Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа
Исторические судьбы курдского народа своеобразны и трагичны. Курды обитали вблизи древнейших очагов мировой цивилизации (Месопотамия и Иран, Сирия и Финикия, Урарту и Армения). Курдистан входил в состав крупнейших и могущественнейших держав Западной Азии. Самим же курдам за всю их многовековую историю никогда не удавалось создать свое государство. По общему признанию, курды – гордый, свободолюбивый и воинственный народ. Ни турецкие султаны, ни иранские шахи, ни британские империалисты, ни иные колонизаторы не могли полностью подчинить их своему господству. В то же время реакционным силам нередко удавалось направлять курдские движения в нужное для себя русло, что служило источником больших несчастий для всех народов, населявших Курдистан, в том числе (а может быть, и в первую очередь) для курдов.
Введение…………………..……………………………………. 3
Глава 1. История курдов и курдской проблемы……………………………. 6
§1. Периодизация истории курдской проблемы………………… 6
§2. Борьба курдов за свои права в рамках
существующей государственности…………………………. 7
§3. Национальные организации Курдистана в борьбе
за самоопределение и права курдов в
постколониальный период…………………………. 8
Глава 2. Курдский вопрос в системе международных отношений:
прошлое и настоящее…………………… 11
2.1. Краткая экономико-географическая
характеристика Курдистана …….……………….. 11
2.2 Курдистан в эпицентре стратегических интересов
Запада после Первой мировой войны11
2.3. Курдская проблема и возможные варианты ее решения
Заключение …………………………………………………………… 18
Список использованной литературы ….…………….…
Во второй половине 70ых годов наблюдался новый подъем курдского движения в Турции. Значительная роль в подъеме движения в Курдистане принадлежала курдским нелегальным политическим партиям и группам.
В Турции действует около 10 курдских политических партий и организаций, среди которых:
В 80 – 90ые годы в Европе действовало множество курдских организаций, которые объединяли большое число местных курдских обществ и союзов. К числу таких организаций относятся, например, Федерация курдистанских рабочих союзов в Западной Германии - Комкар, Демократические рабочие союзы Курдистана – ККДК, Курдистанский народный дом, Курдское общество культуры и солидарности в Швеции, Общество курдистанских демократических рабочих в Норвегии, Союз курдских рабочих в Швеции, Студенческий союз Курдистана за рубежом – АКСА, Комитет по созданию организации курдистанских женщин и др.
Одной из влиятельных организаций является Федерация курдистанских рабочих союзов в Германии, она была создана в январе 1979 года во Франкфурте-на-Майне в результате объединения союзов рабочих. В различных городах Германии эта организация имеет местные курдские общества или комитеты.
Начиная с 70ых годов стала
наблюдаться тенденция
Курдские организации в Европе активно проводят различные акции протеста против бесправия курдов в государствах их проживания. Так, в Швеции весной 1981 года прошли мощные демонстрации против действий турецких властей в отношении курдов. Аналогичные акции протеста проходили и в 1982 году во многих крупных городах Западной Европы. Независимо от политической и социальной принадлежности их участники выступили совместно против бесчинств, чинимых режимом в Турции. Подобные действия проходили в Европе и в 90ые года.
Курдские организации в Европе еще не добились единства в своих действиях во имя борьбы за национальные права своего народа. Это, прежде всего, связано с тем, что наличие множества политических и общественных организаций пока не позволило им объединиться в единый фронт. Многие из них придерживаются различных мнений по вопросу о формах и способах борьбы.
За последнее время заметно активизировалась деятельность курдских организаций и в Российской Федерации – это Международный Союз курдских общественных организаций, Общество дружбы российского и курдского народов, Курдская национально-культурная автономия, Курдский культурный центр и др.
В будущем роль курдских организаций за рубежом, очевидно, будет возрастать, поскольку число курдов, покидающих родные места, постоянно растет, и в то же время, растет число проблем, связанных не только с увеличением числа курдов за рубежом, но и с активизацией курдского движения в целом9.
§1. Краткая экономико-географическая характеристика Курдистана.
