Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:16, курсовая работа
В настоящей работе будет рассмотрена тема: «Конституционное право Испании». Изучение конституционного права зарубежных стран имеет большое познавательное значение, так как многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в конституционном праве зарубежных стран (конституции, права и свободы человека и гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей). Их изучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права, социальную ценность политических институтов и конституционно-правовых отношений в любой стране. Оно способствует формированию демократических взглядов и современного правосознания.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Московский государственный
юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Университет имени О. Е. Кутафина
(МГЮА)
Кафедра конституционного и муниципального права
Ананьина Инна Вячеславовна
Конституционное право Испании.
Курсовая работа
студента 11 группы, 2 курса
Института права
очной формы обучения
Научный руководитель:
кандидат юридических наук, доцент Сергеев А.Л.
Дата сдачи: __________________
Дата рецензирования: _________
Дата защиты: ________________
Оценка: _____________________
Москва
2014 год
Оглавление.
В настоящей работе будет рассмотрена тема: «Конституционное право Испании». Изучение конституционного права зарубежных стран имеет большое познавательное значение, так как многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в конституционном праве зарубежных стран (конституции, права и свободы человека и гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей). Их изучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права, социальную ценность политических институтов и конституционно-правовых отношений в любой стране. Оно способствует формированию демократических взглядов и современного правосознания.
Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями. Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами, вынужденными заседать в Кадисе - главном городе одноименной провинции на юге Испании - во время сопротивления французской оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций, порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. Лишь две республики с непродолжительным сроком существования.
Испания прошла сложный период государственно-правового развития, оставаясь до середины 70-х годов XX столетия последним европейским государством с фашистским политическим режимом. Примерно за полтора века в Испании было принято семь конституций различного содержания и направленности: 1812, 1831, 1834, 1837, 1845, 1869, 1876 годов.
Со второй половины 70-х годов XX века Испания вступила в период широких демократических преобразований. Этот процесс начался после тридцатишестилетней диктатуры генерала Франко, установленной в результате поражения республиканцев в гражданской войне. В период франкистской диктатуры механизм власти строился, прежде всего, с учетом принципов вождизма, полной централизации государственного управления, отсутствия каких-либо конституционных гарантий прав личности. Источником всей власти являлся диктатор Ф. Франко
Испания – унитарное государство
с высокой степенью децентрализации. В
административно-
Действует Конституция 1978 г. По форме правления Испания является конституционной парламентской монархией. Политический режим демократический.
Глава государства – Король, являющийся, согласно Конституции, символом государственного единства и постоянства, «гарантом правильного функционирования государственных институтов». Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту Генеральным кортесам. Нижняя палата – Конгресс депутатов (350 депутатов) и верхняя палата – Сенат (256 членов), которая является палатой территориального представительства, избираются сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых выборов (Конгресс – по пропорциональной системе, Сенат – по мажоритарной). Правительство – Совет министров осуществляет исполнительную власть. Оно состоит из председателя, его заместителей, министров и других членов.
Я считаю, что конституционное право Испании интересно своей самобытностью, его изучение поможет лучше понять менталитет народа, проживающего в Испании, что является важной составляющей, в современном интеграционном процессе. Также, Испания является одной из немногих стран, которая прошла долгий путь конституционного развития.
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение конституционного права Испании.
Для реализации данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
2. Общая характеристика Конституции Испании 1978 года.
Конституция 1978 г. (ее официальное название - Испанская конституция) восприняла как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран - доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный, представляющий собой использование конкретных нормативных решений.
Нельзя не отметить значительного влияния, которое оказали на текст Конституции социалистические идеи. Во всяком случае, тенденция к социализации конституционного права проявилась здесь весьма отчетливо. Это прослеживается и в общих основах конституционного строя, и в конституционном регулировании прав, свобод и обязанностей, отразившем наличие социальных общностей с различными интересами и отношения между ними.
Конституция состоит из преамбулы, вступительного раздела, 10 разделов, часть из которых делится на главы, включает также четыре дополнительных положения, девять переходных положений, отменительное положение и заключительное положение.
В преамбуле и вступительном
разделе определены идеологические и
политические основы государства, характеризующие
его демократическую модель. Так, в статье
1 провозглашается, что Испания конституируется
в социальное, демократическое, правовое
государство и что высшими ценностями
его правового строя являются свобода,
справедливость, равенство и политический
плюрализм. Национальный суверенитет
принадлежит испанскому народу, от которого
исходят власти государства. Политической
формой государства является парламентарная
монархия1.
