Египет глазами Геродота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать и понять взгляды и мнения Геродота на жизнь в Древнем Египте. Для достижения этой цели нам потребуется решить несколько задач:
- проанализировать природу и климат Древнего Египта
- изучить историю этой страны
- охарактеризовать быт и культуру древних египтян
- рассмотреть особенности религии этой цивилизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
Характеристика источника……………………………………..…….…....3
Обзор литературы………………………………………………..……..…..4
Глава 1. История и география Древнего Египта……………………...……..…..9
Глава 2. Быт, обычаи и медицина древних египтян……….…………..………14
Глава 3. Религия древних египтян……………………………………..……….20
Заключение……………………………………………………………….………25
Список источников и литературы……………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_egipet.docx

— 63.31 Кб (Скачать файл)

Так же хотелось бы сказать и о роли жречества в написании истории. Хеопс предстаёт перед нами в негативном свете. Это говорит нам о том, что историю писали крайне заинтересованные люди, которые придумывали или же преувеличивать некоторые события или личные качества правителей, искажая историю. В данном случае – это жречество, которому было выгодно дать столь не лестную характеристику правителю, который при своей жизни притеснял их, если верить Геродоту.

Так же Геродот в подробностях рассказывает и о других правителях Египта, некоторые из которых, скорее всего, поразили его, по рассказам, своей политикой как внешней, так и внутренней. Так, например, царь Амасис вёл мудрую внутреннюю политику, не давая народу усомниться в его власти. Так же он ввёл закон, гласивший: « <…> Каждый египтянин должен был ежегодно объявлять представителю округа свой доход. А кто этого не сделает, тому грозила смертная казнь».40 Это говорит о двух вещах: во-первых, это уже готовое доказательство того, что правовая норма уже имела своё существование, во-вторых, этот закон показывает, что складывалась система налогообложения. Иначе объяснить появление этого закона не представляется возможным.  Это уже и законодательство, а так же и указание наказание за преступления. А это доказывает то, что уже в то время существовала система санкций, подтверждённая законом.

Из внешней политики правителя доподлинно известно, что в это время Египет имел дружественные отношения с некоторыми близлежащими племенами, на что в труде Геродота нашлось своё объяснение: «Даже предоставил эллинским переселенцам город Навкратис для жительства. А тем кто приезжал для торговли, он отвёл места, где они могли бы воздвигнуть алтарь и храмы богов».41 Второе предложение несёт тоже довольно важную информацию: каждый, кто бы ни пришёл в Египет, мог найти в нем своё место на этой земле, что не могло не радовать Геродота - жителя Греции.

Так же Геродот говорит о существовании социальной стратификации в Египте: « <…> жрецы, воины, коровьи пастухи, свинопасы, мелочные торговцы, толмачи и кормчие. Каста воинов делится на так называемых каласириев и гермотибиев, которые живут в следующих округах».42 В данном отрывке можно увидеть то, что в это время уже существовала наследственная стратификация, т. е. все зависело от того, в какой семье родился гражданин. Та же можно сделать вывод, что воины Египта были привилегированным сословием, исходя из того, что жили на особенных землях, которые, возможно, или принадлежали им, или даны им для кормления. Так же население разделено по принципу природных условий и занятий: «коровьи пастухи, свинопасы».

Изучив историю и рассмотрев географию Древнего Египта, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, Египет – это страна, непохожая на другие ни по географическому положению, ни по природным условиям. Во-вторых, почвы страны плодородны и дают население независимое и равное положение. В-третьих, можно сказать, что за историю в Египте отвечали представители жречества, что наложило на неё свой отпечаток, где все было связано с высшими силами, а сами фараоны обожествлялись. В конце хотелось бы сказать, что Геродот на протяжении всего труда ищет сходства и различия между Грецией и Египтом. Ему крайне интересно рассматривать тип общества, а так же природные условия этой богатой станы, которые отличаются греческих. Его труд содержателен и несёт множество полезной и нужной информации для изучения истории и географии Древнего Египта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Быт, обычаи и медицина древних египтян.

Быт и обычаи крайне важны для изучения какой бы то ни было страны. Они являются лицом и показателем народа, особенно если его традиции имеют уникальность и неповторимость. Геродот не обошёл и эту сторону жизни древних египтян.

«Эллинские обычаи египтяне избегают заимствовать. Вообще говоря, они не желают перенимать никаких обычаев ни от какого народа»,43 - говорит о египтянах автор, желая подчеркнуть их самобытность. - «Подобно тому, как небо в Египте иное, чем где-либо в другом месте, и как река  у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы у египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям других народов».44 Этим Геродот объясняет их непохожесть на другие народы. И с этим нельзя не согласиться.

Во-первых, отличие египтян от других народов в еде. Жители этой страны не употребляют хлеб из злаков. « <…> Другие питаются пшеницей и ячменем, в Египте же считается величайшим позором употреблять в пищу эти злаки»,45 - говорит Геродот. Для чего им были нужны тогда злаковые – остаётся тогда только предполагать. Возможно, они кормили ими сельскохозяйственных животных, раз для человека было позорно употребление их в пищу. Но из чего же они делали хлеб? Что было основой?

Нужно заметить и то, что медицина тоже имела своё влияние на питание египтян. «Хлеб, который они едят, приготовляется из полбы, по-египетски называемой «киллестис»,46 - поясняет автор. Полба – это злаковая культура, неприхотливая к внешнему климату. Тогда становится ясно, почему она получила такое распространение в Верхнем Египте. Неприхотливая культура могла дать очень много земледельцу без лишних на то затрат. Нижний Египет отличался болотистой почвой, которая была не совсем пригодна для земледелия, и его жители тоже по-своему приспособились к условиям внешней среды: «Когда на реке начинается половодье и поля затоплены, в воде вырастает много лилий, которые египтяне называют лотосом;  египтяне срезают эти лилии, высушивают на солнце, затем толкут семенные зёрнышки, похожие на мак из цветочного мешочка лотоса, и пекут из них хлеб на огне».47  Это значит, что и жители Нижнего Египта нашли способ дешёвого и быстрого производства хлеба. Всё, что им было нужно – росло вокруг них. И рацион растительной пищи у них был достаточно велик.

Но что насчёт мяса? Здесь уже имеет место местный культ и религия. Рыбу они могли употреблять, про что говорит Геродот: «Рыбу же египтяне едят частью в сыром виде вяленой на солнце, частью просоленной в растворе».48 Это означает, что промысел рыбной ловли достаточно налажен, и рыбу употребляли в пищу в большом количестве. Существовали даже разные виды её приготовления: «Птицу и рыбу всех других пород, кроме, конечно, почитаемых священными, они едят жареной или вареной».49 Это показывает, что мясо животных обычно не употребляли в пищу. Оно не входило в ежедневный рацион питания, а это значит, что культ почитания священных животных был достаточно велик. Но об этом позже. Мясо же употреблялось только в редких случаях жертвоприношений, но и в этих случаях больше доставалось жречеству.50

Так же религия проявляла себя и в других аспектах питания: «После этого наполняют остальную тушу быка чистым хлебом, мёдом…».51 Это показывает особое отношение к священному животному, приносимому в жертву. Так же можно сделать вывод о том, что в Древнем Египте уже существовали пасеки, но мёд был дорогой, раз его употребляли только в таких редких случаях. Так же можно подтвердить это тем, что в остальном повествовании Геродота мёд не упоминался, а это значит, что его не могли достаточно часто употреблять в пищу, особенно бедная составляющая населения страны.

Так же можно сказать и о напитках египтян. «Вино, которое они пьют, изготовляется из ячменя, потому что в этой стране нет виноградной лозы»,52 - повествует автор. Но до этого в его истории мы видели другое его утверждение, что египтяне не употребляли в пищу такие злаковые культуры. В чем же тогда дело? Дело в том, что не везде в Древнем Египте выращивали виноград, а Геродот, скорее всего, побывал именно в тех районов, где его не было. Тогда из этого следует, что Геродот не был на территории западной части дельты на озере Мариут, которая была областью обильных виноградников. Автор явно поражён мыслью производства ячменного вина, ведь в Греции о таком даже подумать не могли. Но что же можно сказать по поводу противоречия, которое возникло в его рассказе? Можно сделать вывод о том, что Геродот просто записывал то, что ему говорило местное население, не проверяя и не удостоверяясь в полученной информации.

