Египет глазами Геродота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать и понять взгляды и мнения Геродота на жизнь в Древнем Египте. Для достижения этой цели нам потребуется решить несколько задач:
- проанализировать природу и климат Древнего Египта
- изучить историю этой страны
- охарактеризовать быт и культуру древних египтян
- рассмотреть особенности религии этой цивилизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
Характеристика источника……………………………………..…….…....3
Обзор литературы………………………………………………..……..…..4
Глава 1. История и география Древнего Египта……………………...……..…..9
Глава 2. Быт, обычаи и медицина древних египтян……….…………..………14
Глава 3. Религия древних египтян……………………………………..……….20
Заключение……………………………………………………………….………25
Список источников и литературы……………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_egipet.docx

— 63.31 Кб (Скачать файл)

«Для ухода за животными каждой породы назначены из египтян определенные служители – мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследству от отца к сыну»,66 - говорит автор. Это показывает, как был важен культ животных для египтян, что даже существовало, скорее всего, отдельное сословие, которое было ответственным за их здоровье и жизнь, обязанности которых передавались по наследству, как мужчинам, так и женщинам, что немного противоречит тому, что было сказано ранее про значение женщины в семье. Сословие, можно предположить, было достаточно многочисленным и обширным, исходя из того, что пород и видов животных в Египте много. Так же нельзя не заметить, что географическое положение тоже влияло на почитание того или иного животного: «Гиппопотамы в Папремитском округе считаются священными, а в остальном Египте – нет».67 Это только доказывает занятость некоторого сословия в культовой сфере, а та же и того, что местные жители разных округов могли выбрать себе собственных животных для почитания, исходя из собственных взглядов.

«Еще одна священная птица под названием феникс. <…> Прилетает же феникс, только когда умирает его отец»,68 - пишет автор про несуществующую птицу, олицетворяющую божество. Можно только предположить её значение в жизни египтян, но становится видно здесь влияние культа почитания предков, ведь птица прилетает только тогда, когда умирает её отец. Но никто, ни местные жители, ни сам Геродот, не видели феникса, и стоит только догадываться о том, поверил ли Геродот в существовании этой птицы или нет, но то, что он внёс её себе в работу говорит больше о первом, чем о втором, исходя из того, что автор был падок на мифическое, что было сказано ранее.

О жертвоприношениях можно сказать следующее: «Быки считаются посвященными Эпафу, и поэтому их тщательно исследуют вот каким образом… Исследование проводит нарочно назначенный для этого жрец, причем животное стоит прямо, а затем лежит на спине. <…> Если животное окажется чистым по всем статьям, то жрец отмечает его, обвивая папирусом рога, и затем, намазав их печатной глиной, прикладывает свой перстень с печатью».69 Это говорит нам о том, что существовало особое жречество, у которого были обязанности проверки животных на чистоту и пригодность для жертвы, которые подтверждались юридически особой печатью, из-за чего можно сделать вывод о том, что это занятие имело правовую норму. А если ещё предположить и то, что существовало большое количество жречества, у которого были разные обязанности, которые выполнялись поэтапно, то можно предположить, что достаточно внушительная часть народа участвовала в жертвоприношении, внося свой вклад, вероятно, юридически закреплённый. Так же здесь сказано, что «быки считаются посвященными Эпафу», что подтверждает священность животного. Такое же посвящение мы можем заметить и в другой записи Геродота: «Мертвых змей погребают в храме Зевса, так как они, по словам египтян, посвящены этому богу».70 Мудрость и хитрость отождествляются с этим животным практически во всех религиях, в греческой в том числе. И посвященность этого животному высшему божеству говорит о многом.

Но вернёмся к жертвоприношениям. «Затем, совершив возлияние вином над алтарем, где лежит жертва, и призвав божество, они закалывают животное, а после заклания отсекают голову... Над головой же они изрекают вот какие заклятия…»,71 - говорит автор, продолжая тему жертвоприношения. Если информация верна, то у ритуала было достаточно большое значение, раз для его совершения выделялось специальное место. Так же из этого следует, что голова убитого животного несла особый сакраментальный характер, раз именно над ней совершались молитвы и заклятия.

Очищение – вот один из принципов жертвоприношения египтянами животных. «После этого наполняют тушу быка чистым хлебом медом, изюмом, винными ягодами, ладаном, и прочими благовониями. Наполнив тушу всем этим, они сжигают её. Перед принесении жертвы они постятся, а при сжигании жертв все участники предаются скорби»,72 - подтверждает автор. Огонь – это один из самых главных принципов очищения, его помощник. Пост и скорбь подтверждают и дополняют эту гипотезу. Так же это утверждение показывает, что жертвоприношение стоит достаточно дорого, как и говорилось в предыдущей главе, т.к. множество ингредиентов, которыми наполнялись животные, были достаточно дорогими и не употреблялись египтянами в обычной жизни. А так как практически все население участвовало в ритуале, то можно сделать вывод, что практически именно на деньги людей совершались эти жертвы. Исходя из сказанного ранее в предыдущей главе о том, что жречество первым питалось мясом убитого животного, то следует сказать, что оно имело достаточное влияние и неплохо кормилось, в отличие от простых жителей.

