В первой половине ХII века черниговский
князь Николай Давыдович построил в Киеве
«больничный» монастырь, ставший первой
в России богадельней за церковной оградой.
Князь Андрей Боголюбский, как и Владимир,
приказывал развозить по улицам еду и
кормить бедных, а князь Роман Мстиславич
вообще все свое имущество раздал неимущим
и сам умер в нищете. Удельный Владимирский
князь Всеволод Юрьевич, после страшного
пожара, случившегося в 1185 году, и уничтожившего
все деревянные постройки во Владимире,
выделил горожанам средства на строительство
новых домов. Следовательно, можно выделить,
можно выделить три основных формы княжеского
обеспечения:
- Раздача милостыни
- Кормление на княжеском дворе
- Развоз продовольствия по городу для убогих
Таким образом, складывающаяся
система помощи и поддержки в этот период
испытывает на себе влияние таких факторов,
как принятие христианства, изменение
геополитического пространства славянских
племен, разрушение родового общества,
изменение положений в княжьем праве,
оформление новой общественной стратификации,
создание и укрепление таких институтов,
как церковь, монастырь, приход и др.
Разумеется, княжеское нищепитательство
- явление достаточно сложное и противоречивое.
Например, в летописях практически не
зафиксировано его проявления в некоторые
кризисные периоды. В 1034 г. в Ярославле
вспыхнул голод, но князь Ярослав не предпринимает
никаких действий по его ликвидации. Как
передает Лаврентьевская летопись, он
только философски констатирует: «Бог наводит по грехом
на каюждо землю гладо или моръ ли ведромь
ли иною казнью, а члвк не весь ничтоже».6
Помимо княжеской благотворительности
существовали и иные формы: монастырская,
приходская, общественная, боярская и
купеческая.
«Русская Правда» Князя Ярослава
явилась первым славянским законом, в
котором закреплялось подобие социальной
программы. Особой заботой о бедных и убогих
отличался и Владимир Мономах.7
П.И. Нещеретний отмечает, что
по мере укрепления государства в развитии
общественного призрения стали более
четко определяться два взаимно дополняющих
друг друга направления.
- Продолжение традиций Владимира
и других князей Киевской Руси, показывающих
пример личного благодеяния и покровительства
убогих, престарелых, сирот и других нуждающихся.
- Усиление организующего начала,
совершенствование форм и масштабов государственного
общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви».
В качестве доказательства
второго направления в становлении системы
общественного призрения можно привести
Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в
котором в качестве неотложных мер ставилась
задача выявить во всех городах «престарелых
и прокаженных», построить для них богадельни,
обеспечить их одеждой.
По Указу Царя Федора Алексеевича
от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя;
те из числа нищенствующих и убогих, которые
могли работать, должны были «хлеб свой наживать
работой или ремеслом на общественную
пользу».
Петр I приказал Святейшему
Синоду, Камер Конторе, Главному магистрату
и воеводам «приступить к устроению
больниц, богаделен, сиротских домов, домов
для призрения незаконнорожденных младенцев,
домов смирительных для людей праздношатающих
и им подобных». В то же время Петр
I запретил подавать милостыню непосредственно
просящим подаяние, а Указом от 3 мая 1720
г. повелел всех офицеров и нижних чинов,
признанных по удостоверению Военной
коллегии неспособными к службе из-за
ран, увечий или старости, определять на
жительство в монастыри и богадельни и
выдавать им пожизненное содержание.8
Екатерина II в Манифесте от
1 сентября 1763 г. «Об учреждении Воспитательных
домов» указала, что призрение бедных
- главное для Верховной власти. В принятом
ею в 1775 г. «Учреждении для управления
губерний» впервые в законодательном
порядке была установлена государственная
система общественного призрения для
всех гражданских сословий. С этой целью
в каждой губернии создавались особые
Приказы общественного призрения, на которые
возлагалась обязанность организовывать
и содержать народные школы, сиротские
дома, больницы, аптеки, работные дома
(в которых бедные люди могли бы своим
трудом добывать себе пропитание), смирительные
дома (для исправления людей). Соответствующие
средства для организации и содержания
этих учреждений выделялись в качестве
первоначального капитала из государственной
казны, а изданное в 1785 г. «Городовое Положение»
узаконило требование к городам об отчислении
из своих средств части доходов в пользу
Приказов общественного призрения. При
Екатерине II в России был учрежден первый
инвалидный дом, однако по существу это
была богадельня для призрения раненых,
больных и престарелых воинов и их семейств.
