Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:16, курсовая работа
Краткое описание
Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических, социальных и юридических норм. Одним из важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и интересов женщин. Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН………………………. 1.1. Место женщины в общественных отношениях в истории…..................................................................................... 1.2. Дискриминация женщин в современном мире……………………………………………………………….. 2. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЖЕНЩИН……………………………………………………………… 2.1. Международный уровень……………………………….. 2.2. Анализ гражданских и политических прав женщин в конституциях: страноведческий обзор…………………………. 2.2.1 Гражданские и политические права женщин по конституциям зарубежных стран……………………….. 2.2.2 Законодательство Российской Федерации……. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Однако к концу 80-х годов, а особенно
в течение 90-х годов, надежда на неуклонное
поступательное движение промышленно
развитых стран к социальной государственности
стала тускнеть. Наметившееся во второй
половине XX в. равновесие между идеями
свободы, равноправия и справедливости
было нарушено. В США, Канаде, Англии, многих
других государствах Западной, а после
распада социалистического лагеря и в
странах Центральной и Восточной Европы
господствующей стала политика неолиберализма
и как ее следствие - резкая поляризация
общества, нарушение принципа равенства,
не говоря уже о справедливости. В новой
оболочке когда-то относительно прогрессивный
принцип либерального индивидуализма
подвергся существенной трансформации:
главным стало не выявление подлинной
индивидуальности, а свобода в распоряжении
частной собственностью.
Особенно острой стала в 90-е
годы ситуация в России, других странах
СНГ и Центральной и Восточной Европы,
в которых до «перестройки» господствующей
была государственная собственность.
Наиболее пострадавшими от «перестройки»,
как обычно, оказались наименее социально
защищенные слои населения, в том числе
женщины. В ходе проводимых реформ и развития
рыночных отношений положение женщин
России и других стран Центральной и Восточной
Европы стало ухудшаться во всех сферах
общественной жизни. В Концепции улучшения
положения женщин в России, утвержденной
постановлением правительства Российской
Федерации от 8 января 1996 г., указывается,
что наибольшее беспокойство общественности
в современных условиях вызывает невостребованность
женщин в политике, дискриминация в сфере
труда, ухудшение здоровья и рост насилия.
Заметно проявляется незащищенность женщин
в сфере общественного производства, где
женщины составляют примерно половину
всех работающих в городе и на селе. Ныне
в России число безработных женщин составило
62,2% от общей численности безработных.
Причем большинство из них имеет высшее
или среднее специальное образование
и возраст 30-40 лет. Наряду с «феминизацией
безработицы» происходит и «феминизация
бедности», так как многие семьи в нынешних
экономических условиях не могут прожить
на зарплату только одного члена семьи,
например мужа.
Не в последнюю очередь этот
кризис обусловил, наряду с процессом
растаскивания всенародного богатства,
небывалый рост насилия в обществе, в том
числе в семье, на работе, в общественных
местах. Наиболее страдающими в условиях
военной конфронтации и любых вооруженных
конфликтов оказываются женщины и дети.
Мимо этого позорного для современной
цивилизации явления не могла пройти Организация
Объединенных Наций. В повестку дня Всемирной
конференции по правам человека, состоявшейся
летом 1993 г. в Вене, был впервые включен
в качестве самостоятельного пункта повестки
дня вопрос о правах человека-женщины,
как неотъемлемой, составной и неделимой
части всеобщих прав человека. В принятых
Венской конференцией документах провозглашается,
что нарушения прав женщин в ситуациях
вооруженных конфликтов являются нарушениями
основополагающих принципов международного
права в области прав человека и гуманитарного
права. В Декларации конференции подчеркивается
также важность работы по прекращению
насилия в отношении женщин в общественной
и частной жизни, ликвидации всех форм
сексуальных посягательств, эксплуатации
и незаконной торговли женщинами, по устранению
пагубных последствий, связанных с определенной
традиционной или укоренившейся в обычаях
практикой, предрассудками, обусловленными
культурой, и с религиозным экстремизмом.
1.2. Социально-экономическое
положение женщин в современном мире.
Большое значение имеет равноправие
женщин и мужчин во всех областях хозяйственной
и культурной жизни как обеспечение их
политического равенства. Социальные
и экономические права определяют положение
человека в сфере труда и быта, занятости,
благосостояния, социальной защищенности.
Культурные права гарантируют духовное
развитие.
Осуществление подлинного равноправия
женщин и мужчин возможно лишь на основе
специальных законодательно зафиксированных
гарантий: государственной охраны интересов
матери и ребенка, заботы о состоянии их
здоровья, предоставления женщине при
беременности и после родов отпусков с
сохранением содержания и т. п. Данные
гарантии не являются особыми привилегиями
для женщин, а необходимы для обеспечения
действительного равноправия в связи
с особенностями женского организма и
выполнением женщинами функций в обществе.