Курды, будучи автохтонным (возникшим на месте современного местонахождения) народом региона, проживают на территории, площадь которой превышает 500 тысяч км2. Поскольку территория эта находится в пределах государственных границ современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии, то в каждой из этих стран существует «свой» Курдистан: турецкий, иранский, иракский и сирийский (обозначаемые нередко в литературе соответственно как северный, восточный, южный и западный Курдистан). Больше всего курдов проживает в Турции (7,5 млн. человек), затем в Иране (5,6 млн. человек), Ираке (на юге страны 3,7 млн. человек) и Сирии (745 тысяч человек).
Курдистан располагает значительными природными ресурсами, в частности нефтяными месторождениями мирового значения (в Иракском Курдистане). Его недра содержат также хромовую, медную, железную и урановую руды. Обильно орошаемые естественным путем долины и ущелья Курдистана представляют собой богатые возможности для ведения интенсивного лесного и сельского хозяйства.
Иракский Курдистан –
Курдский регион богат водными и гидроэнергетическими ресурсами. По его территории протекают крупнейшие притоки Тигра – реки Большой Заб, Малый Заб, Дияла, Хазир, а также много небольших речушек.
В Курдистане имеются значительные месторождения полезных ископаемых: известняков, доломитов, гипса, песка, гравия, глины и неметаллических минералов - серы и мрамора.
Говоря о естественных ресурсах, которыми наделен Иракский Курдистан, нельзя забывать о климатических. Ирак – страна с очень жарким летом, поэтому жители южных и центральных районов обычно устремляются во время отпусков и каникул на север. Почти все без исключений летние курортные районы находятся в курдском регионе.
§2. Курдистан в эпицентре стратегических интересов Запада после Первой мировой войны.
Международная борьба империалистических держав за сферы влияния, за передел мира, начавшаяся в первые годы 20 века, самым непосредственным образом отразилась на положении курдов11. Первая империалистическая война 1914 – 1918 годов сделала положение курдского народа в целом еще более трагичным: боевые действия на территории Курдистана причинили ему огромный материальный ущерб. Каждая из воюющих сторон стремилась использовать курдов, а также другие народы Восточной Турции и Западного Ирана в своих интересах. Антиправительственные выступления курдов беспощадно подавлялись. Около 700 тысяч курдов были депортированы (более половины из них погибли в пути), сотни тысяч умерли от голода, болезней, в результате военных действий.
Результатом Первой мировой войны стало подписание ряда международных договоров, один из которых напрямую касался курдской проблемы – это Севрский договор 1920 года12. Севрский договор являлся составной частью Версальской системы. Он состоял из 13 частей и 433 статей. Самостоятельный отдел, состоявший из трех статей 62, 63 и 64, непосредственно относился к Курдистану.
В статье 62 предусматривалась
возможность подготовки в течение
шести месяцев «местной автономии»
для Северного Курдистана (части
нынешнего Турецкого Курдистана
Статья 63 налагала на Турцию обязательство признать и выполнять решения комиссии, создаваемой на основании Договора, о «местной курдской автономии» и об окончательном установлении турецко-иранских границ в трехмесячный срок. В статье 64 устанавливалось: «Если через год курдское население указанных в статье 62 областей обратится к Совету Лиги наций и укажет, что большинство их жителей желает быть независимыми от Турции, а Совет Лиги признает этих последних способными к независимости, то Турция обязана отказаться от своих прав на эти области. Если в состав нового курдского государства захотят войти и курды Мосульского вилайета, то главные союзники не будут возражать против этого».
Как мне представляется, для создания курдского государства необходимо выполнение двух условий. Во-первых, в течение года курды должны обратиться к Совету Лиги Наций, «требуя» от Турции своей независимости и образования самостоятельного государства. Иначе как тактической уловкой империалистических государств, призванной отвлечь курдов от решения своих национально-патриотических задач и оказания давления на кемалистов, это положение не назовешь. Во-вторых, положение статьи 64 о том, что способность курдского народа к независимости должна быть признана Советом Лиги Наций, само по себе в сущности являлось дискриминационным и проимпериалистическим. Западные страны стремились выиграть время, чтобы успеть укрепиться не только в зависимой от них Турции, но и в Курдистане. Этими же соображениями было продиктовано включение в статью 64 положения о «добровольном» присоединении жителей Южного Курдистана (т.е. вилайета Мосул) к курдскому государству в случае его создания.
