Лекции по международному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:10, курс лекций

Краткое описание

В эпоху Римской империи (международное право называлось «правом народов». Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода. Дела людей и их потребности вынудили все нации создать для себя некоторые нормы права, ибо вспыхивали войны, которые приводили к пленению и к порабощению, что является противным естественному праву, так как в силу естественного права все люди рождаются свободными2. Таким образом, римляне считали право народов частью естественного права. Но так как под термином «gentes» понимались только народы, И. Кант предложил переводить этот термин как «право государств» (jus publicum civitatum).

Вложенные файлы: 1 файл

Междунар. право конспект.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

Правовой статус человека и гражданина включает: гражданство; правоспособность и дееспособность; права и свободы; их гарантии; обязанности.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, определяемая наличием их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость — категория, которая характеризуется долговременностью связей личности и государства. Как правило, человек рождается гражданином определенного государства и очень часто заканчивает свою жизнь гражданином того же государства. Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе по рождению, в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.

Приобретение гражданства по рождению основывается на трех принципах.

Первый — принцип «права крови». Ребенок приобретает гражданство государства родителей независимо от места рождения ребенка. Применяется в большинстве государств Европы и Азии.

Второй — принцип «права почвы». Ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей. Применяется в большинстве стран Латинской Америки.

Третий принцип — смешанный, который сочетает оба вышеназванных. Ребенок получает гражданство государства его родителей независимо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родился на территории страны, применяющей принцип «права почвы», автоматически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том числе Великобритания, Индия, США, Франция.

Международно-правовые документы в области прав и свобод человека стали приниматься только после Второй мировой войны. Первым таким документом стала принятая 111 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека. С тех пор по решению ООН 12 декабря провозглашен Днем прав человека.

В Декларацию включены следующие политические права: свобода мирных собраний и ассоциаций, а также свобода от принуждения вступать в какую-либо ассоциацию (ст. 20); принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей; равный доступ к государственной службе в своей стране/

Среди культурных прав Декларация выделила: право каждого человека на бесплатное начальное и общее образование, которое должно быть обязательным; на общедоступность технического и профессионального образования, а также на одинаковую доступность для всех на основе способностей каждого высшего образования ; право каждого человека свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться благами, а также право на интеллектуальную собственность.

Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных соглашений. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных пактах о правах человека 1966 г., в конвенциях МОТ и других документах.

Одной из целей ООН является достижение международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Правовой основой деятельности ООН является Устав — международный договор, согласно которому государства-члены обязуются, в частности, принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире.

Вопросами прав человека в рамках ООН в разной степени занимаются все главные органы этой организации, но наибольшее внимание данному вопросу уделяют Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный совет.

Конституция любого государства закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, естественного права на участие в

 

решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является, социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так, возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

К сожалению, сейчас права человека воспринимаются не как объединяющий, а скорее как разъединяющий фактор в мировых делах, провоцирующий конфронтацию и раскол цивилизаций. Это усугубляется настойчивыми попытками трактовать права человека исключительно с точки зрения индивидуализма и либеральных ценностей, в то время как здесь крайне важен должный учет исторических, культурных и религиозных особенностей конкретных стран и регионов, многообразия их политико-экономических систем.

 

ГЛАВА X. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

Международные отношения — отношения прежде всего между государствами как носителями суверенитета их народов. Различают между- 
народные отношения в экономической, научно-технической, информационной,правовой и иных сферах. На 
каждом конкретном отрезке исторического развития международные 
отношения характеризуются различной степенью сотрудничества 
и противоборства между государствами и их военно-политическими

Главные внешнеполитические цели любого демократического государства состоят в том, чтобы обеспечивать его безопасность, создавать благоприятные внешнеполитические условия для экономического, социального и культурного развития страны, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Важнейшим средством осуществления внешней политики государства является дипломатия, под которой понимают официальную деятельность глав государств, правительств, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств за рубежом.

Право внешних сношений — система принципов и норм, определяющих правовой статус и функции органов внешних сношений государств.

Право внешних сношений включает в себя подотрасли: 1) право внутригосударственных органов внешних сношений; 2) дипломатическое право; 3) право дипломатического протокола; 4) консульское право.

В настоящее время главными источниками права внешних сношений являются: 1) Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; 2) Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; 3) Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и другие универсальные документы.

Внутригосударственные органы внешних сношений — государственные органы, расположенные на территории данного государства, одной из задач которых является представление его в официальных отношениях с иностранными государствами и иными субъектами международного права.

Внутригосударственные органы внешних сношений делятся на: 1) конституционные и 2) специализированные.

Дипломатическое право — совокупность правовых принципов и норм, регулирующих правовой статус зарубежных государственных органов внешних сношений. Эти органы подразделяются на: 1) постоянные и 2) временные.

