Законодательство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических, социальных и юридических норм. Одним из важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и интересов женщин. Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН……………………….
1.1. Место женщины в общественных отношениях в истории….....................................................................................
1.2. Дискриминация женщин в современном мире………………………………………………………………..
2. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЖЕНЩИН………………………………………………………………
2.1. Международный уровень………………………………..
2.2. Анализ гражданских и политических прав женщин в конституциях: страноведческий обзор………………………….
2.2.1 Гражданские и политические права женщин по конституциям зарубежных стран………………………..
2.2.2 Законодательство Российской Федерации…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Петренко Дарья.docx

— 95.88 Кб (Скачать файл)

Большую роль играет омбудсман по вопросам равноправия, который ежегодно получает отчеты работодателей по гендерной статистике работающих у него на предприятии работников, а также гендерные статистические данные по увольнению работников. Увольнение работника по гендерному признаку карается законом. Все судебные издержки такого разбирательства несет профсоюз той организации, которая уволила работника, и структура омбудсмана по вопросам равноправия, которой на эти нужды Правительство выделяет специальное финансирование.

Итак, можно сделать вывод, что социальная роль женщин и их положение в обществе постоянно меняются со временем, сегодня равенство экономических, социальных и культурных прав и возможностей мужчин и женщин признаются практически всем цивилизованным сообществом, однако, в обществе все еще остаются и мешают ему полноценно жить и развиваться различные предрассудки и стереотипы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ  ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ  ЖЕНЩИН.

2.1.Международный  уровень.

Послевоенная история в области прав человека началась 50 с лишним лет тому назад при принятии 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека и гражданина. Статей 2-ой этого объемного международного документа предусмотрено, что каждый человек должен обладать всеми провозглашенными в ней правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка и др. Будучи одобренный Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация не нуждалась в ратификации членами ООН. Однако вскоре ее нормы приобрели характер международного обычая, которыми руководствуется и которые обязательны для всего международного сообщества.

Следующим этапом международной защиты прав человека явилось принятие ООН одновременно двух Международных пактов - об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Оба эти Пакта (ратифицированные СССР в 1976 г.) также признают недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам пола.

Однако жизнь постепенно ломала догму об исключительно индивидуальном характере прав человека. Нарождалось третье поколение прав человека, охватывающее права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, обязанного выполнять свою социальную функцию, так и международного сообщества в целом. В зарубежной литературе третье поколение прав нередко именуют «правом публичного интереса», поскольку в реализации этих прав заинтересован не только отдельный подпадающий под эту категорию человек, но и общество в целом.

На международной арене нормотворческая деятельность по защите прав и свобод женщин развивалась постепенно. В 1952 г. была принята Конвенция о политических правах женщин, а в  1957 г. - Конвенция о гражданстве замужней женщины. Обе эти Конвенции были ратифицированы СССР, хотя содержащиеся в них положения еще ранее были закреплены в законодательстве, нашей страны.

 

Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 19

Новый этап в области защиты коллективных прав женщин связан с принятием в 1967 г. ООН Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Позднее, в 1979 г., названная Декларация была переработана в одноименную Конвенцию. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по всем международным пактам и договорам, касающимся прав граждан, в том числе и вытекающим из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

Одно из важнейших положений Конвенции 1979 г. - это раскрытие понятия «дискриминация в отношении женщин». Согласно ст. 1 Конвенции оно означает «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любой другой области». Принципиальное значение для организации деятельности по достижению гендерного равенства со стороны ратифицировавших Конвенцию государств и добивающихся достижения такого равенства международных и национальных общественных объединений, в том числе женских, имеет статья 4 Конвенции. Эта статья провозглашает, что принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, к числу которых относятся, например, квоты, не считается дискриминационным.

Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» обязывает все ратифицировавшие ee государства регулярно представлять Генеральному секретарю ООН для рассмотрения соответствующими Комитетами доклад о законодательных, судебных, административных и других мерах, принятия ими дел выполнения положений Конвенции 1979 г. и о прогрессе, достигнутом в этой связи.

 

Декларация ООН 1993 г. «Об искоренении насилия в отношении женщин»20

Важным универсальным международным документом является также, наряду с Конвенцией 1979 г. «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. во исполнение решений проходившей летом того же года в Вене Всемирной конференции по правам человека. В этой Декларации впервые раскрывается понятие «насилия в отношении женщин». Им является любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждения или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или в личной жизни.

В ст. 2 Декларации21 содержится и более подробная расшифровка термина «насилие в отношении женщин». Подразумевается, что он охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

1)физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;

2)физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;

3)физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило.

Как уже отмечалось, Декларации представляют собой лишь заявление о намерениях. Поэтому женская общественность во всем мире и в нашей стране должна добиваться разработки и принятия на базе Декларации об искоренении насилия в отношении женщин одноименной универсальной Конвенции ООН.

Конвенции и Рекомендации Международной организации труда (МОТ)

Важное место среди международных документов, касающихся прав женщин, занимают Конвенции и Рекомендации специализированного международного органа - Международный Организации Труда (МОТ). Природа Конвенций и Рекомендаций МОТ иная, чем у Конвенций и Деклараций ООН. Различия состоят в следующем. Во-первых, предмет Конвенций и Рекомендаций МОТ ограничен рамками компетенции данной организации - вопросами трудовых отношений, в том числе труда женщин. Во-вторых, государства-участники Конвенций МОТ не берут на себя вследствие факта ратификации Конвенции МОТ обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия, невыполнение которых влекло бы за собой наступление международно-правовой ответственности. Государства-участники лишь обязуются придерживаться закрепленной в ратифицированной Конвенции политической линии, постепенно реализуя выраженные в Конвенции МОТ пожелания по определенным вопросам, в том числе применительно к труду женщин, путем издания соответствующих законов и ориентации правоприменительной практики.

