Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций
Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.
МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.
-по кругу участников (п.
глав государств, правительств, МИДов,
глав дипломатических
-по форме (устные, письменные – путем обмена нотами и письмами)
-по числу участников (двусторонние, многосторонние)
-официальные и неофициальные
2. обследование – используется в тех случаях, когда спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к нему. В этом случае назначается на паритетных началах международная следственная комиссия (иногда во главе с представителями 3 гос-ва). Результаты работы комиссии отражаются в докладе, который ограничивается лишь установлением фактов
3. примирение – при использовании этого средства создается на паритетных началах (в равной доле) комиссия, которая вырабатывает конкретные рекомендации, имеющие факультативный характер.
4. добрые услуги – действия 3 стороны т.е. стороны, не участвующей в споре, направленные на установление контактов между спорящими сторонами
5. посредничество, при котором 3 сторона непосредственно участвует в мирном разрешении спора.
6. международный арбитраж – добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение 3 стороны
7. судебное разбирательство – основные органы = международный суд ООН, международный трибунал по морскому праву, ЕСПЧ, экономический суд СНГ)
Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным образом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересованных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обязаны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и арбитражи, споры с участием международных организаций и отдельных граждан.
Международный Суд ООН (местопребывание — Гаага) стал преемником Постоянной палаты международного правосудия. Это один из главных органов ООН, в задачу которого входит осуществление международного правосудия. Его состав и компетенция определены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.
Согласно п. 1 ст. 34 Статута, сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все дела, переданные ему сторонами, все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие дается в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на рассмотрение Суда.