Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексный анализ института международно-правовой ответственности. В интересах достижения указанной цели настоящим исследованием поставлены следующие конкретные задачи:
- исследовать понятия и основания международно-правовой ответственности;
- раскрыть понятия и виды международных правонарушений;
- выработать такое понятие международно-правовой ответственности государств, которое позволит определить действительную роль института ответственности в международном праве;
- рассмотреть, в рамках каждого из видов, формы международно-правовой ответственности государств;
- определить обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность;
- изучить условия международной уголовной ответственности физических лиц, а также меры их наказаний;
- анализировать проблемы международно-правовой ответственности и найти пути их разрешения.
Введение 8
1.Общая характеристика института международно-правовой ответственности 15
1.1 Понятие международно-правовой ответственности 15
1.2 Основания международно-правовой ответственности 21
2. Понятие и виды международного правонарушения 25
2.1 Значение международного правонарушения 25
2.2 Виды международных правонарушений и их общая характеристика 28
3. Международно-правовая ответственность государств 32
3.1 Общие принципы международно-правовой ответственности государств 32
3.2 Виды и формы международно-правовой ответственности государств 41
3.3 Обстоятельства, исключающие ответственность государств 48
4. Международная уголовная ответственность физических лиц 56
4.1 Общие условия международной уголовной ответственности физических лиц 56
4.2 Меры наказаний, применяемые к физическим лицам, совершившим международные уголовные преступления 73
5. Проблемы международно-правовой ответственности и пути их разрешения 80
Заключение 84
Список использованной литературы 89
Рассмотрим несколько определений международно-правовой ответственности, но особое внимание уделим первому понятию, потому что мы считаем его более общим.
Международно-правовая (международная) ответственность – это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесённого вреда или ущерба. Государство не может ссылаться на положения своего внутригосударственного права в качестве оправдания для невыполнения своих договорных обязательств. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность субъектов международного права, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам[Игнатенко Г.В. Международное право: учебник/отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – С. 314.].
Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности[Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Междунар. отношения, 2000, С. 290].
Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения[Колосов Ю.М. Международное право: Учебн.пос. – М.:, 2001, С. 186.].
Юридические последствия нарушения договорных или обычных норм международного права могут затрагивать государство-правонарушителя, потерпевшее государство или группу государств или всё международное сообщество в целом, а также международные межправительственные и неправительственные организации и даже интересы отдельных юридических и физических лиц. Эти последствия, а также формы и объём ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесённого вреда или ущерба, характера и степени опасности правонарушения и, в частности, могут включать:
а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам, нарушение законов и обычае войны и др.;
б) обязанность государства-правонарушителя возместить нанесённый вред или ущерб другим государствам, их юридическим и физическим лицам, народам, борющимся за самоопределение и создание собственной государственности, международным межправительственным и неправительственным организациям;
в) применение в соответствии с международным правом к государству-правонарушителю принудительных мер экономического характера в ответ на правонарушение вплоть до установления экономической блокады по ст. 41 Устава ООН (например, против Югославии и Ирака в начале 90-гг. XX в.) и применение к государству-правонарушителю вооружённой силы по ст. 42 Устава ООН (например, против КНДР в 1950-1953 гг. за агрессию против Южной Кореи и против Ирака в 1991 г. За агрессию против Кувейта).
Институт международно-правовой ответственности государств известен давно. Вместе с тем в прошлом наука международного права и международная практика государств зачастую сводили ответственность государств только лишь к обязанности возместить причинённый ущерб личности и имуществу иностранцев, затем в начале XX в. появились нормы о возмещении ущерба самому государству (например, в Гаагской конвенции о мировом решении международных столкновений 1907 г.). Однако до начала 30-х гг. XX в. международное право не содержало понятия "агрессия", не знало "ответственности за войну", не увязывало юридические последствия с причинами её возникновения, а международная практика не имела примеров персональной ответственности физических лиц за развязывание агрессивных войн. И лишь вначале 40-х гг. XX в. был сделан первый практический шаг в реализации ответственности за войну: за агрессию против Финляндии СССР был исключён из Лиги Наций и Международной организации труда. Правда, в СССР в юридической литературе того периода указывалось, что лига наций превратилась в орудие империалистических государств, поэтому СССР вышел из этой организации.
Победа стран антигитлеровской и антияпонской коалиции во Второй мировой войне и образование ООН, крах колониальной системы и появление новых независимых государств привели к качественным изменениям в институте международно-правовой ответственности государств. На первое место по значимости была выдвинута ответственность за агрессию, геноцид, расовую дискриминацию, апартеид, отказ в предоставлении независимости колониальным странам и народам. Более строгая ответственность стала наступать за нарушение законов и обычаев войны. Ушли в прошлое "право на войну" и "право победителя", изменился характер принудительных мер, применяемых к государствам-правонарушителям, в значительной мере возросла роль ООН и особенно её Совета Безопасности, появились новые субъекты международно-правовой ответственности – международные межправительственные организации.
Научно-технический прогресс, расширение международных интеграционных процессов в области экономики и торговли, расширение мирохозяйственных связей, необходимость усилий всего человечества в решении проблем охраны окружающей человека среды и борьбы с международным терроризмом, а также продолжающиеся вооружённые конфликты в различных районах мира – всё это в значительной мере активизировало работу ООН и её органов, в том числе Комиссии международного права ООН, которая с 1956 г. Начала работу по кодификации принципов и норм об ответственности государств за международно-противоправные деяния.
