Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 19:23, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать и понять взгляды и мнения Геродота на жизнь в Древнем Египте. Для достижения этой цели нам потребуется решить несколько задач:
- проанализировать природу и климат Древнего Египта
- изучить историю этой страны
- охарактеризовать быт и культуру древних египтян
- рассмотреть особенности религии этой цивилизации.
Введение…………………………………………………………………….……3
Характеристика источника……………………………………..…….…....3
Обзор литературы………………………………………………..……..…..4
Глава 1. История и география Древнего Египта……………………...……..…..9
Глава 2. Быт, обычаи и медицина древних египтян……….…………..………14
Глава 3. Религия древних египтян……………………………………..……….20
Заключение……………………………………………………………….………25
Список источников и литературы……………………………………………..26
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории
Курсовая работа
на тему:
Египет глазами Геродота
студентки I курса, дневного отделения
группы № 172
Мудрой Златы Андреевны,
руководитель семинара:
к. и. н. Захаров Георгий Евгеньевич
Москва, 2014
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Характеристика источника……………………………………..…….….
Обзор литературы………………………………………………..
Глава 1. История и география Древнего Египта……………………...……..…..9
Глава 2. Быт, обычаи и медицина древних египтян……….…………..………14
Глава 3. Религия древних египтян……………………………………..……….20
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы……………………………………………..
Введение.
Египет – страна, основавшая свою цивилизацию на применении искусственного орошения. Это земля, самобытная и довольно закрытая, была завоёвана Персией в VI в. до н.э. Геродот, один из первейших историков, интересовавшийся странами, попавшими под гнёт этой империи, не обошёл своим вниманием и Египет. Взгляд этого выдающегося человека на внутренние устои страны очень интересны: хоть египетский народ и потерял былое могущество и мощь, но он сохранил воспоминание о сильных и великих фараонах, он сохранил свои традиции, обычаи и культы. А так же сохранил надежду на спасение от империи, захватившей египетские земли. Греция, родина автора, стала толчком изучения и анализа Геродотом стран, похожих и непохожих на его собственную. Он отправился в далёкое путешествие для написания своей истории, которая впоследствии покажет всему миру, что многие завоёванные земли не потеряли своих традиций и обычаев, а, значит, вера людей ещё жива.
Цель данной работы – проанализировать и понять взгляды и мнения Геродота на жизнь в Древнем Египте. Для достижения этой цели нам потребуется решить несколько задач:
- проанализировать природу и климат Древнего Египта
- изучить историю этой страны
- охарактеризовать быт и культуру древних египтян
- рассмотреть особенности религии этой цивилизации.
Характеристика источника.
В нашей работе потребуется такой исторический источник, как «История. Книга 2. Евтерпа».1 Геродот, автор этого произведения, написал свой труд в 456—455 г. до н.э., в который вложил историю и свои впечатления от тех стран, которые посетил во время своей жизни.
Темой его «Истории» стали греко-персидские войны (500-449 гг. до н. э.). Автор разделил свой труд на две части: первая посвящена описанию стран, затронутых персидским владычеством, вторая – непосредственно событиям этих войн. «Евтерпа» же относится к первой части рукописи, которую оставил после себя Геродот, записанную на ионийском диалекте греческого языка.
«История» была обнаружена только в XV в. н. э. среди вывезенных в западную Европу документов после взятия Константинополя турками в 1453 г.2
С точки зрения многих учёных, древнейшими считаются рукописи, созданные в X в. н. э. Так же существуют папирусные отрывки, датируемые II-III в. н. э.3
Достоверность труда Геродота во многом зависит от источников информации, которые он использовал для написания «Истории».4 Чаще всего этими источниками были переводчики, а та же оракулы и жрецы – люди, которые, в силу своих личных и религиозных предубеждений, могли придумать несуществующие факты или преувеличивали значение других.5 Но по этим критериям нельзя судить о недостоверности самого источника. Геродот при написании своей «Истории» пользовался трудами такого древнегреческого учёного, как Гекатей, надписями на памятниках и стенах, а так же опытом личных наблюдений.