Конституция закрепила
демократический характер испанского
государства, основывающегося на трех
основных постулатах - принадлежности
испанскому народу национального суверенитета,
о чем уже говорилось; политическом плюрализме,
одной из основных целей которого является
свободное образование политических партий,
выражающих и формирующих народное мнение2; участии народа в
политической жизни посредством голосования.
Установлено далее,
в статье 2, что Конституция опирается
на нерушимое единство испанской нации,
на общую и неделимую родину всех испанцев,
под которыми понимаются не только этнические
испанцы, но вообще совершеннолетние испанские
граждане. Конституционно признаются
и гарантируются право на автономию составляющих
Испанию национальностей и регионов и
солидарность между ними3.
В качестве официального
государственного языка Испании статья
3 Конституции определяет кастильское
наречие испанского языка. Все испанцы
обязаны знать его и имеют право им пользоваться.
Другие языки Испании являются также официальными
в соответствующих автономных сообществах
согласно их уставам. Богатство различных
языковых проявлений в Испании представляет
собой ее культурное наследие и пользуется
особым уважением и охраной4.
В статье 4 установлен официальный цвет флага Испании, а в статье 5 указано, что столицей Испании является Мадрид5.
Последовательность конституционных институтов, содержащихся в высшем законе страны, характерна для современных демократических конституций. В первой части провозглашаются основные права и обязанности, во второй части определен статус Короны, в третьей - Генеральных кортесов (парламента), в четвертой - Правительства и Администрации, в пятой регулируются отношения между Правительством и Генеральными кортесами, шестая часть посвящена судебной власти, седьмая - экономике и финансам, восьмая - территориальной организации государства, девятая часть устанавливает основы статуса Конституционного трибунала и, наконец, в десятой части содержится порядок проведения конституционной реформы.
В дополнительных положениях содержатся некоторые оговорки к отдельным положениям Конституции, носящие, по сути, переходный характер.
Собственно переходные положения Конституции относятся в основном к реформированию политико-территориального устройства, вытекающему из принципиально нового регулирования Конституцией этого института, к преобразованию Кортесов в предусмотренные Конституцией Генеральные кортесы, а также к разделению первого Конституционного трибунала на три группы членов в связи с тем, что он должен обновляться по третям.
Отменительное положение отменило Закон о политической реформе, а также ряд франкистских законов конституционного характера, некоторые акты прошлого века, а также объявило отмененными все положения, которые противоречат Конституции.
Заключительное положение установило, что Конституция вступает в силу в день опубликования ее официального текста «Boletin Oficial del Estado» - «Официальный бюллетень государства». Она подлежала опубликованию также на остальных языках Испании.
По порядку изменения Конституция Испании относится к категории «жестких» конституций. X раздел Конституции, именуемый «О Конституционной реформе», устанавливает порядок полного и частичного пересмотра, а также изменения Конституции. Инициатива проведения конституционной реформы может исходить от правительства, палат парламента, от парламентов автономных областей. В том случае, если изменяются отдельные положения или статьи Конституции, это предложение должно быть одобрено обеими палатами парламента большинством в 3/5 от общего числа членов палат. Если согласия между палатами по изменению Конституции не достигнуто, то при условии, что Сенат примет текст изменений абсолютным большинством своих членов, Конгресс депутатов может принять его 2/3 голосов своих членов. Одобренный парламентом проект реформы выносится на референдум, если в течение 15 дней после его принятия такого голосования потребует 1/10 членов любой из палат.
В случае полного пересмотра Конституции или частичного пересмотра, под которым согласно ст. 168 понимается пересмотр, затрагивающий Вводный раздел, секцию I, второй главы первого раздела (данная секция охватывает статьи с 15 по 29 и называется «Об основных правах и гражданских свободах») или второй раздел «О короне», то принципы пересмотра должны быть приняты большинством 2/3 голосов каждой палаты, после чего парламент распускается. Вновь избранные палаты могут одобрить текст конституционной реформы большинством 2/3 голосов каждой палаты, затем он передается на референдум для ратификации. В период войны, чрезвычайного и осадного положения реформа Конституции не допускается.
Статус Короля Испании закреплен в разделе II «О Короне».
Король Испании – Хуан Карлос I де Бурбон.