Инвалидные дома, для значительного
числа призреваемых, появились при Николае
I. К инвалидам в этот период относили полностью
нетрудоспособных граждан, которые не
могли обходиться без посторонней помощи.
Сеть благотворительных учреждений,
находящихся под покровительством Императрицы
Марии Федоровны (жены Павла I), в 1854 г.,
т. е. после ее смерти, была объединена
под общим названием «Ведомство учреждений
Императрицы Марии». Благотворительностью,
предоставляемой этими учреждениями,
в течение 1898 г. воспользовалось более
7 млн. человек, не считая 20 млн. случаев
разовых обращений к благотворительной
помощи. В благотворительных заведениях
постоянно проживало около 500 тыс. человек.
Российское законодательство
XIX в. делило нищих на четыре категории:
- те, которые не могут своим трудом
добывать пропитание;
- те, кто по сиротству и временным
болезням впал в нужду, однако может работать;
- те, которые могут трудиться,
но нищенствуют по лености и дурному поведению;
- те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.9
Очевидно, такая «классификация»
нуждающихся была необходима для определения
характера социальной поддержки и применения
иных мер для борьбы с нищенством.
23 июня 1912 года в России был
издан закон о страховании рабочих по
болезни и от несчастных случаев. Этот
закон, был составлен на основе законов
Германии, однако в отличие от них он
предусматривал меньший объем полномочий
застрахованных. Так, в законе России не
содержалось нормы, аналогичной норме
германского закона 1883 г., в силу которой
по истечении 26 недель болезни начиналась
пенсия по инвалидности.
Проанализировав динамику развитие
социального обеспечения в царской России,
можно сделать вывод о том, что практика
социального обеспечения до XVI века, является
применением руководителями государства
христианских моральных канонов и фактически
зарождение и существование в русском
государстве государственного обеспечения
обязано своим рождением именно православной
церкви и князю Владимиру Святославовичу.
Однако данное обеспечение нельзя назвать
социальным в полном объеме, поскольку
оно не носило регулярный характер, не
охватывало большую часть населения, а
так же не обладало необходимым механизмом
регулирования.
Со сменной в России правящей
династии и приходом к власти Петра Великого
придерживающегося более протестантского
подхода, часть обязанностей по социальному
обеспечению переходит от церкви (Священного
синода), к Камер конторе, воеводам и Главному
магистрату. Позднее можно отметить учреждение
Екатериной II в каждой губернии Приказов
ведающих государственным призрением,
финансируемых из государственной казны.
Итак, институт социального
обеспечения в Российской империи существовал
и функционировал, с подачи государства
создавались инвалидные дома, больным
и нищенствующим предоставлялась материальная
и медицинская помощь, но фактически он
начал формироваться в полном объеме,
только к началу XX в., поскольку с появлением
в Российской империи предприятий тяжелой
промышленности, законодатель становится
заинтересован в социальном страховании
работников.
1.2. Общая характеристика
законодательства по социальному
обеспечению в России (XVI-XX вв.)
Первым нормативно-правовым
актом-источником права социального обеспечения,
в России, ученые-правоведы считают Судебник
Ивана IV Грозного. Данный акт закрепляет,
что «бездетная вдова после смерти мужа
имеет право на получение обратно приданного
и пенсии («полетное»), в размере 2 гривны
в год.
Следующим по хронологии источником
права социального обеспечения считается
Соборное уложение 1649 года, которое содержит
на порядок больше статей, относящихся
к вопросу социального обеспечения.
В данном источнике закреплено
право вдовы, детей и престарелых родителей
на содержание в форме «прожитка», то есть
части поместья умершего кормильца. Величина
данной компенсации зависела от размера
должностного оклада умершего и причины
его смерти. Представители дворянского
сословия в случае отставки, увечья и при
отсутствии прямых наследников, имели
право на получение «прожитка» в размере
полного оклада.10
Данная форма социального обеспечения
распространялась только на представителей
высших сословий и не охватывала большую
часть населения Российской империи, то
есть представителей крестьянства. В период
царствования Елизаветы Петровны с подданных
начинает взиматься, так называемый налог
в пользу бедных, за счет которого создаются
«приходы», осуществляющие попечение
детей-сирот, пожилых и инвалидов.
