Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:01, реферат
На современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.
Введение
1. Предпосылки к интеграции в СНГ
1.1 Интеграция и ее виды
1.2 Предпосылки интеграции на постсоветском пространстве
2. Интеграционные процессы в СНГ
2.1 Интеграция на постсоветском пространстве
2.2 Социокультурная интеграция на постсоветском пространстве
3. Итоги интеграционных процессов на постсоветском пространстве
3.1 Итоги интеграционных процессов
3.2 Европейский опыт
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение
Государства Центральной Азии имеют много общего в истории, культуре, языке, религии. Идет совместный поиск решения проблем регионального развития. Однако экономической интеграции этих государств мешает аграрно-сырьевой тип их экономик. Поэтому сроки реализации концепции создания единого экономического пространства на территории этих государств во многом будут определяться структурным реформированием их экономик и зависеть от уровня их социально-экономического развития.34
Альянс Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы (ГУАМ)
ГУАМ — региональная организация, созданная в октябре 1997 республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.
Официально
создание - ГУАМ берет начало с Коммюнике
о сотрудничестве, подписанном главами
Украины, Азербайджана, Молдовы и
Грузии на встрече в рамках Совета
"Европы в Страсбурге 10-11 октября
1997 г. В этом документе главы государств
декларировали готовность прилагать
все усилия для развития экономического
и политического сотрудничества
и высказались за необходимость
совместных мер, направленных на интеграцию
в структуры ЕС. 24-25 ноября 1997 г. по
итогам встречи в Баку консультативной
группы представителей МИД четырех
государств был подписан протокол,
в котором официально объявлялось
о создании ГУАМ. Образование этого
альянса можно объяснить
Заложенные в концепцию Содружества идеи сохранения единого экономического пространства оказались недостижимы. Большая часть интеграционных проектов Содружества оказались не реализованы или же реализованы лишь частично (см. таблицу № 1).
Неудачи интеграционных проектов, особенно на начальном этапе существования СНГ – «тихая смерть» целого ряда учрежденных межгосударственных союзов и «вялотекущие» процессы в ныне действующих объединениях представляют собой итог воздействия существующих на постсоветском пространстве дезинтеграционных тенденций, сопровождавших системные трансформации, происходившие на территории СНГ.
Достаточно интересной является периодизация трансформационных процессов на территории СНГ36 предложенная Л.С. Косиковой. Она предлагает выделить три фазы трансформаций, каждой из которых соответствует особый характер отношений между Россией и другими государствами СНГ.
Предлагаемая
классификация основана, прежде всего,
на избранных качественных характеристиках,
оцениваемых автором в
Первая фаза: Регион бывшего СССР как «ближнее зарубежье» России (декабрь 1991г.-1993-конец1994 г)
Эта
фаза в развитии региона связана
со стремительным преобразованием
бывших союзных республик, входивших
в состав СССР - в новые независимые
государства (ННГ), 12 из которых образовали
Содружество Независимых
Начальный момент фазы - это роспуск СССР и образование СНГ (декабрь 1991 г.), а завершающий - окончательный распад «рублевой зоны» и введение в обращение национальных валют стран СНГ. Первоначально Россия именовала СНГ, а главное, психологически воспринимала его как свое «ближнее зарубежье», что было вполне обоснованно и в экономическом смысле.
«Ближнее
зарубежье» характеризуется началом
становления реального, а не декларированного
суверенитета 15-ти новых государств,
часть из которых объединилась в
СНГ, а три прибалтийские республики
- Эстония, Латвия и Литва - стали
именоваться государствами
На фоне бурной политической суверенизации экономические связи между бывшими республиками развивались как бы по инерции, в остаточном режиме функционирования единого народнохозяйственного комплекса СССР. Главным цементирующим элементом всей хозяйственной конструкции ближнего зарубежья была «рублевая зона». Советский рубль обращался и во внутренних экономиках, и во взаимных расчетах. Тем самым межреспубликанские связи не сразу стали межгосударственными экономическими отношениями. Функционировала и общесоюзная собственность, раздел ресурсов между новыми государствами произошел по принципу «все, что на моей территории - принадлежит мне».
Россия была признанным лидером в СНГ на начальном этапе развития и в политике, и в экономике. Ни один вопрос международного значения, касающийся новых независимых государств, не решался без ее участия (например, вопрос о разделе и выплате внешнего долга СССР, или о выводе ядерного оружия с территории Украины). Российская Федерация была воспринята международным сообществом как «правопреемница СССР». В 1992 г. РФ приняла на себя 93.3% всего накопившегося к тому времени долга СССР (более 80 млрд. долл.) и стабильно его выплачивала.