Нашей страной ратифицирована подавляющая часть Конвенций МОТ о труде женщин, цель которых состоит в стремлении максимально устранить дискриминацию женщин в сфере трудовых отношений. Относительно недавно Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ 156-я22 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин; трудящихся с семейными обязанностями».

 

2.2 Анализ гражданских  и политических прав женщин  в конституциях: страноведческий  обзор.

 

2.2.1 Гражданские и политические права женщин в конституциях зарубежных стран.

Гражданские и политические права - важная категория субъективных прав и свобод каждого человека независимо от его пола. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участвовать (как коллективно, так и индивидуально) в общественно-политической жизни государства и в осуществлении государственной власти. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые она должна ориентироваться. Политические права обычно признаются лишь за гражданами, поэтому данную категорию прав вполне можно рассматривать как гражданско-политические. К ним относят: право граждан участвовать в управлении делами государства, осуществлять избирательное право; право свободы собраний, митингов, демонстраций; свободу союзов и ассоциаций; право петиций.

Наиболее важным из них является, бесспорно, первое, однако прежде, чем говорить о его реализации в отношении женщин, следует обратиться к наиболее общему принципу, провозглашаемому сейчас большинством государств - равноправию граждан независимо от пола, расы, возраста и т. п. в аспекте рассматриваемой нами темы.

Нормы о равноправии по расовому, половому и другим признакам содержатся  в конституциях Франции, Бельгии, Греции, Исландии, Болгарии, Индии, Швейцарии и многих других.23 Но в отдельных государствах формулировка этой нормы имеет свои особенности. Так, конституция Франции в своей преамбуле гласит: «Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной».24 Как видно из приведенной фразы, здесь говорится не о каком-то абстрактном равенстве, а о конкретном равноправии полов. Сходным образом построена и норма конституции Греции: «Греки и гречанки имеют равные права и обязанности».25 И аналогично подчеркивает равный статус именно мужчин и женщин конституция Норвегии: «Избирательное право принадлежит норвежским гражданам, мужчинам и женщинам, которым самое позднее в год выборов исполнилось 18 лет».26

С другой стороны, отдельные конституции включают в такие нормы некоторые оговорки. Приведем для примера конституцию Индии. Уже во второй части ст. 15, где провозглашается запрет дискриминации по половому признаку указан, как представляется некоторым авторам, закрытый перечень того, в чем данный запрет должен выражаться: «Ни один гражданин только по мотивам пола не может быть в какой-либо мере лишен правоспособности, не должен нести особых обязанностей, не может быть подвергнут ограничениям или поставлен в особые условия в отношении:

а)доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного увеселения или

b)пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественного отдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных средств или открытыми для общественного пользования».

Таким образом, возникает вполне закономерный вопрос: может ли дискриминация по половому признаку проводиться во всех остальных, гораздо более значимых сферах политической и общественной жизни общества? Более того, ч. 3 данной статьи устанавливает: «Ничто в настоящей статье не препятствует Государству издавать особые постановления, касающиеся женщин».27 Итак, Индия, по-видимому, оставляет право за высшими органами власти изменять по своему усмотрению правовой статус женщин, в том числе и в сторону изъятия у них политических или иных прав, признаваемых за ними по международным документам.

Что касается избирательного права, то, в большинстве стран мира оно женщинам законодательно предоставлено. Например, конституция Австрии гласит: «Направляемые в Европейский парламент от Республики Австрия депутаты избираются в соответствии с принципами пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования мужчин и женщин, которым к 1 января года выборов исполнилось полных 18 лет и которые обладают на день выборов или австрийским гражданством и в соответствии с правом Европейского Союза не лишены избирательного права, или гражданством другого государства - члена Европейского Союза и в соответствии с правом Европейского Союза имеют право избирать».28 Но нередко юридическое равенство на практике не реализовывается, превращаясь в фикцию.

Одна из известных общественных деятельниц Германии Дебора Таннен заметила, что: «Признаки хорошего мужчины и хорошего политика идентичны, а вот женщине приходится решать, хочет ли она слыть сильным руководителем или добропорядочной женщиной».

Прошло уже более 50 лет с тех пор, как в Основной закон было включено положение о равноправии полов. За это время юридически равноправие почти реализовано: нет больше законов, непосредственно фиксирующих неравенство женщин или отводящих им определенную роль. Но существует социальное неравенство, причина которого кроется в сложившихся структурах мира труда и общества, в стереотипах мышления и поведения. Здесь еще наблюдается «дефицит справедливости», который накладывает отпечаток на проводимую в ФРГ политику уравнивания в правах.

В составе муниципальных советов Великобритании также крайне низок процент женщин: они составляют лишь 1/8 часть советников.

В выборах в Палату представителей Японии 2000 г. приняло участие 54,6% избирателей, хотя и отмечена высокая активность избирательниц. Из 202 кандидатов-женщин 35 стали депутатами, в том числе 16 впервые. По итогам парламентских выборов 2000 г. в составе Парламента оказалось 35 представительниц прекрасного пола (7% общей численности парламентариев). Это второй самый крупный результат за всю послевоенную историю. Первый крупный успех женщин на парламентских выборах был зафиксирован в 1946 г., когда в Палату представителей были избраны 39 женщин. Однако за последние 10 лет в Японии значительно увеличилось число женщин, занимающих ответственные должности в государственных организациях и частных компаниях, а также в политических инстанциях. Среди государственных служащих на долю женщин приходится 12%, а среди судей их более 8%. Эти цифры внушают определенный оптимизм в дальнейшем повышении уровня реального равноправия женщин и мужчин.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации