Интеграционные процессы на постсоветском пространстве возможности применения европейского опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:01, реферат

Краткое описание

На современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.

Содержание

Введение
1. Предпосылки к интеграции в СНГ
1.1 Интеграция и ее виды
1.2 Предпосылки интеграции на постсоветском пространстве
2. Интеграционные процессы в СНГ
2.1 Интеграция на постсоветском пространстве
2.2 Социокультурная интеграция на постсоветском пространстве
3. Итоги интеграционных процессов на постсоветском пространстве
3.1 Итоги интеграционных процессов
3.2 Европейский опыт
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве возможности применения европейского опыта.docx

— 127.63 Кб (Скачать файл)

     Государства Центральной Азии имеют много  общего в истории, культуре, языке, религии. Идет совместный поиск решения проблем  регионального развития. Однако экономической  интеграции этих государств мешает аграрно-сырьевой тип их экономик. Поэтому сроки  реализации концепции создания единого  экономического пространства на территории этих государств во многом будут определяться структурным реформированием их экономик и зависеть от уровня их социально-экономического развития.34

     Альянс  Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы (ГУАМ)

     ГУАМ  — региональная организация, созданная  в октябре 1997 республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также  входил Узбекистан). Название организации  сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана  из организации именовалась ГУУАМ.

     Официально  создание - ГУАМ берет начало с Коммюнике  о сотрудничестве, подписанном главами  Украины, Азербайджана, Молдовы и  Грузии на встрече в рамках Совета "Европы в Страсбурге 10-11 октября 1997 г. В этом документе главы государств декларировали готовность прилагать  все усилия для развития экономического и политического сотрудничества и высказались за необходимость  совместных мер, направленных на интеграцию в структуры ЕС. 24-25 ноября 1997 г. по итогам встречи в Баку консультативной  группы представителей МИД четырех  государств был подписан протокол, в котором официально объявлялось  о создании ГУАМ. Образование этого  альянса можно объяснить определенными  политическими и экономическими причинами. Во-первых, это необходимость  объединения усилий и координации  деятельности в реализации проектов евразийского и транскавказского транспортных коридоров. Во-вторых, это попытка  налаживания совместного экономического сотрудничества. В-третьих, это объединение  позиций в сфере политического  взаимодействия как в рамках ОБСЕ и по отношению к НАТО, так и  между собой. В-четвертых, это сотрудничество в вопросах борьбы с сепаратизмом и региональными конфликтами. В стратегическом партнерстве государств этого альянса, наряду с геополитическими соображениями, координация торгово-экономического сотрудничества в рамках ГУАМ позволяет Азербайджану обрести постоянных потребителей нефти и удобный маршрут для ее экспорта, Грузии, Украине и Молдове - получить доступ к альтернативным источникам энергоресурсов и стать важным звеном в их транзите. 35

     Заложенные  в концепцию Содружества идеи сохранения единого экономического пространства оказались недостижимы. Большая часть интеграционных проектов Содружества оказались не реализованы  или же реализованы лишь частично (см. таблицу № 1).

     Неудачи интеграционных проектов, особенно на начальном этапе существования  СНГ – «тихая смерть» целого ряда учрежденных межгосударственных союзов и «вялотекущие» процессы в ныне действующих объединениях представляют собой итог воздействия существующих на постсоветском пространстве дезинтеграционных  тенденций, сопровождавших системные  трансформации, происходившие на территории СНГ.

     Достаточно  интересной является периодизация трансформационных  процессов на территории СНГ36 предложенная Л.С. Косиковой. Она предлагает выделить три фазы трансформаций, каждой из которых соответствует особый характер отношений между Россией и другими государствами СНГ.

  • 1-я фаза - регион бывшего СССР как «ближнее зарубежье» России;
  • 2-я фаза - регион СНГ (без Балтии) как постсоветское пространство;
  • 3-я фаза - регион СНГ как конкурентная зона мирового рынка.

     Предлагаемая  классификация основана, прежде всего, на избранных качественных характеристиках, оцениваемых автором в динамике. Но любопытно, что этим качественным характеристикам соответствуют  и определенные количественные параметры  торгово-экономических связей в  регионе в целом и в отношениях России с бывшими республиками, в  частности, а моменты перехода из одной качественной фазы в другую фиксируют скачкообразные изменения  количественных параметров.

     Первая  фаза: Регион бывшего  СССР как «ближнее зарубежье» России (декабрь 1991г.-1993-конец1994 г)

     Эта фаза в развитии региона связана  со стремительным преобразованием  бывших союзных республик, входивших  в состав СССР - в новые независимые  государства (ННГ), 12 из которых образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).