В заключении характеристики «Истории» Геродота хотелось бы сказать о значимости такого большого источника: до нас дошло мало рукописей, повествующих о том времени. Поэтому для современного историка этот труд очень важен.
Обзор литературы.
На протяжении долгого времени история Египта волновала множество учёных. И в наше время, и в предыдущие века научные деятели посвящали ей свои труды.
К отечественным деятелям науки XIX в. относится такой известный учёный, как Б. А. Тураев. В своей книге «Древний Египет»6 он размышляет о взаимосвязи религии древних египтян и их образа жизни. Автор говорит о фараонах, которые отождествлялись с богами, о быте и культуре этого народа.7 Тураев убеждённо утверждает, что Древний Египет играл свою особенную роль в развитии государственности во многих странах того мира. « <…> Исследование её истории нас по большей части, в конце концов, приводит в Египет, который был отцом европейской государственности, европейского искусства, многих явлений нашей религиозной жизни и быта»8 - говорит автор. Так же Тураев размышляет и о роли жертвоприношений в Древнем Египте: «Но и вообще египетский культ <…> имел целью не столько общение с божеством, сколько его содействие богу, облегчение его дела»9
Немецкий учёный, живший на рубеже XIX – XX вв., Адольф Эрман создал труд под названием «Жизнь в Древнем Египте».10 В своём исследовании автор ставит главной целью изучить быт и культуру египтян. «Теперь, когда мы научились понимать значение монументов, читать надписи и изучили литературу Древнего Египта, былой блеск угас, <…> и мы видим древних египтян такими, какими они были на самом деле, не лучше и не хуже других великих народов»11 - говорит автор, противопоставляя своё мнение мнению Б. А. Тураева. Он достаточно нелестно отзывается о египетском народе, говоря, что пиво было любимым его напитком,12 хотя об этом Геродот не упоминает. Так же автор упоминает о том, что жречество и государство отвечали в Древнем Египте за религию, а сам народ ничего не решал.13
«Книгу мёртвых» как верование египтян в загробную жизнь исследовал Уоллис Бадж (1857-1934) в своей монографии под названием «Царство мёртвых».14 Автор много рассуждает об обрядовой стороне религии египтян, в основном о бальзамировании, где говорит: «Умирая, египтяне надеялись победить смерть, могилу и разложение, потому что Осирис сумел избежать всего этого».15 Так же У. Бадж упоминает в своих рассуждениях и египетских богов, и загробный суд и воскресение.
Следующим, кто коснулся темы Древнего Египта, был французский учёный Пьер Монтэ. В своей монографии «Египет Рамсесов»16 автор касается повседневной жизни египтян и их быта. Развитие медицины и значения питания автор объясняет боязнью народа голода и смерти,17 а так же он упоминает о том, что египтяне больше заботились о богах и о мёртвых, чем о живых.18 Но П. Монте ни сколько не умаляет значения Древнего Египта как цивилизации, говоря о культуре и обычаях, восхищается этим народом. Так же учёный убеждён, что в течение истории Египта народ менял свои религиозные представления, именно поэтому П. Монте и коснулся именно этой эпохи.19
XX в. стал временем изучения Древнего Египта. Так русский учёный М. А. Коросторовцев в своём исследовании «Религия Древнего Египта»20 затронул тему географических названий народа, в которых однозначно виден культ животных: «Ликополис, Леонтополис, Гиераконполь, Крокодилополь».21 Автор ясно подчеркнул неоднозначную роль жречества в древнеегипетском обществе, говоря: «Прежде всего, надо решительно расстаться с довольно широко распространённым мнением о египетском жречестве как о касте или какой-то похожей на касту замкнутой корпорации».22
Так же интересна и монография двух французских учёных «Повседневная жизнь египетских богов».23 Д. Меекс и К. Фавар-Меекс, авторы этого труда, изучали мир египетских богов, которые на протяжении всей жизни и даже после смерти сопровождали человека, помогали ему.24 Так же их исследование коснулось и культа животных: «Церемонии <…> во многом соответствовали действам во время царской интронизации».25 Это имело большое значение, так как животные олицетворяли собой богов, а сам культ отождествлял собой присутствие богов среди людей, обеспечивал великое равновесие.26
В наше время тоже множество трудов посвящается изучению Древнего Египта. Исследование Э. Е. Кормышевой «Древний Египет»27 не стал исключением. Экономика, письменность, культура, традиции и обычаи легли в основу её работы. Автор отметила, что основной сельскохозяйственной культурой в Древнем Египте была пшеница, хотя Геродот говорил обратное.28 «Время египетской цивилизации соприкасается с вечностью»,29 - говорит учёный, замечая таинственность, своеобразность этой страны, её культурного наследия.