В договоре даже отсутствовало какое-либо упоминание о юго-западных районах Курдистана, захваченных Францией после первой мировой войны, и об Иранском Курдистане, хотя эти части Курдистана также были охвачены национально-освободительной борьбой за освобождение всего Курдистана и образование самостоятельного курдского государства.
Крайняя форма безразличия к судьбе курдского и других народов региона была продемонстрирована в статьях 88 – 93 договора, посвященных армянскому вопросу. В соответствии со статьей 89 определение границы между Арменией и Северным Курдистаном «в вилайетах Эрзерум, Трабзон, Ван, Быт-лис» возлагалось на президенте США, что несовместимо с требованиями международной законности: пограничный вопрос между двумя государствами решается ими самими, а не президентом третьего государства.
Примечательно, что в день подписания Севрского договора между Англией, Францией и Италией было заключено секретное соглашение о разделе сфер влияния в Курдистане и о совместной эксплуатации железных дорог в этом районе и в других частях Турции.
Проведенный анализ показывает заинтересованность западных держав в сохранении Курдистана раздробленным, отсталым районом, находящимся под их полным влиянием и контролем.
Включение же курдского
вопроса в повестку дня Севрской
конференции и наличие
В конечном счете, договор
так и не вступил в силу, явившись,
по меткому выражению американског
Вместе с тем, как отмечают многие отечественные исследователи, Севрский договор имел и определенное положительное значение, которое заключается, в частности, в том, что с момента его подписания курдская проблема получила международное признание v и что статьи договора по курдскому вопросу в немалой мере повлияли на национальное самосознание курдов.
В международном плане обстановка в регионе продолжала оставаться крайне напряженной в связи с разногласиями по курдской проблеме. Желая содействовать ее смягчению и нормализации, НКИД РСФСР в сентябре 1922 года предложил правительствам Англии, Франции, Италии, Югославии, Болгарии, Румынии, Греции и Египта созвать дипломатическую конференцию представителей всех заинтересованных держав, и в первую очередь черноморских государств, которые проявили бы интерес к урегулированию ближневосточного кризиса. Это предложение не встретило поддержки у западных держав, стремившихся решать ближневосточные вопросы без участия России и возлагавших большие надежды на уже готовившуюся в то время по инициативе Англии Лозаннскую конференцию. Суть их намерений состояла в следующем: превратить Турцию в орудие борьбы против России, усилить свои позиции на Ближнем Востоке и максимально сгладить те противоречия, которые, в частности, возникли между Англией и Францией во время раздела Турции.
Лозаннская конференция состоялась в конце 1922 - начале 1923 годов. В ее работе приняли участие делегации стран – участниц Севрской конференции – Англии, Франции и Италии, а также Турции, Румынии, Югославии и Греции. Была также приглашена Япония, которая не имела никаких интересов на Ближнем Востоке. В то же время за рамками конференции осталось такое причерноморское государство, как Болгария. Советская сторона была лишь допущена к участию в работе комиссии по территориальным и военным вопросам, причем только на заседания, специально посвященные вопросу о режиме Черноморских проливов.
Курды на этой конференции, так же как и на Севрской, непосредственного представительства не имели. Более того, политическая неподготовленность в оценке движущих сил национального, движения курдов не позволила курдским националистам к 1923 году, т.е. к периоду, непосредственно предшествовавшему подписанию Лозаннского договора, вновь выдвинуть проблему решения курдского вопроса. Для правящих кругов Ирана и Турции этого оказалось достаточно, чтобы ввести в курдских районах военную администрацию, закрыть школы, арестовать патриотов и пользующихся влиянием лиц и таким образом подавить всякую попытку вновь напомнить о курдах и курдском вопросе.
Информация о работе Курдская проблема: локальный и региональный аспекты