Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:16, курсовая работа
Краткое описание
Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических, социальных и юридических норм. Одним из важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и интересов женщин. Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН………………………. 1.1. Место женщины в общественных отношениях в истории…..................................................................................... 1.2. Дискриминация женщин в современном мире……………………………………………………………….. 2. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЖЕНЩИН……………………………………………………………… 2.1. Международный уровень……………………………….. 2.2. Анализ гражданских и политических прав женщин в конституциях: страноведческий обзор…………………………. 2.2.1 Гражданские и политические права женщин по конституциям зарубежных стран……………………….. 2.2.2 Законодательство Российской Федерации……. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
В ст. 48 конституции Китая указано,
что женщины пользуются равными с мужчинами
правами во всех областях политической,
экономической, культурной, общественной
и семейной жизни, а государство охраняет
права и интересы женщин, обеспечивает
им равную с мужчинами плату за равный
труд, воспитывает и выдвигает кадровых
работников из числа женщин. В какой мере
это реализуется, можно видеть хотя бы
из того факта, что в руководстве страны
за полвека после победы коммунистов в
гражданской войне не было и нет женщин,
за исключением Цзян Цин, которая выдвинулась
во время «культурной революции» благодаря
тому, что была супругой руководителя
КНР Мао Цзэдуна.
Закон о выборах предусматривает,
что в составе депутатов Всекитайского
Собрания Народных Представителей и местных
собраний народных представителей женщины
должны иметь надлежащее количество мест
и коэффициент их представительства должен
постепенно повышаться. Правда, каков
этот коэффициент, закон не говорит, оставляя
решение вопроса на усмотрение политических
сил.29
Однако некоторые государства
предоставляют дополнительные гарантии
пассивного избирательного права женщин.
В некоторых мусульманских странах (Бангладеш,
Пакистан) определенное число женщин-депутатов
в нижнюю палату избирается самим парламентом.
В Бангладеше из 330 мест в Парламенте 30
зарезервировано для представительства
женщин; на эти места производится кооптация
самим Парламентом.30
По конституции Индонезии Президент
назначает членами Народного консультативного
совета основные функции:
1)принятие и изменение конституции;
2)определение генерального
курса государственной политики;
3)избрание президента и вице-президента,
представителей провинций и отдельных
групп населения, в том числе и женщин.31
Любопытную норму представляет
собой одна из обязанностей каждого гражданина
Индии - отказ от практики нарушения достоинства
женщин.32 Таким образом, государство
официально признает данную практику
(впрочем, с учетом особенностей этнического,
культурного и религиозного развития
Индии ее можно понять) и путем возведения
ее недопустимости в ранг конституционной
обязанности пытается бороться с ней.
Сравним данную норму с ч. 3 и
4 ст. 49 Конституции Китая. В ней содержится
запрещение жестоко обращаться с женщинами.
Это тоже своеобразная черта содержания
китайской Конституции. Последняя норма
наводит на предположение о том, что с
мужчинами жестоко обращаться можно; впрочем,
разработчики текста Конституции вряд
ли имели это в виду.33
В перечисленных выше случаях
резервирования мест в законодательных
органах власти Бангладеша, Пакистана,
Индонезии и Индии находит свое отражения
практическая рекомендация Конвенции
о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин, принятой ООН в 1979
г. В Конвенции четко сказано, что в национальном
законодательстве вполне допустимо использование
особых мер и процедур, которые способствуют
фактическому выравниванию статуса мужчин
и женщин. В том числе - квот для женщин
в представительных или законодательных
органах и структурах исполнительной
власти; в списках кандидатов в депутаты;
в руководящих органах партий, движений.
Правительства целого ряда
стран мира всерьез восприняли все эти
рекомендации международного сообщества
и попытались с помощью специальных законодательных
актов и практических мер установить баланс
в социальных позициях мужчин и женщин
в своих странах. Один из последних законов
такого типа был принят 6 июня 2000 года Национальным
собранием Франции. Закон называется «О
паритете между женщинами и мужчинами».
Он направлен на обеспечение паритетного,
то есть абсолютно равного - 50/50 - представительства
женщин и мужчин на всех выборных должностях.
При этом важно обратить внимание на следующее:
недостаточно, чтобы 50 % кандидатов были
женщины, т.к. они могут располагаться
во второй половине списка, что может повлиять
на то, что предпочтение будет отдано мужчинам.
Следовательно, кандидаты-мужчины и кандидаты-женщины
должны чередоваться. Такая поправка впервые
была учтена на муниципальных выборах
в марте 2001 года.
Однако это касается только
выборов в муниципальные органы Франции,
в сенат и выборов в Европарламент.
Как же обстоят дела в Германии?