Так, в соответствии с конституцией
Венгерская Республика обеспечивает равноправие
мужчин и женщин в отношении всех гражданских
и политических, а также экономических,
социальных и культурных прав. При этом
гарантируется на основе особых предписаний
поддержка и защита матерей до и после
рождения ребенка.6 Особыми нормами обеспечивается
охрана женщин в труде.
Конституция Италии гласит,
что «трудящаяся женщина имеет те же права
и при одинаковом труде получает одинаковое
с трудящимся мужчиной вознаграждение.
Условия труда должны позволять ей выполнять
главную для нее семейную функцию и должны
обеспечивать надлежащую охрану интересов
матери и ребенка».7
На уровне Евросоюза Европейская
хартия прав 2000 г. в титуле III «Равенство»
также устанавливает равенство прав.8 Равенство между мужчинами
и женщинами во всех областях, включая
занятость, труд и вознаграждение, провозглашает
ст. 23. Однако этот принцип по комментариям
европейских парламентариев не исключает
сохранение или принятие мер, предусматривающих
специальные преимущества и пользу того
или иного пола. Впрочем, Испания была
признана нарушителем ст.1, когда в законодательном
порядке запретила прием на работу в гражданскую
службу замужних женщин.
По конституции Бразилии «законодательство
о труде и социальном обеспечении должно
исходить из следующих положений, не считая
других принципов, направленных на улучшение
условий жизни трудящихся:
-устанавливается право женщины
на отпуск до и после родов с сохранением
работы и заработной платы.
-обеспечивается медицинское
и санитарное обслуживание, включая госпитализацию
и профилактическое лечение трудящихся
и беременных женщин».9
В Исландии в 1976 г. был принят
Закон о равенстве женщин и мужчин, где
записано, что они имеют равные права и
возможности в отношении найма на работу,
образования и получения равной оплаты
за равный труд.
И в конституции Болгарии также
зафиксированы, при общем равенстве мужчин
и женщин, дополнительные гарантии для
последних: «Женщина-мать пользуется особым
покровительством и защитой государства,
которое обеспечивает ей оплачиваемый
отпуск в связи с беременностью и родами,
бесплатную акушерскую помощь, облегчение
условий труда и другую социальную помощь».10
Многие конституции устанавливают
следующее положение: «Женщины и мужчины,
взрослые и несовершеннолетние имеют
право на равное вознаграждение за труд
равной ценности».11 Однако в некоторых современных
странах существует фактическое неравенство
женщин, которое особенно наглядно в сфере
социально-экономической. Так, женщины,
как правило, получают меньшую заработную
плату за тот же труд, что и мужчины.
Гендерный разрыв в оплате труда
является наибольшим среди самых доходных
и высокопрофессиональных групп. При этом
женщины по-прежнему не могут пробиться
в сферу высшего менеджмента. И в США, и
в Германии доля женщин, занимающих президентские
посты в самых крупных компаниях, составляет
вот уже много лет менее 3%. Более лучшие
возможности открыты для ряда женщин в
среднем менеджменте в торговле и финансах.
И все-таки в этих сферах их всего 30% в Европе
и 40% в США. В среднем женщины получают
от 50 до 80% заработка мужчин. На долю женщин
приходится 2/3 всех неграмотных взрослых.
Из 100 млн детей, не имеющих возможности
получить начальное образование, 60% составляют
девочки. Законодательство же о равных
правах и равных возможностях для женщин
и мужчин работает только в общественном
секторе экономики, а в частном оно не
действует.12
Источником гендерной асимметрии
являются иногда государственные структуры,
например, в фундаменталистских странах,
где женщины лишены в ряде случаев права
на образование, участие в общественной
жизни, работу вне дома и т. д. Но чаще всего
источник гендерной асимметрии — скрытая
дискриминация и патриархатные установки,
господствующие в общественном сознании,
которые являются проводниками практических
действий.13 И здесь даже эффективные законодательные
меры могут не находить должного отклика
в общественной практике.
В связи с вышеизложенным большой
интерес представляет закрепление социального
статуса женщины в конституции Ирландии.
Согласно данному документу, государство
признает Семью (именно с большой буквы)
как естественный первоисточник и объединяющую
основу общества, а также как нравственный
институт, обладающий неотъемлемыми и
неотчуждаемыми правами, предшествующими
всякому позитивному праву и высшими по
отношению к нему. Государство гарантирует
защиту Семьи, ее организацию и авторитет
как необходимую основу социального порядка,
незаменимую для процветания народа и
государства. В частности, государство
признает, что женщина ее домашней жизнью
оказывает государству поддержку, без
которой нельзя достигнуть общего блага.
Государство должно прилагать усилия
к тому, чтобы матери не были вынуждены
экономической необходимостью заниматься
работой в ущерб их домашним обязанностям.14
В целях гарантирования равенства
членов семьи государство, в частности,
должно направлять свою политику на обеспечение
того, чтобы граждане (все - мужчины и женщины
- в равной степени имеют право на соответствующие
средства существования) могли посредством
своих занятий найти средства для разумного
обеспечения своих домашних потребностей.15
Такие же цели ставятся перед
государством и конституцией Индии. Государство
должно направлять свою политику на обеспечение:
- равного права граждан
- мужчин и женщин - на адекватные
средства к жизни;
- равной оплаты равного труда
мужчин и женщин.16
Декларативный характер конституционных
норм о равенстве социального статуса
женщин и мужчин наиболее ярко прослеживается
на примере конституции Японии. В ст. 24
Конституции особо гарантируется равноправие
мужчин и женщин в семейных отношениях.
