Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа
Исторические судьбы курдского народа своеобразны и трагичны. Курды обитали вблизи древнейших очагов мировой цивилизации (Месопотамия и Иран, Сирия и Финикия, Урарту и Армения). Курдистан входил в состав крупнейших и могущественнейших держав Западной Азии. Самим же курдам за всю их многовековую историю никогда не удавалось создать свое государство. По общему признанию, курды – гордый, свободолюбивый и воинственный народ. Ни турецкие султаны, ни иранские шахи, ни британские империалисты, ни иные колонизаторы не могли полностью подчинить их своему господству. В то же время реакционным силам нередко удавалось направлять курдские движения в нужное для себя русло, что служило источником больших несчастий для всех народов, населявших Курдистан, в том числе (а может быть, и в первую очередь) для курдов.
Введение…………………..……………………………………. 3
Глава 1. История курдов и курдской проблемы……………………………. 6
§1. Периодизация истории курдской проблемы………………… 6
§2. Борьба курдов за свои права в рамках
существующей государственности…………………………. 7
§3. Национальные организации Курдистана в борьбе
за самоопределение и права курдов в
постколониальный период…………………………. 8
Глава 2. Курдский вопрос в системе международных отношений:
прошлое и настоящее…………………… 11
2.1. Краткая экономико-географическая
характеристика Курдистана …….……………….. 11
2.2 Курдистан в эпицентре стратегических интересов
Запада после Первой мировой войны11
2.3. Курдская проблема и возможные варианты ее решения
Заключение …………………………………………………………… 18
Список использованной литературы ….…………….…
В эволюции курдского национального вопроса можно выделить несколько основных периодов.
Первый период охватывает 30 – 80ые годы 19 века. В 30 – 40ых годах курдский сепаратизм жестоко подавлялся Османским правительством, что явилось одним из звеньев в цепи мероприятий, направленных против освободительного движения нетурецких народов, представлявших серьезную угрозу для целостности Османской империи. Одновременно в Турции началась серия «верхушечных» реформ, в задачу которых входили модернизация и укрепление внутриполитического строя страны. Так, в 1834 году Рашид-паша реорганизовал внутреннее управление в курдских областях, лишив курских баев их владений и расположив в городах этих областей турецкие гарнизоны. По аналогичному пути в середине 19 века пошло правительство Ирана (реформы Амира Низами).
Как отмечает Н.А. Халфин, «централизаторская политика, проводившаяся султанским и шахским правительствами вооруженным путем, особенно активизировавшаяся в первые десятилетия 19 века, натолкнулась на ожесточенное сопротивление курдов, которые упорно отстаивали свою самостоятельность»2. Так в 1834 году началось восстание курдских племен под предводительством шейха Равандуза Ахмед-паши (1835 – 1837 годы). Еще более значительное по масштабам восстание курдов произошло в 1843 – 1847 годы под предводительством Бадр-хана – шейха из Джазири. Наконец в 1880 году в Курдистане вспыхивает самое крупное за всю историю 19 века восстание, которое организовал и возглавил вождь небольшого племени в Орамаре шейх Обейдула из Нори.
В ответ на это в Турции и Иране усилились репрессии против непокорных курдских племен, увеличился экономический и социальный гнет. В 1862 году была ликвидирована автономная провинция Курдистана Арделан – в 1878 году она превратилась в обычную губернию.
Главная особенность курдского освободительного движения в 30 – 80ые годы 19 века заключалась в том, что, несмотря на массовость и размах, оно оставалось раздробленным и в значительной степени стихийным. По своей направленности и задачам оно носило феодальный характер: племенная верхушка стремилась к образованию независимых княжеств, в которых она могла бы править самостоятельно.
Второй период в истории
курдского национального
С осени 1905 года активизировались
антиправительственные выступле
Третий период в истории курдского вопроса – это период новейшей истории – с 1918 года и до окончания Второй мировой войны. В это время под влиянием идей победившей в России Великой Октябрьской социалистической революции, которую в последнее время чаще называют Октябрьским переворотом, национально-освободительное движение курдов приобретает все более отчетливую антиимпериалистическую направленность, а их борьба нацеливается против внутренней и внешней реакции, за свои национальные чаяния, социальный прогресс и демократические права.
Примером поддержки Советским государством национальных прав курдов может служить письмо народного комиссара иностранных дел РСФСР председателю Великого национального собрания Турции Мустафе Кемалю-паше от 3 июня 1920 года, в котором высоко оценивался принцип внешней политики нового турецкого правительства по предоставлению всем национальным меньшинствам, включая курдский народ, права самим определять свою судьбу путем свободного референдума3.