Отдельного внимания заслуживает и другая сторона египетского культа – бальзамирования. Как нам стало доподлинно известно, что для египтян оно имело особое сакраментальное значение, что подтверждают слова Геродота: «Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования».73 Тем самым можно сказать, что для этого занятия в Египте было выделено целое сословие умельцев бальзамировать человеческие тела. Бальзамировались абсолютно все: и богатые, и бедные, - что говорит и Геродот: «При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования. <…> Затем они предлагают второй способ, более <…> дешевый, и третий – самый дешевый».74 Во-первых, это показывает то, что существовала целая каста общества, которая занималась эти делом, что показывает развитие медицины как таковой, т.к. для бальзамирования нужно было в совершенстве знать анатомию человека, а так же посвятить этому жизнь. Во-вторых, это показывает разное социальное и экономическое положение местного населения. Бальзамирование – достаточно дорогая операция, требующая больших затрат. Для тех, кто не мог покрыть их, и придумали более дешёвые способы. Это показывает то, что эта так называемая отрасль не стояла на месте, а активно развивалась вместе с медициной, чтобы дать всему населению приобщиться к богам после смерти.

В заключении главы хотелось бы отметить, что Геродот всячески старался связать высшие существа Египта и Греции, найти сходства, отождествляя своих и египетских богов. Но религия Греции не включала в себя столь сильное почитание животных, как в Египте. Так же он достаточно широко показал то, что существовало большое количество жречества, которое разделялось по обязанностям и имело привилегии. А так же и то, что почитание предков приводило египтян к дорогостоящим операциям бальзамирования, которые, возможно, для Геродота были не совсем ясны из-за большой практики дешёвого и простого кремирования в Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Египет глазами Геродота предстал перед нами во всех аспектах жизни общества, а так же и в истории.

Природные условия и географические особенности (и одни и другие значительно отличаются от Греции) мы рассмотрели вместе с автором и поняли их особенности. Именно они имели широкое влияние на быт и культуру Египта: вся его жизнь зависела от реки Нил. Так же стоит заметить и то, что Геродот искажает историю, сравнивает царей, жестоких и деспотичных, со своими правителями демократической страны. Но в дальнейшем, при описании Нового царства, количество исторических искажений повествования уменьшается, но все так же Геродот сравнивает обе страны, восхищаясь египетским народом.

Про быт и обычаи Геродот не раз замечает, что они являются исконно египетскими, т.к. жители Египта старались не заимствовать их у других народов, предпочитая свой путь развития, исходя из природных условий и религии. И медицина стала одним из доказательств этого развития. Геродот и здесь пытается сравнивать обе страны в поисках отличия, сильно искажая события.

Культ и религия в Египте достаточно развиты и образованы в единую систему. Грек не раз замечает сходство своей и египетской религий, делая предположение, что греческая произошла именно от египетской, а та, в свою очередь, от эллинской. Из обрядовой части нужно заметить, что Геродот уделяет достаточно важным вещам: жертвоприношению и бальзамированию. В них он видит ту самую непохожесть религий между собой.

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

Источник:

Геродот. История. М., 2002.

Литература:

1. Бадж У. Царство мёртвых. М., 2010

2.Кормышева Э.Е. Древний Египет. М., 2005

3. Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта». СПб., 2000

4. Лурье С. Я. «Геродот». М. 1947

5. Меекс Д. и Фавар-Меекс К. «Повседневная жизнь египетских богов». М., 2008

6. Монте П. Египет Рамсесов. Смоленск, 2002

7. Постников М.М.  «Критическое исследование хронологии древнего мира». М., 2000

8. Тураев Б.А. Древний Египет. СПб., 2001

9. Эрман А. Жизнь в Древнем Египте. М., 2008

 

 

 

 

1 Геродот. История. М., 2002.

2   Постников М.М.  Критическое исследование хронологии древнего мира. М., 2000. С. 210.

3   Там же. С. 210.

4  Лурье С. Я. Геродот. М., 1947. С.120.

5  Постников М.М.  Критическое исследование хронологии древнего мира. М., 2000. С. 213.

6 Тураев Б.А. Древний Египет. СПб., 2001.

7 Там же. С. 26.

8 Там же. С. 4.

9 Там же. С. 32.

10 Эрман А. Жизнь в Древнем Египте. М., 2008.

11 Там же. С. 12.

12 Там же. С. 77.

13 Там же. С. 186.

14 Уоллис Б. Царство мёртвых. М., 2010.

15 Там же. С 67.

16 Монте П. Египет Рамсесов. Смоленск, 2002.

17 Там же. С. 92.

18 Там же. С. 3

19 Там же. С. 10.

20 Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000.

21 Там же. С. 16.

22 Там же. С. 230.

23 Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов». М., 2008.

24 Там же. С. 6-7.

25 Там же. С. 185.

26 Там же. С. 197.

27 Кормышева Э.Е. Древний Египет. М., 2005.

28 Геродот. История. М., 2002 . С. 110.

29 Кормышева Э.Е. Древний Египет. М., 2005.  С. 9.

30 Постников М.М.  Критическое исследование хронологии древнего мира. М., 2000.

31 Лурье С. Я. Геродот. М., 1947.

32 Там же. С. 159.

33 Геродот. История. Книга II. Евтерпа // сайт «Античная литература» // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

34 Там же.

35 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

36Там же.

37 Там же.

38 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

39 Там же.

40 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

41 Там же.

42 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

43 Геродот. История. Книга II. Евтерпа // сайт «Античная литература» // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

44 Там же.

45 Там же.

46 Там же.

47 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

48 Там же.

49 Там же.

50 Там же.

51 Там же.

52 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

53 Там же.

54 Там же.

55 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

56 Там же

57 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

58 Там же.

59 Там же.

60 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

61 Там же.

62 Геродот. История. Книга II. Евтерпа // сайт «Античная литература» // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

63 Там же.

64 Там же.

65 Там же.

66 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

67 Там же.

68 Там же.

69 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

70 Там же.

71 Там же.

72 Там же // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1284916103#t002

73 Там же.

74 Там же.

 

 


Информация о работе Египет глазами Геродота