В соответствии с этой статьей брак заключается
только при взаимном согласии обеих сторон
и существует при условии взаимного сотрудничества,
в основу которого положено равенство
прав мужа и жены. В отношении выбора супруга,
имущественных прав супругов, наследования,
выбора местожительства, развода и других
брачно-семейных вопросов законы должны
основываться на принципе личного достоинства
и равенства полов.
При этом Закон допускает дискриминацию
в отношении женщин, поскольку в соответствии
с его положениями для натурализации жены
японца нет такой льготы, как у мужа японки.
Более того, указанные дискриминационные
положения Закона нарушают положения
ст. 14 и 24 Конституции, которыми гарантировано
равенство всех перед законом и недопущение
дискриминации в политическом, экономическом
и социальном отношениях по мотивам расы,
религии, пола, социального положения,
а также происхождения.17
На примере Турции можно проследить
действующую сегодня тенденцию в мусульманских
странах к законодательному уравниванию
в семейных правах мужчин и женщин. Новый
Гражданский кодекс Турции, сменивший
предыдущий, принятый еще в 1926 г., положил
конец мужскому доминированию в браке,
когда супруг официально признавался
«главой семьи». По новому законодательству
жена также получает право официально
представлять семью, принимать участие
в совместных решениях относительно места
жительства семьи и сохранять свою девичью
фамилию, которая будет присоединяться
к фамилии мужа через дефис. Поднят также
официальный возраст вступления в брак
для женщин - с 15 до 18 лет. Однако самые
большие споры вызвало предложение наделить
женщин равными правами на имущество,
нажитое в браке в случае развода - встретила
ожесточенное сопротивление у законодателей
националистического и исламистского
толка, которые утверждали, что такая мера
направлена на подрыв семьи. Все же данное
предложение было принято, и теперь остается
проследить, как оно будет реализовываться
на практике.
В заключение хотелось бы охарактеризовать
шведскую модель равноправия полов в экономической,
социальной и политической сферах.
По международным стандартам
Швеция является наиболее равноправной
страной. Модель равных прав и возможностей
Северных стран - это равенство, равноправие,
равные права и возможности, равный доступ
к власти женщин. Определяющими являются
следующие обстоятельства:
1.Политика Правительства
направлена на создание экономической
самостоятельности женщин в браке - каждый
человек имеет реальные возможности заработка
денег, на создание достаточного количества
мест в детских дошкольных учреждениях;
2.Реформа по социальному страхованию
родителей.
В шведском кабинете министров
есть пост Министра по равным правам и
возможностям, функционирует Совет по
равным правам и возможностям, имеющий
консультативный характер.
Шведское Правительство имеет
следующие планы по развитию равных прав
и возможностей: 1. Равномерное распределение
власти и возможностей влияния на Правительство
по гендерному признаку - Кабинет состоит
из равного количества мужчин и женщин.
2. В частном секторе работают по увеличению
количества женщин-руководителей. 3. Обеспечение
равных прав и возможностей женщин и мужчин
на рынке труда.
В Швеции с начала 80-х годов
вопросы равноправия составляют один
из важнейших компонентов государственной
политики. Правовой основой для ее проведения
является Закон о равноправии 1991 года
(с поправками от 1994 г.), нацеленный на занятость,
условия труда и возможности служебного
роста. В практическом плане Закон предусматривает
разработку работодателями ежегодных
планов мероприятий по обеспечению максимально
сбалансированного представительства
между полами.
Очередным и более сложным этапом
в повышении роли женщин в управлении
обществом шведы считают достижение равного
представительства полов на руководящем
уровне в исполнительной власти. Этой
цели служит принятая в 1998 году специальная
правительственная программа18, предусматривающая:
1.регулярную статистическую
отчетность перед парламентом о положении
женщин в государственных органах управления;
2.этапные ориентиры в повышении
пропорционального представительства
женщин (30% - к 1992 г., 40% - у 1995 г. и 50% - в 1998
г.);
3.специальные мероприятия по
достижению этих целей: контроль за правительственными
назначениями со стороны министра по равноправию,
государственная финансовая поддержка
целевых программ неправительственных
организаций по стимулированию женского
представительства в структурах исполнительной
власти и др.
Со времени принятия правительственной
программы число женщин в «высших» эшелонах
власти заметно возросло и в 1995 году составило:
в правительстве 50% (11 из 22 министров нынешнего
кабинета - женщины на уровне заместителей
министров). В целом в 2000 году женщины составляли
половину общего числа занятых в госслужбе,
занимая при этом около 30% руководящих
и старших должностных постов.