Конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной проблематики состоит в том, что, во-первых, вступив в Совет Европы, Российская Федерация на практике повседневно реализует положение ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, согласно которому "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Поэтому определение роли, значения и структурной организации Совета Европы является достаточно важным и интересным.
После ратификации Российской Федерацией в мае 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) десятки тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по права человека для защиты своих прав.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. совет европы: особенности влияния на право россии…6
1.1. Европейская система защиты прав человека……………………………...6
1.2. Значение и последствия участия России в Совете Федерации………….15
2. конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы………………..…………………………………………...29
2.1. Основные международные акты Совета Европы по правам человека…29
2.2. Европейский суд по правам человека……………………………….......39
Заключение……………………………………………………………………...52
Список используемых источников ………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мп новый (Автосохраненный).doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Положения большинства  конвенций Совета Европы уже трансформированы Россией в ее национальное право. Соответствующая работа законодательных  и иных государственных органов  продолжается. Особую область применения "права Совета Европы" составляют решения Европейского суда по правам человека.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной  практики позволяет выделить в области  взаимоотношений Российской Федерации  и Европейского суда по правам человека следующие основные проблемы: проблема юридического статуса, проблема применения, проблемы доступности, исполнения, унификации и т.д.

В целях модернизации законодательной базы, повышения  эффективности защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов российских граждан, совершенствования судопроизводства, а также обеспечения национальных интересов России на международном уровне целесообразно:

1) создать сайт  официальных текстов постановлений  Европейского суда по правам  человека;

2) организовать центр, осуществляющий переводы и размещение актов ЕСПЧ в банке данных на соответствующем сайте;

3) разработать  методику применения актов Европейского  суда при разрешении судьями  конкретных споров, отразив ее  в постановлении Пленума Верховного  Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении Европейской конвенции и постановлений Европейского суда по правам человека";

4) принять Федеральный  закон "О порядке исполнения  в Российской Федерации постановлений  Европейского суда по правам человека".

 

 

 

 

 

  1. конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы

2.1. Основные международные акты Совета Европы по правам человека

Во второй половине XX века в европейской практике сформировалась достаточно эффективная система законодательной и судебной защиты прав человека. В ее основу положены нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой под эгидой Совета Европы в 1950 г. Следует остановиться на анализе некоторых из них.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод28 была принята 4 ноября 1950 г. в Риме 15 государствами, для которых она олицетворяла "первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека". В настоящее время участниками Конвенции являются все члены Совета Европы. В Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г.

Конвенция - договор, согласно которому государства - члены Совета Европы обязались гарантировать некоторые основополагающие права человека всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. Основная роль Конвенции в том, чтобы дать личности гарантии соблюдения ее прав с помощью наиболее развитых инструментов защиты29.

В настоящее время ратификация  Конвенции и признание права  частных лиц на подачу индивидуальных заявлений в соответствии со ст. 34 и обязательной юрисдикции Европейского суда по правам человека в соответствии со ст. 19 - обязательные условия членства в Совете Европы. Протоколы (к Конвенции в настоящее время принято 14 протоколов), являясь самостоятельными документами, обязывают государства после их отдельной ратификации. Совет осуществляет постоянный контроль за реализацией Конвенции как путем расширения перечня гарантируемых прав, так и путем совершенствования действующих процедур.

Безусловно, ни сама Конвенция, ни предлагаемые ею процедуры не предназначены для подмены национальных систем защиты прав человека. Цель европейского механизма - предоставление индивиду международных гарантий в дополнение к праву на возмещение ущерба, существующему в конкретных государствах. Согласно положениям данного документа все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона; каждый человек в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законами, имеет право на восстановление его в правах национальным компетентным судом, и другие. К европейской судебной защите относится и европейское прецедентное право, значительную часть которого представляет толкование конвенционных норм, содержащееся в решениях Европейского Суда по правам человека30.

Согласно статьям 6, 7 и 13 Конвенции и Протоколов к ней N 4 (ст. 1) и N 7 (ст. ст. 2, 3, 4) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на признание его правосубъектности, то есть право на защиту законом, а в случае предъявления ему любого уголовного обвинения - право на справедливое и публичное судебное разбирательство, определенное национальным законодательством и европейским правом.

В соответствии с изменениями, внесенными в Конвенцию Протоколом N 1131, Европейский суд "может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права".

Конвенция постоянно дополнялась и изменялась путем принятия протоколов к ней. В общей сложности в настоящее время к Конвенции принято 14 протоколов, которые признают новые права и свободы (протоколы N 1, 4, 6 и 7), затрагивают вопросы процедуры (протоколы N 3, 5, 8, 9 - 14) и наделяют Европейский суд по правам человека очень ограниченной консультативной компетенцией (Протокол N 2).

Первый протокол от 20 марта 1952 г. ввел в качестве обязательств для государств защиту собственности, право на образование и свободные выборы.

Протокол N 4 от 16 сентября 1963 г. ввел запрещение лишения свободы за долги; свободу передвижения; запрещение массовой высылки иностранцев.

Протокол N 7 от 22 сентября 1984 г. установил процедурные гарантии высылки; право на апелляцию по уголовным делам; недопустимость повторного наказания.

Протокол N 12 от 4 ноября 2000 г. регламентирует, что пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства.