Характеристика источника стала возможна благодаря двум трудам двух учёных, которые в разных степенях в своих исследованиях коснулись как темы «Истории» Геродота, так и темы изучения жизни и самого автора источника. Это монография М. М. Постникова «Критическое исследование хронологии древнего мира»30 и монография С. Я. Лурье «Геродот»31. В первой работе М. М. Постников говорит о достоверности источника, которая вызывает у него сомнение, посвящая труду Геродота шестую главу своей монографии под названием «Геродот и его История». Автор говорит об отношении историков к памятнику, а так же и о самих рукописях Геродота. Во второй работе С. Я. Лурье говорит о самом авторе источника, о его особенностях мировоззрения, которые, по мнению Лурье, тесно связаны с родителями историка и его родиной. Так же автор нелестно отзывается к источникам Геродота, достоверность которых не была подтверждена. Но, тем не менее, Лурье подчёркивает большое значение «Истории» Геродота: «Несмотря на все недостатки методов исторической работы Геродота, нынешний историк найдёт у него значительно больше интересующего его материала, чем у Фукидида, не говоря уже о доставляемом Геродотом художественном удовольствии».32
В конце хотелось бы сказать, что достаточно большое количество учёных всего мира посвятили свои исследования этой страны: её истории, обычаям, культуре, религии, быту. Именно благодаря им мы можем рассмотреть Египет, понять то, что хотел сообщить нам в своей «Истории» Геродот. Изучая литературу, посвящённую Древнему Египту, а так же Геродоту, мы можем увидеть актуальность этой темы на протяжении веков, а так же её значение для современных историков.
Глава 1. История и география Древнего Египта.
Геродот очень много внимания уделяет в своей работе географии Древнего Египта, отдавая ей особое значение. «Ведь малоземельные народы измеряют свою землю оргиями, те же, что богаче землёй, — стадиями, ещё более богатые — парасангами, а самые богатые — схенами. Парасанг же составляет 30 стадий, а каждый схен (египетская мера) равен 60 стадиям. Поэтому длина египетского побережья равняется 3600 стадий»,33 - говорит автор. Из этого следует то, что Геродот считал Египет достаточно большой и богатой страной, т. к. богатство земель для грека того времени заключалось в количестве и качестве земель. А если сравнить территорию Греции и Египта, тогда становится понятен восторг Геродота по этому поводу. Так же можно заметить и то, что автор всячески старается найти что-то общее между двумя странами, вводя в понятие египетской меры измерения схен. Само это слово, как мы можем заметить, имеет греческое происхождение, что подтверждает ранее высказанную теорию.