С окончанием Второй мировой войны в развитии курдского вопроса начался новый период, продолжающийся до настоящего времени и характеризующийся наивысшим подъемом национально-освободительного движения в основных районах Курдистана.
Курдские движения и в политическом, и в организационном отношении стали более зрелыми. По своим идейно-политическим, программным установкам они стали носить ярко выраженный национальный общедемократический характер, а по способам борьбы – радикальный. Курдские движения стали всенародными.
§2. Борьба курдов за свои права в рамках существующей государственности.
К несомненному успеху курдского национально-освободительного движения следует отнести образование 22 января 1946 года автономной демократической области курдов Ирана с центром в Мехабаде – Джумурети Мехабад (Республика Мехабад). Официально провозглашается автономия курдской демократической обслати и избирается автономное правительство. В конце января 1946 года созывается временный парламент автономной области и разрабатывается ее бюджет. 5 февраля 1946 года состоялось собрание Временного революционного комитета (ВРК), на котором было принято решение создать органы правительства из 12 министров (без министра финансов, поскольку финансовые вопросы относились к ведению центрального правительства).
Однако иранские, иракские и турецкие правящие круги, опираясь на поддержку Великобритании и США, потопили в крови автономную демократическую область курдов в Иране и национально-освободительное движение в Ираке и Турции.
С учетом событий в Иране М.С. Лазарев сделал следующие обобщения и выводы: во-первых, поражение национального движения иранских курдов в 1946 – 1974 годы было не абсолютным, а временным; в последующие годы там зрели «гроздья гнева»; во-вторых, реформы так называемой белой революции, затронувшие курдские районы лишь в последнюю очередь и далеко не в полном объеме, оказались не в состоянии решить национальный вопрос путем насильственной интеграции всех этнических меньшинств в единую иранскую нацию под лозунгом «бог, шах и родина»; в-третьих, официальная идейно-политическая доктрина «исламской революции» никак не может служить для этнических меньшинств альтернативой их законной борьбе за самоопределение, тем более что отстаиваемые аятоллами ценности шиитского ислама вызывают у нешиитов-курдов либо безразличие, либо отрицательные эмоции4.
Новый этап в развитии курдского движения в Ираке наступил после антиимпериалистической и антимонархической революции 1958 года. В провозглашенной 26 июля 1958 года временной Конституции Ирак официально объявлялся единым государством арабов и курдов, и курды впервые признавались самостоятельным народом, имеющим равные права с арабами. В частности, в статье 3 Конституции устанавливалось, что «арабы и курды рассматриваются как партнеры в этой стране, и их национальные права в рамках единого Ирака гарантируются Конституцией». Однако все эти демократические завоевания были аннулированы в результате государственного переворота 8 февраля 1963 года, положившего начало варварской войне диктаторского режима Арефа против курдского народа.
17 июля 1968 года в Ираке
произошел новый
Положение в Иранском и Иракском Курдистанах значительно осложнялось в связи с войной, которую на протяжении ряда лет вели между собой эти государства и которая привнесла множество новых проблем в вопрос о национальных правах курдского народа. Похоже, что в ходе войны руководство Ирана и Ирака «решило» и курдский вопрос в своих странах: военные действия велись в основном на территории, где проживают курды, в результате чего наибольшее число жертв приходится именно на них. Подтверждением этого может служить бомбардировка в марте 1988 года самолетами ВВС Ирака химическими боезарядами оккупированных иранскими войсками населенных пунктов с курдским населением. В результате только в городе Халабджа5 погибли 5 тысяч человек и 4 тысячи получили ожоги и ранения6. Как отмечалось в английской прессе, «иракская армия использовала химическое оружие против курдского населения, в результате чего погибло более 60 тысяч невинных людей и было уничтожено 1300 курдских деревень».
После заключения в 1988 году перемирия с Ираном Ирак в 1990 году напал на Кувейт. В 1991 году, в ходе операции «Буря в пустыне», Ирак потерпел поражение от многонациональных сил и бросил свою армию на подавление курдов, установивших к тому времени контроль над всем Иракским Курдистаном. Однако силы были неравны, и более 2 миллионов человек, спасаясь от иракских солдат, пересекли границы Турции, Ирана и Сирии. Поскольку события происходили ранней весной, когда в горах еще лежал снег, тысячи людей, главным образом дети, женщины и старики, погибли во время этого не знавшего аналогов по своим масштабам бегства целого народа.
Отличительная черта положения курдов в Сирийском Курдистане состоит прежде всего в том, что против них не проводится политика физического уничтожения. Это объясняется курсом правительства страны на их ассимиляцию и арабизацию.