Для осуществления политического равноправия
здесь не делается ставка на положения
закона. Решение этой проблемы передано
в руки партий. Но каждая партия идет своим
путем, т. к. у каждой партии своя идеология
и свои приоритеты, а соответственно и
различный образ действий.
Обратимся к примеру США. В каждой
из двух партий страны, республиканской
и демократической, имеются национальные
комитеты. В Национальный комитет Демократической
партии избираются по одному мужчине и
одной женщине от каждого штата (с начала
70-х гг. в обеих партиях введено правило
о необходимости обеспечения равного
представительства женщин и мужчин от
каждого штата). Судебная практика твердо
занимает позицию недопустимости дискриминации
по признаку пола. Например, в октябре
1996 г. Верховный суд США обязал администрацию
Военного института штата Виргиния отменить
запрет на прием женщин, расценив его как
антиконституционный.34
С другой стороны, «самая демократичная
страна мира» до сих пор не содержит в
своей конституции нормы о равноправии
мужчин и женщин. В 1972 г. Конгресс одобрил
поправку к конституции об установлении
равных прав женщин с мужчинами. Но 3/4 штатов
в течение 10 лет не ратифицировали эту
поправку, и в связи с истечением, установленного
для ратификации срока (1982 г.) вопрос о
принятии указанной поправки был снят
с повестки дня. В то же время Основные
законы 17 штатов провозглашают равноправие
женщин с мужчинами.
В Конституции Италии специально
подчеркиваются равные возможности мужчины
и женщины в поступлении на государственную
службу: «Все граждане обоего пола могут
на равных условиях поступать на службу
в государственные учреждения...»(ст. 51).
Это различие объясняется тем,
что во Франции и южно-европейских странах
национальные связи, как наиболее предпочитаемая
форма социальных взаимоотношений, исключают
любую форму посредничества между личностью
и нацией. Только государство и общественно-политическая
сфера являются носителем легитимного
представительства и определяют его общественное
место. В противоположность этому существование
общественных групп в англо-говорящих
странах, Северной Европе и Германии не
воспринимается как противоречащее национальным
идеям и государственному мнению. Государство
просто следит за развитием общественных
принципов. Вследствие этого сформировалось
единодушное общественное мнение, что
при возникновении какой-либо проблемы,
она должна непременно решаться. И это
решение каждая сторона (например, партия)
принимает по-своему.
Таким образом, мы видим, что
даже в борьбе за равноправие полов в политической
сфере, проявляются национальные исторически
обусловленные модели поведения, чего
нельзя не учитывать. В качестве объяснения
можно назвать причины, связанные с религией:
это низкое количество женщин-депутатов
в странах с традиционно католическим
вероисповеданием, и высокое количество
женщин-депутатов в странах протестантского
вероисповедания, так что налицо конфессиональные
различия между Северной и Южной Европой.
То же самое можно сказать и об арабских
странах, где традиционно сильны позиции
ислама. Сравнивая международный опыт,
можно сказать, что государства идут к
цели достижения подлинного равноправия
полов различными путями, которым соответствуют
существенные различия в отношениях между
государством и обществом.
2.2.2 Законодательство
Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации
1993 г. правам и свободам человека и гражданина
посвящена специальная глава - 2-я35. При этом Конституция особо
провозглашает, что права и свободы человека
и гражданина являются в нашей стране
непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов,
деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием.
Согласно ст. 19-й Конституции
Российской Федерации36 государством гарантируется
равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности,
языка, имущественного и должностного
положения, отношения к религии, а также
других обстоятельств. Однако применительно
к проблемам гендерного равноправия это
общее положение нашло в третьей части
той же ст. 19-й Конституции России свою
конкретизацию. В ней указывается, что
мужчины и женщины имеют не только равные
права и свободы, но и равные возможности
их реализации. И хотя эта конституционная
норма далеко не отражает истинное положение
лиц разного пола в нашей стране, тем не
менее, она может и должна служить руководством
к действиям и для государственных органов
и для неправительственных общественных
объединений, в том числе женских.
Принципиальное значение для
понимания проблемы прав женщин в Российской
Федерации имеет статья 15-я Конституции
Российской Федерации. В четвертой части
этой статьи провозглашено, что общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы37. Более того, если международным
договором России установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора. Этим
положением не раз уже руководствовался
Конституционный Суд Российской Федерации,
признавая неконституционными отдельные
расходящиеся с международными стандартами
законы по вопросам прав человека, правда,
не имеющие отношения к проблеме гендерного
равноправия.
Отсюда следует практический
вывод. Общественные объединения, в том
числе женские, выступая в соответствии
со ст. 22 Федерального закона от 19 мая 1995
г. «Об общественных объединениях» (Собрание
законодательства Российской Федерации.