Так же Геродот обращает наше внимание и на то, какой вид имел Египет в то время: «От побережья в глубь страны, т. е. вплоть до Гелиополя, Египет широк, сплошь низменный, обилен водой и покрыт илистыми наносами. <…> От Гелиополя в глубь страны Египет суживается. Здесь с одной стороны он ограничен Аравийскими горами, которые непрерывно тянутся с севера на юг, вплоть до так называемого Красного моря».34 Из этого следует то, что Египет достаточно неоднороден по своей структуре, благодаря Нилу, который делит его на Верхний и Нижний Египет. Эти земли заметно отличаются друг от друга, как и природные условия, что мы тоже можем увидеть, исходя из данной информации. Говоря, что Египет «обилен водой и покрыт илистыми наносами», Геродот хочет заметить, что земли Нижнего Египта крайне пригодные для земледелия, что так не похоже на его собственную страну, почвы которой нельзя засеять и пожать урожай без какого-либо усилия. Так же на географию и положение Египта оказывает своё влияние и то, что с одной стороны он окружён Аравийскими горами, с другой песками пустынь, что делает его, скорее всего, закрытым от набегов кочевников и близлежащих стран.
Но вернёмся к земледелию. «Ведь свойство почвы Египта вот какое. Если, подплывая к Египту, бросить лот, даже на расстоянии дневного пути от берега, то вытащишь ил на глубине 11 оргий»,35 - говорит Геродот. А это говорит о крайней плодородности почв, которые обогащены полезными веществами, чего нет в Греции. А сам способ засевания почв заслуживает особого разговора: «После каждого естественного разлива, каждый египтянин засеивает свою пашню, а потом выгоняет на неё свиней. Затем, когда семена втоптаны в почву свиньями, ожидают время жатвы».36 Это говорит о том, что земледельцы в Египте достаточно самостоятельны и не имеют дополнительных затрат для своих промыслов, чего нельзя сказать о греках, которые были вынуждены закупать орудия труда, имеющие свою стоимость, которую, возможно, не каждый мог осилить, и прикладывать усилия для получения урожая. Геродот просто не мог заметить столь резкого отличия Египта от своей страны.
Гражданство и принадлежность к стране тоже заслуживает особого разговора. Геродот, житель Греции, где население делилось на варваров и греков, поражён тем свойством Египта, что «все люди, живущие ниже Элефантины и пьющие нильскую воду, - египтяне».37 Это значит, что принадлежность к стране определялась не по родству, а по земле. Необязательно было родиться в Египте, чтобы стать его гражданином. Достаточно было просто питаться от реки Нила. Такая особенность не могла не поразить Геродота, привыкшего к другим устоям и традициям. Но об этом позже.
Геродот был не слишком разборчив, описывая историю Древнего Египта, хотя большинство сведений, изложенных в его работе, достаточно правдивы. «До времени царя Рампсинита, рассказывали далее жрецы, при хороших законах Египет достиг великого процветания. Однако его преемник Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения,»38 - говорит автор. Из этого можно заметить, что Геродот относился не совсем объективно к тому, что записывал в своём труде, т. к. между правлениями Хеопса и Рампсинита стоит промежуток времени в 1000 лет, что можно увидеть из истории страны. Это показывает то, что Геродот по большей своей части записывал то, что ему рассказывали египтяне (чаще всего их жреческая часть). И это далеко не единственный случай. В его повествовании достаточно часто встречаются слова: «…как меня уверяли жрецы…» и «… я верю рассказам жрецов об Египте и целиком разделяю их мнение», что наводит на некоторые сомнения, которые подтверждаются на некоторых примерах, например, с ситуацией разливов Нила. «Та страна, к которой ближе всего этот бог и где он пребывает, естественно самая безводная и реки там высыхают <…> Солнце же, каждый раз не отдаёт назад всю нильскую воду, которую притягивает к себе, но оставляет некоторое количество себе в пищу,»39 - приводит Геродот, считая это мнение самым правдивым из тех, что ему рассказали за время его путешествия. Возможно, это из-за того, что Геродоту легче даётся представление жизни, истории и географии через мифические стороны, которых, как оказалось, в Египте достаточно много.