Торговые отношения в «рублевой зоне» выстраивались особым образом, они существенно отличались от таковых в международной практике: не было ни таможенных границ, ни экспортно-импортных налогов в торговле, межгосударственные платежи велись в рублях. Существовали даже обязательные государственные поставки продукции из России для стран СНГ (госзаказ во внешней торговле). На эту продукцию устанавливались преференциальные цены, значительно ниже мировых. Статистика торговли РФ со странами СНГ в 1992-1993 гг. велась не в долларах, а в рублях. В силу явной специфики экономических связей между Российской Федерацией и другими странами СНГ, мы считаем адекватным применение термина «ближнее зарубежье» именно к этому периоду.
Важнейшим
противоречием
На
практике отношения России с соседями
по СНГ уже начиная с конца
1993 г. развивались больше в духе прогноза,
сделанного З.Бжезинским («СНГ - это
механизм цивилизованного развода»).
Новые национальные элиты взяли
курс на отрыв от России, да и российские
руководители в те годы рассматривали
СНГ как «обузу», мешающую быстрому
проведению рыночных реформ либерального
типа, на старте которых Россия обошла
своих соседей. В августе 1993 г. Российская
Федерация ввела в обращение
новый российский рубль, отказавшись
от дальнейшего использования
Переход к использованию национальных валют породил дополнительные трудности в торговле и взаимных расчетах, вызвал проблему неплатежей, стали появляться новые таможенные барьеры. Все это окончательно превратило «остаточные» межреспубликанские связи на пространстве СНГ в межгосударственные экономические отношения, со всеми вытекающими последствиями. Дезорганизация региональной торговли и расчетов в СНГ достигла своего пика в 1994 г. За 1992-1994 гг. товарооборот России с партнерами по СНГ сократился почти в 5,7 раза, составив в 1994 г. 24,4 млрд. долл. (против 210 млрд. долл. в 1991 г.). Доля СНГ в товарообороте России упала - с 54.6 до 24%. Резко уменьшились объемы взаимных поставок практически по всем основным товарным группам. Особенно болезненным стало вынужденное сокращение многими странами СНГ импорта российских энергоносителей, а также уменьшение взаимных поставок кооперированной продукции в результате резкого скачка цен. Как мы и прогнозировали,40 быстро преодолеть этот шок не удалось. Медленное восстановление хозяйственных связей между Россией и странами СНГ осуществлялось после 1994 г. уже на новых условиях обмена - по мировым (или приближенным к ним ценам), с расчетами в долларах, национальных валютах и по бартеру.41
Экономическая модель отношений между новыми независимыми государствами в масштабе СНГ на начальном этапе его существования воспроизводила модель центрально-периферийных отношений в рамках бывшего Советского Союза. В условиях стремительной политической дезинтеграции подобная модель внешнеэкономических связей РФ со странами СНГ не могла быть устойчивой и долговременной, тем более без финансовой подпитки со стороны Центра - России. В итоге она была «взорвана» в момент распада рублевой зоны, после чего начались неуправляемые дезинтеграционные процессы в экономике.
Вторая фаза: Регион СНГ как «постсоветское пространство» (с конца 1994 г. и примерно до 2001-2004 гг.)
В
этот период «ближнее зарубежье» трансформировалось
по большинству параметров в «постсоветское
пространство». Это значит, что страны
СНГ, расположенные в окружении
России из особой, полузависимой зоны
ее экономического влияния постепенно
становились по отношению к ней
полноценными внешнеэкономическими партнерами.
Торговые и иные хозяйственные связи
между бывшими республиками стали
выстраиваться, начиная с 1994/1995 гг. в
основном, как межгосударственные.
Технические кредиты на сбалансирование
товарооборота Россия смогла переоформить
в государственные долги
Регион как постсоветское пространство - это Россия плюс ее внешнее «кольцо» из стран СНГ. На этом пространстве Россия по-прежнему была «центром» экономических взаимоотношений, на который в основном замыкались хозяйственные связи других стран. В постсоветской фазе трансформации региона бывшего СССР четко выделяются два периода: 1994-1998 гг. (до дефолта) и 1999-2000г. (пост-дефолтный). А начиная со второй половины 2001 г. и до 2004.2005 гг. наметился явный переход в иное качественное состояние развития всех стран СНГ (см. далее - третья фаза). Вторую фазу развития в целом характеризует акцент на экономические преобразования и активизацию рыночных реформ, хотя процесс укрепления политического суверенитета все еще продолжался.
Самой
актуальной проблемой для всего
региона была макроэкономическая стабилизация.
В 1994-1997гг. страны СНГ решали задачи
преодоления гиперинфляции, достижения
устойчивости вводимых в обращение
национальных валют, стабилизации производства
в основных отраслях, развязки кризиса
неплатежей. Другими словами, приходилось
в срочном порядке «латать
дыры» после распада единого
народнохозяйственного