     Начальный момент фазы - это роспуск СССР и  образование СНГ (декабрь 1991 г.), а  завершающий - окончательный распад «рублевой зоны» и введение в  обращение национальных валют стран  СНГ. Первоначально Россия именовала  СНГ, а главное, психологически воспринимала его как свое «ближнее зарубежье», что было вполне обоснованно и  в экономическом смысле.

     «Ближнее  зарубежье» характеризуется началом  становления реального, а не декларированного суверенитета 15-ти новых государств, часть из которых объединилась в  СНГ, а три прибалтийские республики - Эстония, Латвия и Литва - стали  именоваться государствами Балтии и с самого начала заявили о  своем намерении сближаться с  Европой. Это было время международно-правового  признания государств, заключения основополагающих международных договоров и легитимизации  руководящих элит. Большое внимание все страны придавали внешним  и «декоративным» признакам суверенитета - принятию Конституций, утверждению  гербов, гимнов, новых названий своих  республик и их столиц, не всегда совпадавших с привычными названиями. 37

     На  фоне бурной политической суверенизации экономические связи между бывшими республиками развивались как бы по инерции, в остаточном режиме функционирования единого народнохозяйственного комплекса СССР. Главным цементирующим элементом всей хозяйственной конструкции ближнего зарубежья была «рублевая зона». Советский рубль обращался и во внутренних экономиках, и во взаимных расчетах. Тем самым межреспубликанские связи не сразу стали межгосударственными экономическими отношениями. Функционировала и общесоюзная собственность, раздел ресурсов между новыми государствами произошел по принципу «все, что на моей территории - принадлежит мне».

     Россия  была признанным лидером в СНГ  на начальном этапе развития и  в политике, и в экономике. Ни один вопрос международного значения, касающийся новых независимых государств, не решался без ее участия (например, вопрос о разделе и выплате  внешнего долга СССР, или о выводе ядерного оружия с территории Украины). Российская Федерация была воспринята международным сообществом как  «правопреемница СССР». В 1992 г. РФ приняла  на себя 93.3% всего накопившегося  к тому времени долга СССР (более 80 млрд. долл.) и стабильно его  выплачивала.

     Торговые  отношения в «рублевой зоне»  выстраивались особым образом, они  существенно отличались от таковых  в международной практике: не было ни таможенных границ, ни экспортно-импортных  налогов в торговле, межгосударственные платежи велись в рублях. Существовали даже обязательные государственные  поставки продукции из России для  стран СНГ (госзаказ во внешней торговле). На эту продукцию устанавливались  преференциальные цены, значительно  ниже мировых. Статистика торговли РФ со странами СНГ в 1992-1993 гг. велась не в долларах, а в рублях. В силу явной специфики экономических  связей между Российской Федерацией и другими странами СНГ, мы считаем  адекватным применение термина «ближнее зарубежье» именно к этому периоду.

     Важнейшим противоречием межгосударственных отношений России со странами СНГ  в 1992-1994 гг. стало взрывоопасное сочетание  недавно обретенного республиками политического суверенитета с ограничением их экономического суверенитета в валютной сфере. Декларированная независимость  новых государств разбивалась также  о мощную инерцию производственно-технологических  связей, сформировавшихся в рамках общесоюзной (Госплановской) схемы  развития и размещения производительных сил. Хрупкое и нестабильное экономическое единство в регионе, втянутом в дезинтеграционные процессы из-за либеральных рыночных реформ в России, поддерживалось почти исключительно за счет финансового донорства нашей страны. В тот период РФ затратила миллиарды рублей на поддержание взаимной торговли и на функционирование «рублевой зоны» в условиях крепнущей политической суверенизации бывших республик. Тем не менее, это единство питало необоснованные иллюзии о возможности быстрой «реинтеграции» стран СНГ в некое подобие нового Союза. В основополагающих документах СНГ периода 1992-1993 гг. содержалось понятие «единого экономического пространства», а перспективы развития самого Содружества его основатели видели как экономический союз и новую федерацию независимых государств.38

