ особенностей государства как участника международного гражданского оборота;
-определение и исследование видов международных частноправовых отношений с участием государства;

Содержание

Введение
1. Государство как участник международных частноправовых отношений
1.1 Правовое положение государства в международном гражданском обороте
1.2 Основные виды гражданских правоотношений с участием государства
2. Понятие иммунитета государства, история его возникновения и развития
2.1 Иммунитет государства и его особенности
2.2 Основные теории иммунитета государства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мчп1.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Государство как субъект международного частного права»

по дисциплине «Международное частное право» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа-2011

 

Содержание 

Введение

1. Государство как  участник международных частноправовых  отношений

1.1 Правовое положение  государства в международном  гражданском обороте

1.2 Основные виды  гражданских правоотношений с  участием государства

2. Понятие иммунитета  государства, история его возникновения  и развития

2.1 Иммунитет государства  и его особенности

2.2 Основные теории  иммунитета государства

Заключение

Список литературы 

 

Введение 

В эпоху глобализации и либерализации торговли и инвестиций, международной интеграции в экономической  сфере, унификации правовых систем, перед  лицом международного терроризма возрастает значение правовых отношений, связей между  государствами. Такая ситуация является предпосылкой для повсеместного  развития интернационализации хозяйственной  жизни, международного сотрудничества и гражданского оборота, а следовательно, и для расширения сферы участия  государств как в публично-правовых, так и в частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом.

Об актуальности и огромном значении проблемы государства  как субъекта международного частного права однозначно свидетельствует  продолжающаяся уже не одно десятилетие  работа Комиссии международного права  ООН, направленная на кодификацию международно-правовых норм об юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Совсем недавно на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была наконец-то принята Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (открыта для подписания с 2005 года).

В настоящий момент проблема государства как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко изученной  отечественными учеными-правоведами, требует к себе еще много внимания и даже пересмотра многих моментов, что связано с кардинальным изменением нашего общества, его идеологии, социально-экономической  сферы страны и естественным устареванием взглядов советских юристов-теоретиков, основывающихся на признании только марксистско-ленинской философии, теории абсолютного иммунитета государства, плановой экономики, монополии государства  во внешнеэкономических отношениях.

Мировое сообщество постепенно пересматривает свою политику и начинает воспринимать Россию как  полноправного, хотя еще и не совсем надежного партнера. На фоне подобных действий зарубежных стран становится все более необходимым совершенствование  российского законодательства.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при участии государства в  международном гражданском обороте. Предмет исследования - государство, вступающее в международные частноправовые отношения, а также совокупность механизмов, закономерностей и особенностей участия государства в международном  гражданском обороте.

Цель исследования заключается в изучении отношений, возникающих при вступлении государства  в правоотношения с частными иностранными лицами. Основными задачами исследования являются следующие:

-определение и  исследование правового положения  государства как субъекта международного  частного права;

-выявление и анализ  особенностей государства как  участника международного гражданского  оборота;

-определение и  исследование видов международных  частноправовых отношений с участием  государства;

-анализ понятия,  видов и теорий иммунитета  государства и его собственности,  а также исследование истории  возникновения и развития данного  феномена.

При решении поставленных задач применялись всеобщие принципы научного познания (объективность, всесторонность, полнота), общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, логический подход), частнонаучные (сравнительно-правовой) методы исследования.

Теоретическую основу исследования составляют положения, выводы, концепции, позиции, точки зрения, содержащиеся в трудах советских и российских правоведов в области общей теории государства и права, международного публичного и международного частного права.  

 

1. Государство как  участник международных частноправовых  отношений 

1.1 Правовое положение  государства в международном  гражданском обороте 

Государство - основной, универсальный субъект международного публичного права. Государство как  единственный суверенный субъект права  обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства являются отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие, естественно, особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не является юридическим лицом, поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.

Сделки, совершаемые  государством, имеют особый правовой режим. Особенности правового регулирования  частноправовой деятельности государства  предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет как  имманентно присущее ему качество делает государство не только основным, но и принципиально отличным субъектом  как международного, так и внутреннего  права. Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе  публично-правовых отношений. Государство  может быть и субъектом частноправовых отношений, которые характеризуются  независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью  частной собственности. С одной  стороны, участие государства не меняет сущности частноправовых отношений, но, с другой - властная природа и суверенитет государства не может не сказаться на его правовом положении.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные  образования участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с  иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами». Из этой статьи следует три положения: государство может быть субъектом  гражданско-правовых отношений; государство  не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений; к государству по аналогии применяются нормы, определяющие участие  юридических лиц в этих отношениях (п. 2 ст. 124).

