Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:10, курс лекций
В эпоху Римской империи (международное право называлось «правом народов». Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода. Дела людей и их потребности вынудили все нации создать для себя некоторые нормы права, ибо вспыхивали войны, которые приводили к пленению и к порабощению, что является противным естественному праву, так как в силу естественного права все люди рождаются свободными2. Таким образом, римляне считали право народов частью естественного права. Но так как под термином «gentes» понимались только народы, И. Кант предложил переводить этот термин как «право государств» (jus publicum civitatum).
ГЛАВАХУШ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
Международное воздушное право — это отрасль международного публичного права, в рамках которой объединены специальные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства различных категорий и находящихся в нем невоенных летательных аппаратов. Закрепленные международным воздушным правом правила поведения служат основой для установления правового режима использования земной атмосферы гражданской авиацией и регулирования разнообразных отношений, складывающихся при осуществлении воздухоплавания, включая правоотношения коммерческого характера, связанные с перевозками в процессе воздушной навигации пассажиров, багажа, грузов и почты.
Принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством означает право каждой страны самостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим пользования частью земной атмосферы, расположенной над территорией этой страны. Реализацию данный принцип получает в исключительном праве каждого государства устанавливать разрешительный порядок полетов в его суверенном воздушном пространстве, что побуждает некоторых теоретиков трактовать это право в качестве самостоятельного принципа международного воздушного права, хотя и вытекающего (производного) из принципа полного и исключительного суверенитета страны над своим воздушным пространством.
Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ, означает, что летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого пространства при условии строгого соблюдения установленных международным правом предписаний.
Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации подразумевает два направления охранной деятельности. Первое из этих направлений предполагает принятие государством, в котором зарегистрировано воздушное судно, предусматриваемых применимыми нормативными актами мер по обеспечению конструктивной и иной технико-эксплуатационной надежности летательных аппаратов, различной авиационной техники, оборудования, четкой работы управляющих и вспомогательных — диспетчерских, метеорологических, радиолокационных и т. — наземных служб, оснащения воздушных трасс необходимым аэронавигационным сопровождением.
Под международными воздушными сообщениями (полетами) понимаются воздушные передвижения летательных аппаратов с пересечением государственных границ более чем одной страны. Осуществляемая в процессе таких передвижений транспортировка пассажиров и других объектов классифицируется в качестве международной перевозки. Лежащий в основе правового режима воздушной навигации принцип полного и исключительного суверенитета государств над их территорией предполагает, что пересечение иностранным летательным аппаратом государственной границы какой-либо страны может быть осуществлено только по получении от ее компетентных властей разрешения, испрашиваемого в надлежащем порядке. Разрешительный порядок международных полетов, вытекающий из преобладающей международной практики, а также из ряда положений Конвенции 1944 г., означает, в частности, что пересечение летательным аппаратом воздушной границы иностранного государства в нарушение установленных на этот счет процедур может служить основанием для использования в отношении этого летательного аппарата мер, применяемых к нарушителям государственной границы.
В части осуществления во время международных полетов коммерческой деятельности за невоенными воздушными судами может признаваться одна из следующих возможностей полетов, именуемых «свободами воздуха», фиксируемых двусторонними соглашениями государств:
право на беспосадочный — транзитный полет над территорией данной страны, т. е. полет без посадок и совершения каких бы то ни было коммерческих операций;
право транзитного полета с посадкой на территории данного государства исключительно в технических (дозаправка топливом, ремонт) и иных некоммерческих целях, т. е. без погрузки-выгрузки перевозимых объектов и без посадки-высадки пассажиров;
право выгрузки перевозимых объектов и высадки пассажиров, которые были взяты на борт в аэропорту государства регистрации данного воздушного судна;
право принимать на борт на территории данного государства пассажиров, их багаж, иные грузы и почту, если такие объекты имеют местом назначения территорию государства, под флагом которого эксплуатируется воздушное судно — государства его регистрации;
право принимать на борт и высаживать пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки при нахождении на иностранной территории, если таковые имеют пунктом отправления и назначения территорию любого третьего государства;
право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами через территорию государства регистрации воздушного судна;
право осуществлять все виды воздушных перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации воздушного судна;
право осуществлять все виды воздушных перевозок между аэропортами одного и того же государства, иного чем страна регистрации воздушного судна (каботаж).
Наиболее представительной по числу членов (более 180 стран) и авторитетной из межгосударственных организаций, связанных с деятельностью международной гражданской авиации, является упоминавшаяся ИКАО, представляющая собой подлинный центр универсального сотрудничества заинтересованных стран по всем вопросам в данной области международных отношений. Созданная на основе положений Чикагской конвенции 1944 г., она с 1947 г. осуществляет исследования, разработку и совершенствование стандартов, правил, регламентов, призванных обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие гражданской авиации, надежность и экономичность воздушно-транспортных сообщений.
В целях организации межгосударственного сотрудничества по регулированию деятельности международной гражданской авиации в региональных рамках учреждены и эффективно действуют несколько межправительственных структур. Так, в Европе функционируют:
— Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК)
— Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль)
На Африканском континенте организация сотрудничества в области гражданской авиации осуществляется действующей с 1969 г. Африканской комиссией гражданской авиации (АФКАК) со штаб-квартирой в Аддис-Абебе и Агентством по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА).
На латиноамериканском континенте решение вопросов сотрудничества в области международной гражданской авиации осуществляется на межгосударственном уровне в основном Центральноамериканской организацией по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА).