     На  практике отношения России с соседями по СНГ уже начиная с конца 1993 г. развивались больше в духе прогноза, сделанного З.Бжезинским («СНГ - это  механизм цивилизованного развода»). Новые национальные элиты взяли  курс на отрыв от России, да и российские руководители в те годы рассматривали  СНГ как «обузу», мешающую быстрому проведению рыночных реформ либерального типа, на старте которых Россия обошла своих соседей. В августе 1993 г. Российская Федерация ввела в обращение  новый российский рубль, отказавшись  от дальнейшего использования советских  рублей во внутреннем обороте и в  расчетах с партнерами по СНГ. Распад рублевой зоны подтолкнул введение в  обращение национальных валют во всех независимых государствах. Но в 1994 г. еще существовала гипотетическая возможность создать единое валютное пространство в СНГ на базе нового российского рубля. Такие проекты  активно обсуждались, шесть стран  СНГ были готовы к вхождению в  единую валютную зону с Россией, но договориться потенциальным участникам «новой рублевой зоны» не удалось. Российской стороне показались необоснованными  претензии партнеров, и правительство  РФ не пошло на этот шаг, руководствуясь краткосрочными финансовыми соображениями, а отнюдь не долгосрочной стратегией интеграции. В итоге, новые валюты стран СНГ были изначально «привязаны»  не к российскому рублю, а к  доллару.39

     Переход к использованию национальных валют  породил дополнительные трудности  в торговле и взаимных расчетах, вызвал проблему неплатежей, стали  появляться новые таможенные барьеры. Все это окончательно превратило «остаточные» межреспубликанские связи  на пространстве СНГ в межгосударственные экономические отношения, со всеми  вытекающими последствиями. Дезорганизация региональной торговли и расчетов в  СНГ достигла своего пика в 1994 г. За 1992-1994 гг. товарооборот России с партнерами по СНГ сократился почти в 5,7 раза, составив в 1994 г. 24,4 млрд. долл. (против 210 млрд. долл. в 1991 г.). Доля СНГ в товарообороте  России упала - с 54.6 до 24%. Резко уменьшились  объемы взаимных поставок практически  по всем основным товарным группам. Особенно болезненным стало вынужденное  сокращение многими странами СНГ  импорта российских энергоносителей, а также уменьшение взаимных поставок кооперированной продукции в  результате резкого скачка цен. Как  мы и прогнозировали,40 быстро преодолеть этот шок не удалось. Медленное восстановление хозяйственных связей между Россией и странами СНГ осуществлялось после 1994 г. уже на новых условиях обмена - по мировым (или приближенным к ним ценам), с расчетами в долларах, национальных валютах и по бартеру.41

     Экономическая модель отношений  между новыми независимыми государствами в  масштабе СНГ на начальном этапе его существования воспроизводила модель центрально-периферийных отношений в рамках бывшего Советского Союза. В условиях стремительной политической дезинтеграции подобная модель внешнеэкономических связей РФ со странами СНГ не могла быть устойчивой и долговременной, тем более без финансовой подпитки со стороны Центра - России. В итоге она была «взорвана» в момент распада рублевой зоны, после чего начались неуправляемые дезинтеграционные процессы в экономике.

     Вторая  фаза: Регион СНГ  как «постсоветское пространство» (с  конца 1994 г. и примерно до 2001-2004 гг.)

     В этот период «ближнее зарубежье» трансформировалось по большинству параметров в «постсоветское пространство». Это значит, что страны СНГ, расположенные в окружении  России из особой, полузависимой зоны ее экономического влияния постепенно становились по отношению к ней  полноценными внешнеэкономическими партнерами. Торговые и иные хозяйственные связи  между бывшими республиками стали  выстраиваться, начиная с 1994/1995 гг. в  основном, как межгосударственные. Технические кредиты на сбалансирование  товарооборота Россия смогла переоформить в государственные долги странам  СНГ и потребовала их выплаты, а в ряде случае согласилась на реструктуризацию.

     Регион  как постсоветское пространство - это Россия плюс ее внешнее «кольцо» из стран СНГ. На этом пространстве Россия по-прежнему была «центром»  экономических взаимоотношений, на который в основном замыкались хозяйственные  связи других стран. В постсоветской  фазе трансформации региона бывшего  СССР четко выделяются два периода: 1994-1998 гг. (до дефолта) и 1999-2000г. (пост-дефолтный). А начиная со второй половины 2001 г. и до 2004.2005 гг. наметился явный переход в иное качественное состояние развития всех стран СНГ (см. далее - третья фаза). Вторую фазу развития в целом характеризует акцент на экономические преобразования и активизацию рыночных реформ, хотя процесс укрепления политического суверенитета все еще продолжался.

     Самой актуальной проблемой для всего  региона была макроэкономическая стабилизация. В 1994-1997гг. страны СНГ решали задачи преодоления гиперинфляции, достижения устойчивости вводимых в обращение  национальных валют, стабилизации производства в основных отраслях, развязки кризиса  неплатежей. Другими словами, приходилось  в срочном порядке «латать  дыры» после распада единого  народнохозяйственного комплекса  СССР, приспосабливать «фрагменты»  этого комплекса к условиям суверенного  существования.

Информация о работе Интеграционные процессы на постсоветском пространстве возможности применения европейского опыта