С развитием промышленности
в России формируется рабочий класс, и
вместе с ним возникает «цеховое страхование»,
назначение которого состояло во вспомоществовании
работникам мануфактур, в случаи их болезни,
старости, производственного увечья или
смерти кормильца. Однако данное вспомоществование
нельзя отнести к социальному обеспечению,
поскольку оно осуществлялось за счет
средств самих работников, плативших взносы.
Его можно охарактеризовать как форму
материальной взаимопомощи трудящихся
в рамках конкретных предприятий.
С развитием капиталистических
отношений и произошедших в Европе буржуазных
революций, возрастает количество предприятий
промышленности и возрастает процент
населения относящихся к рабочему классу.
В России буржуазия старается, как и раньше,
сократить затраты на содержание рабочих
на случай старости, инвалидности, производственных
травм. С этой целью на предприятиях начинают
создаваться кассы взаимопомощи, формируемые
из средств работников. В других европейских
государствах средства этих касс пополнялись
не только за счёт взносов работников,
но и средств работодателей, хоть и не
столь значительных11.
Так же в России создаются обязательные
кассы для служащих государственных учреждений.
Средства этих касс состояли из обязательных
отчислений из жалования чиновников. С
помощью данных касс государство осуществляло
пенсионное обеспечение, уволенных в отставку,
чиновников и производило выплату пособий
их вдовам и сиротам, ранее находившимся
на их иждивении.
Для служащих низших чинов,
так же создавались отдельные кассы обеспечивающие
вспомоществование полных инвалидов уволенных
со службы и не имеющих возможности самостоятельно
себя обеспечивать, членам их семей в случаи
смерти чиновников выплачивалась пенсия
в размере 3 рубля в месяц.
На горных казенных заводах,
в связи с особо тяжелыми условиями труда,
согласно Закону Российской империи от
8 марта 1861 года, создавались горнозаводские
товарищества обеспечения, обеспечивающие
работников, получивших увечье на производстве
и членов семьи погибших на производстве.12
В связи с возросшим количеством
промышленных предприятий, во многих европейских
государствах, в том числе в Российской
империи, возрастает количество травма
опасного производства и работников,
ставших инвалидами вследствие получения
увечий на предприятии. Из-за этого законодатели
многих государств начинают разрабатывать
законопроекты, посвященные обеспечению
социальной защиты инвалидов труда. В
Германии Отто фон Бисмарк создает законы
«О страховании при несчастных случаях»
и «Об ответственности предпринимателей»,
согласно которым работникам, получившим
производственную травму, назначалась
пенсия на период утраты трудоспособности,
а также из средств предприятия взималась
денежная плата на лечение работника.13
В Российской империи, законодатель
тоже принимает попытки создания нормативной
базы социальной защиты рабочих предприятий.
Свод законов Российской империи содержит
нормы об ответственности работодателей,
за увечье работников полученные в процессе
производства, но в данном правовом акте
и в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении
потерпевших рабочих вследствие несчастных
случаев» идет речь не о социальном страховании,
как в Бисмаркских Законах, а о материальной
ответственности работодателей за увечье
работников.14
Позднее в 1912 году принимаются
такие Законы, как Закон «О страховании
рабочих от несчастных случаев» и «Об
обеспечении рабочих на случай болезни»
от 23 июня 1912 года. И с принятием этих законов,
создаётся такое контролирующие ведомство,
как Совет по делам страхования рабочих
при Министерстве торговли и промышленности.
В ряде губерний открываются страховые
присутствия, получившие широкий круг
полномочий по надзору за страхованием
в пределах своих местностей, а на крупных
предприятиях создаются страховые товарищества
и больничные кассы, за счет которых работники
получают возможность получать квалифицированную
медицинскую помощь и по необходимости
медикаментозное лечение.
По итогам данного анализа можно
сделать вывод, что в России на начало
XX века осуществлялись следующие виды
социального обеспечения:
- пособие по беременности и родам
- пособие по временной нетрудоспособности
- пенсия по инвалидности, вследствие
производственной травмы
- пенсия по случаю потери кормильца
- пенсии военнослужащим и госслужащим
в случаи выхода в отставку