Переходя к внешнему виду египтян, Геродот говорит: «Египтяне носят на теле льняные, обшитые по подолу бахромой хитоны под названием «каласирис». Поверх этих рубах они надевают в накидку белые шерстяные плащи».53 Это высказывание говорит нам о том, что в Египте выращивали лён и изготавливали из него одежду. Лён сам по себе – неприхотливая культура, которая не нуждается в больших затратах, а в условиях климата в Египте, скорее всего, произрастала в довольно большом количестве, что удешевляло одежду местного населения. Про шерстяные вещи Геродот так же упоминает немного позднее: «Однако в шерстяных одеждах они не вступают в храм и в них не погребают покойников. Это считается нечестивым. В этом у египтян сходство с учениями так называемых орфиков».54 Учение орфиков представляет собой культ переселения душ, который был достаточно распространён в Древней Греции. Чтобы душа покинула свой временный сосуд – тело, нужно было пройти через большое количество очистительных обрядов. Тогда можно понять, почему шерстяные вещи имели такое значение, ведь даже убийство животных имело свои значения и последствия. Но это только культовая сторона быта. В повседневной жизни египтяне активно использовали шерстяные вещи, и это не считалось за преступление.

Начиная тему жилья египтянина, нельзя не отметить то, что на него тоже накладывали свои отпечатки местные природные условия. «Жители, что над болотами, строят себе спальные помещения в виде башен, куда и забираются спать»,55 - говорит автор про жителей Нижнего Египта. Из-за чего они отдавали предпочтение столь странному виду жилища? Геродот даёт ответ: « Ведь комары от ветра не могут летать высоко. Жители же болотистой области вместо башен применяют другое устройство. У каждого там есть рыбачья сеть, которой днём ловят рыбу, а ночью пользуются вот как. Сеть эту натягивают  вокруг спального ложа. Потом подлезают под полог и там спят».56 Уже выше было сказано про рыбную ловлю в Египте и её распространение, особенно в дельте Нижнего Египта. И сети в данном случае несли за собой два положительных аспекта: за ночь они просыхали, а так же защищали от кровососущих насекомых, которых на болотистой местности, да ещё и возле реки, достаточно большое количество, и от них надо защищаться, потому что ещё неизвестно, переносчик какого заболевания это насекомое, которое может укусить. А к своему здоровью египтяне относились очень бережно, что было сказано ранее.

Так же это подтверждает и такой факт, как медицина, существовавшая у египтян уже в это время. Она была достаточно развитой, потому что Геродот  говорит: «Искусство же врачевания у них разделено. Каждый врач лечит только один определенный недуг, а не несколько, и вся египетская страна полна врачей. Так, есть врачи по глазным болезням, болезням головы, зубов, чрева и внутренним болезням».57 То, что врач занимался только одной болезнью на протяжении жизни, говорит об его профессиональности и об опыте, который он может наработать, а это значит, что если каждый занимается своей болезнью, будут придуманы разные способы её лечения, значит, что медицина на протяжении времени будет развиваться. Все, казалось бы, хорошо, но существовали и факторы, которые тянули медицину наоборот назад. Одним из таких факторов являлось то, что в основном врачеванием занималось жречество. И лечение на протяжении столетий складывалось н основе заклинаний, заговоров и языческих верований, что можно доказать на примере лечения царя Ферона, у которого была глазная болезнь: «А на одиннадцатый год пришло к нему из города Буто прорицание оракула, что срок кары истек и царь прозреет, промыв глаза мочой женщины».58 Оракул – это вид жречества. Оракулы в то время могли, якобы, видеть будущее и общаться с высшими силами. Такой способ врачевания не может нас заставить не сомневаться в силе таких способов лечения, но мы доподлинно не знаем, что делал царь дополнительно, какие лекарства принимал для излечения своего недуга. Но факт остаётся фактом – Ферон поборол свою болезнь. Вторым же фактором являлось то, что довольно часто лекарства использовались необдуманно. Но все это не мешало развиваться медицине как таковой, чего, можно предположить, в Греции не было, и что поразило Геродота.