После Второй мировой войны вопросы международно-правовой ответственности государств получили закрепление в Уставе ООН, конвенциях, запрещающих геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, многочисленных конвенциях, направленных на защиту окружающей человека среды (морского, воздушного и космического пространства, животного и растительного мира, Антарктики и др.) и регламентирующих использование источников повышенной опасности (например, за ущерб, причинённый космическим объектам, летательными аппаратами на поверхности Земли, судами с ядерными энергетическими установками и др.), а также в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. И Дополнительных протоколах I и II к ним 1977 г.
Получила международное признание и юридическое закрепление уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью (или бездействием) государства и государственных органов. Эта ответственность получила отражение в уставах международных военных трибуналов 1945 и 1946 гг., в уставах международных трибуналов по Югославии и Руанде 1993 и 1994 гг., в Римском Статуте Международного уголовного суда 1998 г., международных конвенциях, касающихся уголовных преступлений международного характера, в которых принимают участие (или проявляют явное бездействие) должностные лица государственных органов. Всё это позволяет говорить о том, что в конце XX в. активно проходила стадия становления и договорного закрепления принципа ответственности государства за деятельность (бездействие) его государственных органов, а также его юридических и физических лиц.
Вместе с тем российская наука международного права отвергает уголовную ответственность государства как субъекта международного права и саму возможность применения к нему норм уголовного права. Вследствие этого нельзя согласиться с утверждением Ю. А. Решетова, что "наибольшую опасность для международного сообщества представляют совершаемые самими государствами международные преступления, посягающие на международный мир и безопасность. К ним относятся… преступления против человечности и военные преступления"[Решетов Ю.А. Понятие международной борьбы с преступностью / Международное право. М., 2005. С. 482.]. Государство, как таковое, являющееся политической организацией общества, само не может совершать преступления против человечности и военные преступления, наказуемые в уголовном порядке.
Преступления против человечности и военные преступления могут совершать только конкретные физические лица при полном бездействии или попустительстве государственных политических или военных органов, за что государство и должно нести политическую (а зачастую и материальную) ответственность, а уголовную ответственность – физические лица, включая высших должностных лиц государства.
Агрессия США и НАТО против Югославии в 1999 г. явилась дополнительным стимулом для быстрейшего завершения работы Комиссии международного права ООН по теме ответственности государств за международные правонарушения и принятия ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу. 12 декабря 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 56/83, которая содержит проект статей "Ответственность государств за международно-противоправные деяния" для рассмотрения его правительствами государств-членов ООН (далее – Проект 2001 г.). Представление этого Проекта позволило включить в повестку дня 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН пункт "Ответственность государств за международно – противоправные деяния". Статья 1 Проекта устанавливает, что "каждое международно-противоправное деяние государства влечёт за собой международную ответственность этого государства".
На наш взгляд, использование в Проекте термина "международно – противоправное деяние" не совсем удачно, поскольку международная ответственность государства может наступать и за ущерб, нанесённый правомерной деятельностью государства, а не только "международно-противоправным деянием". Кроме того, государство А может нести ответственность перед государством Б и за ущерб, причинённый этому государству уголовным преступлением международного характера, совершённым физическим лицом на территории государства А. В качестве примера можно привести выстрел из гранатомёта по американскому посольству в Москве. Поэтому далее мы будем использовать термин "международное правонарушение", поскольку Проект не является международным договором, в него могут быть внесены изменения и дополнения, вследствие чего мы его не рассматриваем.
Вместе с тем само существование данного документа и его широкое обсуждение не предотвратило агрессию США, Великобритании и их союзников против Ирака в марте 2003 г. Перед этими государствами встаёт вопрос об их ответственности за агрессию, поскольку реальных причин для её совершения не существовало вообще. Всё это говорит о том, что вначале XXI в. международное сообщество государств, ООН и её система оказались перед необходимостью активизировать работу по превращению Проекта в полноценный международный договор, который позволил бы привлекать государства к международной ответственности за такие правонарушения.
1.2. Основания
международно-правовой
Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама норма международного права, а обязательства субъектов соблюдать это правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности иной, нежели круг источников международного права. Юридические основания международной ответственности вытекают из: договоров, обычаев, резолюций международных организаций, документов конференций, решений международных судов и арбитражей, а также односторонних международных обязательств государств, устанавливающих обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
Статья 3 Проекта статей об ответственности государств гласит: "Квалификация деяний государства как международно-противоправного определяется международным правом. На такую квалификацию не влияет квалификация этого же деяния как правомерного согласно внутригосударственному праву".
Договор и обычай содержат обязательные правила поведения как традиционные источники международного права.
Акты международных организаций могут являться юридическим основанием ответственности в виде резолюций, постановлений, деклараций, если им придаётся обязательный характер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюджете и распределении взносов, о приёме в организацию и исключении из неё, акты толкования общепризнанных норм международного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН.
Обязательства государства могут вытекать не только из нормативных актов, но из актов, но и из актов применения права. Это, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей и трибуналов. Суд устанавливает факт правонарушения, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создаёт новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера – для данных государств и для конкретных ситуаций.
В отдельных случаях юридическим основанием международно-правовой ответственности государства могут быть его односторонние акты, по которым оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются другими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определённой ширины территориальных вод, разрешения иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов континентального шельфа и т. д.). В таких случаях государство не вправе до завершения соответствующих действий других государств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.
В 1974 г. Международный Суд ООН высказал следующее суждение: "Общепризнано, что декларации, составленные посредством односторонних актов, касающихся правовой или фактической ситуации, могут иметь своим следствием создание правовых обязательств… Обязательства такого рода обязывают государство, даже если они не были приняты в рамках переговоров"[Игнатенко Г.В. Международное право: учебник/отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – С. 320.].
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, в котором имеются все элементы состава правонарушения. Фактическое основание выражается в деяний субъекта, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающих международно-правовые обязательства.