ГЛАВА ХIХ. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Становление международного космического права
Космос — сложное геофизическое понятие; он является частью галактической территории, родовым понятием для планетарной территории, вбирая в себя такие компоненты, как само космическое пространство и присущие ему особенности, которые можно условно рассматривать по аналогии с тем, что наблюдается на Земле, в качестве «процессов», а также различные виды естественных небесных тел, как заселенных, так и не имеющих условий для существования цивилизаций.
Международные космические отношения, обусловленное ими международное космическое право и тесно связанная с ними отрасль науки международного права, изучающая обе первые категории, появились примерно во второй половине XX в. и относятся к категории так называемых новейших.
Для первого периода развития отрасли — примерно 50—60-е годы XX в. — характерны национальные действия по освоению космической техники, разовые пробные запуски управляемых с Земли космических аппаратов, а также соответствующий достигнутому уровню отношений способ регулирования — при помощи морально-политических норм, создаваемых в рамках международных межгосударственных организаций, в основном Комитетом по мирному использованию космоса, созданным Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. в составе 24 государств (ныне — 61 государство).
Второй период характеризуется созданием правовой базы новой отрасли и формированием международного космического права как отрасли международного права. В сжатый период времени вступили в силу Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (в дальнейшем Договор по космосу 1967 г.),
Особенности третьего периода развития отрасли, от последнего десятилетия XX в. и до настоящего времени, состоят в следующем:
а) пополнился субъектный состав отрасли за счет упрочения статуса межгосударственных космических организаций временного и постоянного характера;
б) увеличилось
число государств, принимающих участие
в космиче-
ской деятельности1;
в) началось
активное развитие так называемой новой
космической
экономики, ведущей к коммерциализации
космоса;
г) активизировались
усилия доктрины по уточнению и расширению
понятийного аппарата отрасли.
Понятие и источники международного космического права
Анализ нормативного пакета, регулирующего отношения государств в связи с исследованием и использованием космоса, свидетельствует, во-первых, о его значительном объеме; во-вторых, о наличии особого объекта регулирования; в-третьих, о некоторых особенностях нормотворчества, которое началось именно с универсальных документов, причем с существенным преобладанием элементов не столько кодификации, сколько прогрессивного развития; в-четвертых, о сложившейся иерархии норм, во главе которой находятся основные принципы международного права, в соответствии с требованиями которых формируются специальные принципы отрасли (последнее свидетельствует уже о наличии системы, что очень важно для оценки факта существования отрасли как единого целого).
Особое место среди источников отрасли занимает Договор по космосу 1967 г.:
создавший систему специальных принципов отрасли, таких как запрещение национального присвоения космического пространства, свобода исследования и использования космоса для всех государств, международная защита космоса от антропогенного загрязнения;
определивший круг субъектов отрасли, допускаемых к космической деятельности;
обозначивший основные институты отрасли;
определивший принципы ответственности.
§ 3. Объект международного космического права
Объектом международного космического нрава в самом общем смысле слова являются правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосударственными космическими организациями. Для уточнения видов таких отношений и их дифференциации возможно использование в известной мере условного понятия предмета отношения как несущего более конкретную информацию.
Специальные принципы международного космического права. Специальные принципы отрасли, также определяющие режим космоса, связаны прежде всего с юридическими характеристиками космоса как территории, являющейся общим достоянием человечества, так и его уникальными геофизическими свойствами.
Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве
Несмотря на то что доктрина конца XX в. все более склонялась к концепции автономизации отраслевой ответственности, общие положения отрасли ответственности в международном праве, касающиеся квалификации правонарушений, видов и форм ответственности, случаев освобождения от ответственности, применимы и к космическому праву.
ГЛАВА XX. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Понятие и становление международного уголовного права
Международное уголовное право представляет собой систему принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами.
Становление данной отрасли международного права можно отнести к XIX в. Однако отдельные институты этой отрасли международного права начали формироваться гораздо раньше.
В целом в современной науке международного права нет единого подхода к пониманию правовой природы международного уголовного права.
Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм международного права.
Статут Международного уголовного суда, вступивший в силу 1 июля 2002 г., предусматривает наступление международной уголовной ответственности за:
а) преступления геноцида;
б) преступления против человечности;
в) военные преступления;
г) преступления агрессии.
Преступления против человечности определяются ст. 7 Статута как совершение следующих действий:
предумышленное убийство;
истребление — предумышленное убийство большого количества людей; включает также лишение людей пищи и медикаментов с намерением их уничтожения;
порабощение — осуществление прав собственности над человеком; включает торговлю людьми, в частности детьми и женщинами;
Можно назвать следующие преступления международного характера, в отношении которых заключены специальные международные конвенции или имеются группы конвенционных норм:
посягательство на лиц, пользующихся международной защитой;
незаконный захват воздушных судов;
— незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства;
пиратство;
захват заложников;
незаконный захват и использование ядерного материала;
— незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;
подделка денежных знаков;
рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством;
эксплуатация проституции третьими лицами;
распространение порнографических изданий;
незаконные операции с культурными ценностями и т. д.
Отдельные виды уголовных преступлений международного характера и сотрудничество государств по их пресечению
Правоотношения в сфере сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера первоначально регламентировались главным образом двусторонними соглашениями.
В качестве террористических актов Конвенция называет:
а) убийство,
похищение или другое нападение против
личности или
свободы лица, пользующегося международной
защитой;