К постоянным органам внешних сношений относятся: 1) дипломатические представительства — посольства и миссии; 2) консульские учреждения; 3) торговые представительства; 4) постоянные представительства государств при международных организациях.

К временным зарубежным органам внешних сношений относятся: 1) специальные миссии, направляемые в иностранные государства для участия в переговорах, церемониальных мероприятиях, в иных специальных целях; 2) делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; 3) делегации для участия в работе сессий международных организаций и др.

Дипломатическое представительство — орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления с ним официальных отношений. Существует два вида дипломатических представительств: 1) посольства и 2) миссии.

Посольство — дипломатическое представительство первого класса. Миссия — дипломатическое представительство второго класса. Государства сами договариваются, какими видами дипломатических представительств обменяться. Следует отметить, что государства чаще всего договариваются об обмене представительствами первого класса, т. е. посольствами, что свидетельствует об установлении между двумя государствами нормальных межгосударственных отношений. Представительства работают на постоянной основе.

К дипломатическому персоналу относятся дипломаты, торговые представители и их заместители, военные атташе и их заместители. Этих лиц называют членами дипломатического представительства. Их число может быть от одного-двух дипломатов до нескольких сотен.

Различают классы и ранги дипломатов. Классы относятся только к главам дипломатических представительств. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношения 1961 г. главы дипломатических представительств делятся на три класса.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях: 1) его отзыва аккредитующим государством; 2) объявления его persona поп grata, т. е. нежелательным лицом; 3) разрыва дипломатических отношений между аккредитующим и принимающим государствами; 4) начала военных действий между ними; 5) прекращения существования одного из этих двух государств или их обоих в качестве субъекта международного права. Чаще всего функции главы дипломатического представительства прекращаются в связи с его отзывом аккредитующим государством.

Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Дипломатические привилегии — это льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, которая на последних не распространяется. Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

Государства поддерживают отношения не только

между собой, но и с международными организациями. Для этого они учреждают постоянные представительства при международных организациях, а также направляют свои делегации для участия в работе сессий этих организаций или их органов.

Специальные миссии и делегации на международных конференциях и двусторонних переговорах — это временные зарубежные органы внешних сношений государств. Они состоят из главы миссии или делегации, ее членов, советников и экспертов

Полномочия специальной миссии или делегации определяются главой государства, главой правительства или главой внешнеполитического ведомства. Кем из них конкретно, зависит от задач, поставленных перед специальной миссией или делегацией, и ее уровня.

Дипломатический протокол и дипломатический церемониал — это система правил, традиций и условностей в дипломатической практике1. Этот институт дипломатического права возник в средние века. Тогда под ним понимали правила оформления документов и ведения архивов. Позднее к дипломатическому протоколу стали относить вопросы церемониала и этикета.

В дипломатической практике считается недопустимым нарушение норм дипломатического протокола и церемониала. В противном случае могут быть серьезные осложнения двусторонних отношений. Бывали случаи, когда возникали вооруженные конфликты между государствами даже из-за того, что не в том порядке, не по рангу были размещены дипломаты за обеденным столом.

И все же дипломатический протокол отличается большой гибкостью. В зависимости от состояния отношений между государствами тому или иному протокольному мероприятию можно придать соответствующий оттенок. Например, особо отметить торжественность того или иного момента или поднять уровень представительства определенной встречи.

Консульское право зародилось много веков тому назад. Появление норм консульского права было вызвано потребностями развивающейся торговли. В начальный период своего развития это право ограничивалось защитой в государстве пребывания торговых интересов иностранных купцов, а также рассмотрением споров между отечественными и иностранными купцами. Постепенно консульские функции стали расширяться.

Российская Федерация является активным участником международных отношений. В 2003 г. Российская Федерация поддерживала дипломатические отношения со 178 странами и имела в иностранных государствах 140 посольств, 74 генеральных консульства, 4 консульства, 12 представительств при международных организациях.

В России действуют 34 почетных консульских должностных лица, представляющие другие государства. Абсолютное их большинство — граждане нашей страны, но есть и иностранные, например почетные консулы Великобритании и Германии (Новороссийск, Владивосток). В основном это бизнесмены, но есть представители и других профессий. Так, почетным консулом Германии во Владивостоке является пастор. Есть почетные консулы в Санкт-Петербурге. Однако по сравнению с другими государствами почетных консулов России в других государствах очень мало.

 

 

 

ГЛАВА XI. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Право международных организаций     это отрасль публичного права, принципы и нормы которых регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций, их взаимоотношения с другими субъектами этого права.

В настоящее время существует более 20 международных организаций, большая часть из которых является неправительственными организациями. Регистрацию международных организаций осуществляет Союз международных ассоциаций, который был основан в 1909 г. и находится в Брюсселе. Он аккумулирует основные сведения о международных организациях и публикует их в Ежегоднике международных организаций и в журнале «Международные ассоциации». Международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Информация о работе Лекции по международному праву