Национальное пробуждение сирийских курдов наступило в конце 50ых годов под непосредственным влиянием революционных событий в соседнем Ираке.
В Турецком Курдистане все сменявшие друг друга в руководстве страны политические силы, в том числе и военные круги, которые активно вмешивались в политическую жизнь, на протяжении всей послевоенной истории резко враждебно относились к курдскому меньшинству, проводя по отношению к нему политику ассимиляции и дискриминации. Однако, несмотря на это, именно в последние четверть века курдское движение в Турции стало в политическом, идеологическом и организационном отношении более зрелым, приобретя, однако, в ряде своих проявлений экстремистские, порой откровенно террористические, черты.
Восточное государство мог возглавлять «кто угодно», араб, тюрок, иранец. Это было непринципиально. Однако с позиций наших дней поиск истоков, в том числе и государственных, стал важной частью исторической идеологии любого государства на Востоке или любого крупного этноса. Не стали исключением и курды.
Сами курды не признают, что у них не было государственных объединений. Они считают таковыми государство, созданное Салах-ад-дином (легендарным Саладином эпохи крестовых походов) в Египте и Сирии, а также государство Зендов, существовавшее на территории современных Ирака и Ирана. И действительно, Зенды и Салах-ад-дин были курдами, и взяли они власть кровавой борьбой, «с саблей в руках». Но полагать, что созданные ими государства были курдскими, по меньшей мере некорректно. Тогда можно признать Египет под властью кипчаков мамлюка Бейбарса кипчакским государством.
§3. Национальные организации Курдистана в борьбе за самоопределение и права курдов в постколониальный период.
Деятельность политических партий и общественных организаций в Курдистане проходит в специфических условиях, которые обусловлены разделенностью этнического Курдистана и необходимостью сочетания региональных и общекурдских задач в национально-освободительной борьбе, противоречиями между курдами и правящими режимами Ирака, Ирана, Турции и Сирии.
Демократическая партия Курдистана (ДПК), лидером которой был до недавнего времени (http://www.ntv.ru) Масуд Барзани, была основана в августе 1946 года. До 1975 года она оставалась единственной общепризнанной и влиятельной представительницей курдов за автономию в Ираке. В ноябре 1979 года состоялся IX съезд партии. Первоочередными задачами борющихся масс Курдистана съездом были выдвинуты: продолжение партизанской войны, борьба против переселения курдов и арабизации курдских территорий, создание широкого национального фронта в Ираке, создание Курдского национального совета. В целом партия придерживается демократического политического курса и считает, что решение курдского вопроса связано с демократизацией общественно-политической жизни Ирака.
Патриотический союз Курдистана (ПСК) – партия, основанная в мае 1975 года (лидер – Джалаль Талабани) является как бы союзом различных группировок и организаций, ведущих борьбу за национально-демократические права курдов. В состав ПСК вошли Социалистическое движение Курдистана, Марксистско-ленинская организация Курдистана, крестьянская организация Курдистана и некоторые другие.
Следует отметить, что хотя ПСК и ДПК по основным вопросам путей достижения национально-демократических прав курдов, методов борьбы занимают идентичные позиции, тем не менее, обе эти организации относились непримиримо друг к другу, нередко свои споры разрешали путем вооруженных столкновений, что приносило урон оппозиционным силам в их борьбе против иракского режима. Так, давняя вражда между этими двумя курдскими партиями вылилась в августе 1996 года в кровопролитные братоубийственные столкновения.
Народно-демократическая партия Курдистана (НДПК). Эта партия по своей идеологии мало чем отличается от других партий курдов Ирака, хотя и обладает некоторыми специфическими чертами. НДПК выражает боевую солидарность с борьбой курдского народа в Турции за свое самоопределение, осуждает политику ассимиляции. Партия также поддерживает борьбу курдского народа в Иране за свои национальные права и призывает Исламскую Республику Иран положить конец войне против курдов и удовлетворить их национальные требования.
Курдское национальное движение в Иране отражает стремление курдских трудящихся преодолеть рамки исламских догм и присоединиться к борьбе прогрессивных сил за национальное утверждение и демократическое преобразование своей страны.
Курдская демократическая партия Сирии (Аль-Парти) образована добровольным союзом единомышленников. Партия опирается в основном на рабочих, крестьян, мелких ремесленников. КДПС считает невозможным решение курдского вопроса в условиях буржуазного строя, поэтому выступает за создание патриотического прогрессивного фронта, который, сочетая социальную и национальную борьбу, установит народную демократию и решит курдский вопрос демократическим путем в рамках единой страны.
Информация о работе Курдская проблема: локальный и региональный аспекты