1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231) в защиту
законных интересов своих членов, могут
и должны собираться, помимо прочего, и
на относящиеся к предмету их деятельности,
ратифицированные нашей страной (СССР
и Российской Федерацией) международные
договоры о правах человека.
Помимо Конституции Российской
Федерации права и интересы женщин затрагиваются
во всех сферах жизни общества.
Семейный кодекс.
В большей мере в Семейном кодексе
представлены статьи регламентирующие
порядок заключения брака, его расторжение
или причины недействительности брака.
Но помимо этого в нём указаны так же права
супругов.
В семейном кодексе в статье
1 части 3 чётко38 указанно о равноправии мужчины
и женщины в браке как в правах, так и в
обязанностях. Статья 31 «Равенство супругов
в семье»39 провозглашает, что вне зависимости
от гендерной принадлежности каждый супруг
имеет право выбирать себе род деятельности
и профессию.
Так же в Семейном кодексе присутствуют
статьи о защите прав материнства и детства,
в которых указанно, что «муж не имеет
права без согласия жены возбуждать дело
о расторжении брака во время беременности
жены и в течение года после рождения ребёнка»40
Трудовой кодекс.
Хорошо известно, хотя и неохотно
признается сильной частью населения
страны, что женщина в сфере труда имеет
гораздо более низкий статус, чем мужчина.
Достаточно заметить, что средняя зарплата
женщин составляет всего 70% от средней
зарплаты по России и это при том, что женщины ничуть не уступают,
а даже несколько превосходят мужчин по
образованию и квалификации. Казалось
бы, исправить эту несправедливость был
призван новый Трудовой Кодекс, вступивший
в силу с 1 февраля.
В нём правам женщин
выделена специальная глава 41 «Особенности
регулирования труда женщин, лиц с семейными
обязанностями». Ст. 25341 ограничивает применение труда
женщин на тяжелых работах и работах с
вредными или опасными условиями труда,
а также на подземных работах.
Так же женщинам предоставляются
отпуска по беременности и родам, предусмотренные
ст. 25542 Трудового Кодекса. В статье
261сказано, что работодатель не имеет права
расторгнуть трудовой договор с беременной
женщиной и при предоставлении справки,
подтверждающей её беременность, обязан
продлить трудовой договор до
окончания беременности. Исключением
в данной случае является ликвидации организации
либо прекращения деятельности индивидуальным
предпринимателем43.
Федеральный закон
о государственных пособиях гражданам,
имеющим детей.
В последние годы проблеме финансирования
молодых семей и матерей одиночек стало
уделяться огромное значение. Государство
всеми силами пытается привлечь население
к повышению рождаемости, тем самым издавая
законы, благоприятно влияющие на демографическую
ситуацию. Одним из них является данный
Федеральный закон.
Настоящим Федеральным законом
устанавливаются следующие виды государственных
пособий: пособие по беременности и родам,
единовременное пособие женщинам, вставшим
на учет в медицинских учреждениях в ранние
сроки беременности, единовременное пособие
при рождении ребенка, ежемесячное пособие
по уходу за ребенком, ежемесячное пособие
на ребенка, единовременное пособие при
передаче ребенка на воспитание в семью;
единовременное пособие беременной жене
военнослужащего, проходящего военную
службу по призыву; ежемесячное пособие
на ребенка военнослужащего, проходящего
военную службу по призыву.
Проанализировав нормативно-правовые
документы на международном и государственном
уровне можно прийти к выводу, что большинство
стран в мире стремится к достижению полного
равноправия между мужчинами и женщинами.
Большое влияние оказывают общепринятые
международные декларации и конвенции.
Тем не менее, ряд государств, со своеобразным
укладом жизни и особенностью религии,
ищет всевозможные пути для невыполнения
ряда обязательств в отношении женщин
и их прав.
Что же касается нашего государства,
мне кажется, что сегодня Конституция
РФ не содержит никаких гарантий равенства
прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь сурово
констатирует: «Материнство и детство,
семья находятся под защитой государства».
Фраза эта оставлена лишь потому, что та
же самая Конституция признает верховенство
международных актов. Фактически же дело
обстоит совсем наоборот: в бюджете отсутствуют
соответствующие статьи расхода, а при
хроническом его дефиците урезаются в
первую очередь расходы на пособия по
материнству и детству, не говоря уже о
том, что многие родовспомогательные и
детские учреждения закрыты из-за отсутствия
бюджетного финансирования. В капиталистических
странах занятость женщин растет в связи
с коренными изменениями условий труда,
расширением гибких форм занятости, сопровождается
высокой степенью индустриализации сферы
быта, а также такими общераспространенными
явлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью
заработка.