Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:27, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении отношений, возникающих при вступлении государства в правоотношения с частными иностранными лицами. Основными задачами исследования являются следующие:
-определение и исследование правового положения государства как субъекта международного частного права;
-выявление и анализ особенностей государства как участника международного гражданского оборота;
-определение и исследование видов международных частноправовых отношений с участием государства;
Введение
1. Государство как участник международных частноправовых отношений
1.1 Правовое положение государства в международном гражданском обороте
1.2 Основные виды гражданских правоотношений с участием государства
2. Понятие иммунитета государства, история его возникновения и развития
2.1 Иммунитет государства и его особенности
2.2 Основные теории иммунитета государства
Заключение
Список литературы
Как правило, концессия предоставляется на длительный срок, который определяется в зависимости от ее характера и условий, но срок действия концессионного договора не может превышать 50 лет. В основном концессия применяется в сфере недропользования и представляет собой уступку права государством на поиск и освоение природных ресурсов. Добытые иностранным инвестором природные ресурсы принадлежат ему на праве собственности. Во многих государствах (Россия, Венгрия, Великобритания, Норвегия) порядок предоставления концессий регулируется в специальном законодательстве (Закон Киргизстана о концессиях и иностранных концессионных предприятиях 1992 г.).
В российской правовой
доктрине и практике до сих пор
господствует точка зрения, что все
вопросы концессионного договора входят
в сферу внутренней компетенции
принимающего государства, а все
правоотношения по концессии подчиняются
только его национальной юрисдикции.
Концессия - односторонний акт государства,
предоставляющее иностранной
В зарубежной доктрине и судебной практике концессия определяется как квазимеждународный акт или международный договор, порождающий для предоставляющего концессию государства определенные международные обязательства. В концессионное соглашение должна включаться ссылка на международное право или условия о подчинении договора общим нормам права цивилизованных народов. В современном мире наблюдается тенденция к изъятию этих соглашений из сферы юрисдикции предоставляющего концессию государства и его национального права. Споры по концессии должны рассматриваться не в национальном суде принимающего государства, а в арбитраже, компетентном разрешать спор непосредственно на началах «справедливости и доброй совести» и не связанном материальными нормами какой-либо внутренней правовой системы.
В практике заключения концессионных соглашений (как и соглашений о разделе продукции и сервисных соглашений) прямо выраженная оговорка о применимом праве встречается значительно чаще, чем в других внешнеторговых контрактах. Все сделки с участием государства предполагают неограниченное действие принципа автономии воли сторон.
В современной хозяйственной жизни практика предоставления концессий уступает место практике заключения соглашений о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции — это договор, в соответствии с которым государство на возмездной и срочной основе также предоставляет иностранному инвестору исключительные права на осуществление какой-либо деятельности. Основное отличие соглашений о разделе продукции от концессии: полученная в ходе хозяйственной деятельности продукция распределяется между государством и иностранным инвестором на условиях соглашения (в РФ действует специальный Закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.).
Сервисные соглашения с риском и без риска - это договор, в соответствии с которым государство на срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на осуществление конкретных видов работ и услуг, предусмотренных соглашением. Продукция, полученная в результате такой деятельности, остается в полной и исключительной собственности государства.
Согласно действующему законодательству Российская Федерация может:
- предоставлять и
получать кредит (Российская Федерация
может заключать как заемщик
кредитные соглашения с
- использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг;
- предоставлять гарантии по займам и кредитам;
- заключать концессионные
соглашения с иностранным
- заключать соглашения
о разделе продукции, и прежде
всего соглашения о крупных
капиталовложениях,
- приобретать и
арендовать за границей
- продавать и сдавать
в аренду принадлежащие ему
за границей земельные участки,
- заключать контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд;
- заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг и т.д.;
- от своего имени
гарантировать исполнение
- выступать за
границей в качестве
Государство не является
юридическим лицом, поскольку само
определяет свой статус и априорно
пользуется иммунитетами (даже если законодательно
придерживается концепции функционального
иммунитета), поэтому все сделки,
заключенные с иностранным
2. Понятие иммунитета
государства, история его
2.1 Иммунитет государства
и его особенности
Термин "иммунитет" происходит от латинских слов - прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).
Само понятие "иммунитет
государства" сложилось в международном
праве сначала в качестве обычной
нормы, а затем стало определяться
судебной практикой, законодательством
и международными договорами. Иммунитет
иностранного государства, существующий
в международных отношениях, отличается
от иммунитета государства от предъявления
к нему исков в его собственных
судах. Установление последнего и определение
его пределов входит исключительно
в сферу компетенции
В международной практике применяются более узкое понятие "юрисдикционные иммунитеты" и более широкое понятие "иммунитет государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.
Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств.
Можно дать два понятия в зависимости от того, с позиции какого государства его рассматривать либо с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, либо с позиции принимающего государства. В целом это - будут две стороны одного и того же явления.
1. Иммунитет - это
право государства на
2. Иммунитет - это
отказ государства от
Итак, особенность
правового положения
Различают несколько видов (элементов) иммунитета государств:
• судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого);
• иммунитет от предварительного обеспечения иска;
• иммунитет от исполнения судебных решений;
• иммунитет государственной собственности;
• иммунитет от применения иностранного права (иммунитетом сделок).
Судебный иммунитет - юрисдикционный иммунитет, в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношению к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии. Кстати, это не означает отсутствия правосудия. Заинтересованные лица могут беспрепятственно обратиться с требованиями к государству в суды и другие правоприменительные органы этого государства. Как уже говорилось, в таком случае вопрос об иммунитете не возникает. И наконец, можно обратиться к своему правительству для воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам
Меры по предварительному
обеспечению иска - согласно иммунитету
суд, рассматривающий
Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения - в отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже, если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения.
Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Рассмотренные выше элементы содержания Иммунитета государства, связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности.
Но есть некоторые
особенности между иммунитетом
государства и иммунитетом
Информация о работе Государство как субъект международного частного права