В конце хотелось бы сказать об обычаях Древнего Египта, а именно об отношениях людей между собой в обществе. « <…> Женщины ходят на рынок и торгуют, а мужчины сидят дома и ткут <…>. Мужчины носят тяжести на голове, а женщины – на плечах»,59 - говорит Геродот. Создаётся странное впечатление у современного человека об их укладе, и остаётся не совсем понятным то, зачем Геродот упоминает этим, что он хотел сказать. Можно предположить, что он просто противопоставляет египтян жителям Греции, искажая некоторые факты. Но следующая цитата: «Ни одна женщина не может быть жрицей ни мужского, ни женского божества, мужчины же всех богов и богинь. Сыновья у них не обязаны содержать престарелых родителей, а дочери должны это делать даже против своего желания»,60 - наводит нас на мысль уже о том, что в Египте имел место строгий патриархат, что женщины были ниже по положению, чем мужчины как в семье, та и в обществе. Мужчина настолько возвышался, что даже почитание родителей не принижало его достоинства. Но в следующей цитате мы можем видеть обратное: «При встрече со старцами юноши уступают дорогу, отходя в сторону, и при их приближении встают с мест».61 Это показывает, что отношение к старшим было настолько же велико, как и отношение к мужчине. Скорее всего, это основывалось на культе предков, довольно сильном из-за почитания умерших, что говорит Геродот, а это имело сходство и с культурой греков.

Вывод главы таков: египтяне – народ с непохожим бытом, обычаями и медициной, если сравнивать с другими странами. Египет старался развиваться своим путём, отдавая предпочтение здоровью как физическому, так и духовному. Быт зависел от природных условий окружающей среды, а обычаи, проистекающие из культа почитания умерших, основывались на почитании старших и мужчин. Это одно из свойств, которое делает похожими египтян на другие народы, но не лишает их индивидуальности, непохожести на другие народы. Религия жителей Египта так же влияла и на их питание: из пищи у них был растительный рацион и рыба. Животных они практически не ели, т. к. многие из них были священными. Запретное мясо они могли попробовать только после жертвоприношений. Геродоту это все было крайне интересно из-за сходства, а так же различий с его родной Грецией.

 

Глава 3. Религия древних египтян.

Религия – это важное составляющее каждого народа. По тому, во что верит какая-либо цивилизация, становится понятны многие проявления быта и обычаев, которые обычно напрямую связаны с культом жителей страны. Египет, в этом смысле слова, имел культ, который достаточно интересный для нашего рассмотрения.

Культовая Египта сторона напрямую связана с обрядовой стороной религии. Во-первых, у египтян были как культ богов, та и культ животных, которые нашли в себе тесное переплетение, т.к. практически каждый бог отождествлялся с каким-нибудь животным, и наоборот. Геродот так же упоминает, что «почти все имена эллинских богов происходят из Египта».62 А это значит, что египетская религия на много старше религии греческой, она даже, возможно, проистекает из неё. «Только Исиду и Осириса (который, по их словам, есть наш Дионис) они все одинаково чтят»,63 - говорит Геродот, доказывая вышесказанную теорию. Он пытается найти отличия, и находит их, что говорит его следующее изречение: «У эллинов самым младшим из богов считаются Геракл, Дионис и Пан достаточно трепетно. У египтян же напротив».64 Мы видим, что сходство религий просто поразительное. Отличатся только иерархия и то, что египтяне относились к священным животным, что показывает законодательство, имеющее за собой правовую норму, а так же санкции наказания за преступление: «Если кто-нибудь умышленно убьет какое-нибудь из этих животных, того карают смертной казнью; если же неумышленно, то платит пеню, установленную жрецами. А кто убьет ибиса или ястреба, должен во всяком случае умереть».65 Мы видим налаженную систему: преступление-наказание, - которая наложила свой отпечаток на развитии государства, религия которого объединяла население одним пантеоном общепочитаемых богов.

Информация о работе Египет глазами Геродота