В качестве субъекта гражданско-правовых отношений, осложненных  иностранным элементом, государство  арендует или покупает участок земли  для дипломатической миссии или  для иных нужд в иностранном государстве, арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства, фрахтует иностранное судно для  перевозки своих грузов, заключает  договор подряда с иностранной  фирмой для строительства или  реконструкции своих зданий, государство  выступает в качестве наследника, выпускает облигации на территории иностранного государства, хранит деньги в иностранных банках и прочее. Причем, в том или ином объеме в частноправовых отношениях международного характера принимают участие все государства, независимо от их социально-экономического строя, уровня развития.

Также с развитием  и уложением международных экономических  связей, с процессом интернационализации  и тенденций к глобализации экономической  жизни, происходит значительное увеличение роли государства в управлении экономическими процессами, также увеличивается непосредственное участие государства в международных частноправовых отношениях. Наряду с традиционными формами участия, сохраняющими свое значение (например, облигационные займы за рубежом), появляются новые формы, которые могут сыграть положительную роль в развитии национальной экономики. Например, многие государства использовали для развития важных отраслей внутренней экономики концессионные соглашения, заключаемые с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ресурсов. В последние годы концессионные соглашения стали заменяться более прогрессивной формой - соглашениями о разделе продукции. Так же, как и в первом, государство передает иностранному инвестору на возмездной и срочной основе право на освоение природных ресурсов, но продукция, полученная в результате деятельности делится между государством и иностранным инвестором на согласованных в соглашении условиях.

Таким образом, государства  достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом, государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, то есть его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть; объем власти и сферу действия власти (часто термин «юрисдикция» используется в узком смысле слова как только судебная власть). Юрисдикция осуществляется государством в основном в пределах своей территории: согласно своему суверенитету государство подчиняет своей власти всех тех, кто, и все то, что находятся на его территории - территориальная юрисдикция. Для понимания иммунитета государства необходимо отметить, что юрисдикция бывает полная и ограниченная.

государство правовой международный иммунитет

 Полная - означает, что государство обладает властью  предписывать определенное поведение  (например, нормами права, административными  распоряжениями и пр.) всем находящимся  на его территории и обеспечивать  любыми средствами реализацию  своих предписаний. Ограниченная - означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств, для обеспечения реализации своих предписаний.

Неподчинение одного государства юрисдикции другого  государства никогда не означает полного отказа этого другого  государства от своей юрисдикции. В отношении к иностранному государству  не могут быть применены принудительные меры: по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и пр. Но это не означает, что иностранное государство может игнорировать право государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Напротив, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет включает в себя лишь неприменение принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений и пр. Вопрос об иммунитете возникает только в связи с иностранной юрисдикцией. 

1.2 Основные виды  гражданских правоотношений с  участием государства 

Одним из самых распространенных гражданско-правовых контрактов с участием государства является договор займа (особенно в форме выпуска государственных  облигаций, облигаций государственного займа и т.п.). Такие облигации  могут выпускаться и за пределами  данного государства - на территории других стран (30-е годы XX в. - выпуск облигаций  британского государственного займа  на территории США). По общему правилу, к обязательствам по договору государственного займа должно применяться право  данного государства. Это подтверждено решением Постоянной палаты международного правосудия (1929 г.) о сербских займах. По иску французских держателей облигаций  сербского государственного займа  к правительству Сербии. Палата признала, что права и обязанности по этому займу подчинены не праву  Франции, где были выпущены облигации, а законам Сербии. Аналогичное  решение было принято и Международным  Судом ООН в 1957 г. по франко - норвежскому  спору о норвежских займах. Однако государство само может отказаться от применения своего права и подчинить  эти отношения праву того государства, на чьей территории распространяются облигации.

Самыми характерными гражданско-правовыми сделками с  участием государства являются компенсационные  соглашения (о концессии, о разделе  продукции, сервисные соглашения). Компенсационные  соглашения представляют собой внешнеторговые сделки и относятся к сфере  действия Международного частного права, но обладают серьезной спецификой в  силу участия государства и связи с межправительственными соглашениями. Компенсационные соглашения - это долгосрочные крупномасштабные проекты, объекты которых находятся на территории принимающего государства. Возникающие по таким сделкам правоотношения характеризуются как «диагональные» - отношения властно-невластного характера (между государством и его частным иностранным партнером).

Особое место в  системе внешнеэкономических сделок занимает договор концессии. Концессия  представляет собой договор, в соответствии с которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет  иностранным инвесторам исключительные права на осуществление какой-либо деятельности и передает ему право  собственности на продажу или  доходы, полученные в результате этой деятельности. Концессия основана на уступке прав и является разновидностью компенсационных соглашений. Практически  общепризнанным является запрещение одностороннего изменения условий концессионного договора, если иное не предусмотрено  в самом соглашении.

Информация о работе Государство как субъект международного частного права