Протокол N 13 от 3 мая 2002 г. посвящен отмене смертной казни при любых обстоятельствах. Российская Федерация не является его участницей.

Протокол N 14 (последний) был принят 13 мая 2005 г. Российская Федерация ратифицировала его в январе 2010 г. Он касается усиления контролирующей функции Конвенции и вносит значительные изменения в судебную процедуру и порядок выборов судей.

Европейская конвенция о выдаче 1957 г.32 определяет, что выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы или в соответствии с постановлением об аресте на максимальный срок, по крайней мере в один год, или более серьезным наказанием. В тех случаях, когда осуждение и тюремное заключение или постановление об аресте имеют место на территории запрашивающей стороны, установленный срок наказания должен составлять не менее четырех месяцев. Конвенция вступила в силу в 1960 г., для Российской Федерации - в 2000 г. Она определяет категории преступлений, за совершение которых не производится выдача, основания отказа в выдаче и т.д.

За исключением тех случаев, когда Конвенция предусматривает иное, процедура в отношении выдачи и временного задержания регулируется исключительно законодательством запрашиваемого государства.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Конвенция не применяется  к арестам, принудительному исполнению приговоров, а также к военным  преступлениям, не подпадающим под  юрисдикцию общего уголовного права.

Просьбы об оказании взаимной правовой помощи должны направляться компетентными органами запрашивающего государства компетентным органам запрашиваемого государства. Пункт 1 ст. 15 Конвенции в качестве таковых определяет Министерства юстиции обеих сторон. Однако, учитывая разнообразие судебных и правоохранительных систем государств - участников многостороннего договора, п. 6 этой же статьи допускает расширение государствами круга компетентных органов. Единственным условием для этого является соответствующее заявление на имя Генерального секретаря СЕ при подписании Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты33.

Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 г.34 предусматривает обязательства государств по контролю за торговлей и регистрацией приобретаемого огнестрельного оружия, а также обмен информацией в целях борьбы с незаконной торговлей и перемещением огнестрельного оружия.

Конвенция предусматривает  два вида контроля за приобретением  оружия частными лицами: 1) уведомление  о торговых операциях (гл. 2). В этом случае государство, продающее оружие иностранцу, должно уведомить об этом страну, гражданином которой он является. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы уведомление предшествовало торговой операции или связанному с ней перемещению оружия; если это не удается, уведомление делается впоследствии в возможно более короткие сроки. 2) двойное разрешение (гл. 3). Оружие продается частному лицу за границей только с разрешения компетентных органов его страны и страны, где оно приобретается.

Статья 3 Конвенции оговаривает право каждой договаривающейся стороны издавать законы и правила в отношении огнестрельного оружия при условии, что они не должны противоречить положениям Конвенции. В соответствии с этим Конвенция имеет и материальное (уголовно-правовое) значение для унификации внутреннего уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия35.

Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.36 вступила в силу в 1978 г. В ст. 1 перечисляются преступления, которые не квалифицируются в качестве политических преступлений или преступлений, связанных с политическим преступлением, или преступлений, совершаемых по политическим мотивам, а именно:

а) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.;

б) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г.;

в) серьезное  преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной  защитой, включая дипломатических  агентов; и другие.

Статья 2 Конвенции уточняет, что для целей выдачи государство может принять решение не квалифицировать в качестве политического преступления, или преступления, связанного с политическим преступлением, или преступления, совершаемого по политическим мотивам, иное серьезное насильственное преступление, направленное против жизни, физической неприкосновенности или свободы личности.

Основными способами борьбы с данным преступлением Конвенция называет выдачу и широкую взаимную правовую помощь между государствами37.

Российская  Федерация присоединилась к Конвенции в 1999 г., а 5 февраля 2001 г. она вступила в силу на территории России.

Конвенция о передаче осужденных лиц 1983 г.38 имеет своей целью создание простой и гибкой процедуры, позволяющей в короткие сроки осуществлять передачу иностранных заключенных на родину.

Облегчая передачу иностранных заключенных, Конвенция учитывает современные тенденции в области карательной политики. В Европе усовершенствованные способы передвижения и общения привели к большей мобильности людей и, как результат, к росту интернационализации преступлений. Поскольку карательная политика должна уделять большое внимание социальной реабилитации преступников, очень важно, чтобы налагаемые на преступника меры наказания исполнялись на его родине, а не в государстве, где было совершено преступление и вынесено решение. Данная политика также уходит своими корнями в гуманистические размышления: трудности общения из-за языкового барьера, чуждость местной культуре и обычаям, а также отсутствие контакта с родственниками могут оказать неблагоприятное воздействие на иностранного заключенного. Таким образом, репатриация осужденных лиц осуществляется как в интересах заключенного, так и в интересах соответствующих государств39.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г40. вступила в силу 1 февраля 1989 г. Цель Конвенции - помощь европейским государствам в усилении защиты лиц, лишенных свободы.

Конвенция предусматривает учреждение Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания - внесудебного механизма воздействия с целью предупреждения возможных физических или моральных злоупотреблений в отношении лиц, лишенных свободы (находящихся в заключении), и эффективного надзора, контроля за обращением с такими лицами. Состав этого органа формируется из представителей государств - участников Конвенции.

Информация о работе Конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы