Международно-правовые основы международной морской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, трансграничным характером отношений, возникающих в мореплавании, что не позволяет ограничивать правовое регулирование данных отношений рамками одного лишь национального законодательства, и требует специальных международно-правовых механизмов, позволяющих эффективно регулировать морское судоходство, учитывая трансграничный характер их деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы международной морской
организации (ИМО)……………………………………………….5
Глава 2. Структура международной морской организации 11
Глава 3. Достижения и деятельность ИМО 15
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс оригинал.docx

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

 

          Глава 1. Международно-правовые основы международной морской               

                организации (ИМО)……………………………………………….5

Глава 2. Структура международной морской организации 11

Глава 3. Достижения и деятельность ИМО 15

 

          Заключение 24

          Список использованных источников 26

 

Введение

Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, трансграничным характером отношений, возникающих в мореплавании, что не позволяет ограничивать правовое регулирование данных отношений рамками одного лишь национального законодательства, и требует специальных международно-правовых механизмов, позволяющих эффективно регулировать морское судоходство, учитывая трансграничный характер их деятельности.

Так, на конференции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) в 1948 г была принята конвенция, учреждающая Международную морскую организацию (далее – ИМО), которая в свою очередь была призвана заниматься вопросами регулирования морского судоходства.

Кроме того, внимание международного сообщества привлекли проблемы, относящиеся к экологической безопасности, в частности, угроза загрязнения моря с судов нефтью, перевозимой на танкерах. В целях разрешения данных проблем была принята Конвенция 1954 и в январе 1959 года ИМО приняла на себя ответственность за ее применение.

Положения учредительного акта ИМО подтверждают положение этой организации в качестве компетентной международной организации, способной подготавливать и разрабатывать международные нормы и правила, направленные на эффективное применение Конвенции, относящиеся к судоходству и предупреждению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов.

Объектом исследования выступает правовое регулирование отношений, с деятельностью Международной морской организации.

Предметом настоящего исследования выступают международные договоры регулирующие деятельность ИМО, а также принимаемые в пределах её компетенции рекомендации и резолюции, а также комплекс возникающих в международной практике проблем, связанных с эффективностью их деятельности.

Цель настоящей работы – анализ действующих международных договоров, регулирующих деятельность ИМО, её структуры, а также результатов её деятельности в масштабах международного судоходства.

Для достижения указанной цели необходимо последовательно разрешить следующие задачи:

1. Выявить и проанализировать основные международные договоры, регулирующие деятельность ИМО;

2. Раскрыть структуру Международной морской организации;

3. Дать правовую оценку достижениям и основным направлениям деятельности Международной морской организации.

Методологическую основу для разрешения поставленных задач составили диалектическая теория познания и следующие методы: формально-юридический анализ, сравнительно-правовой анализ, системно-структурный анализ.

Для разрешения поставленных задач были использованы действующие международные договоры: Конвенция о Международной морской организации, Женева, 6 марта 1948 г, Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г, а также многие другие международные договоры, рекомендации и резолюции.

Неоспоримая актуальность и малая степень комплексного подхода к изучению указанных проблем и предопределили выбор темы настоящего исследования.

 

 Глава 1. Международно-правовые основы международной морской организации (ИМО)

Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) была создана в 1948 г., когда на Конференции ООН была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (вступила в силу в 1958 г.). ИМО входит в число специализированных учреждений ООН. Постоянными членами ИМО в настоящее время являются 170 государств. Кроме того, Гонконг, Макао и Фарерские острова входят в ИМО в качестве ассоциированных членов1.  Международная морская организация (далее - ИМО), является одним из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (далее – ООН), основным направлением деятельности которой является международное морское право.

Согласно ст. 1 указанной Конвенции цели ИМО сводятся к следующим:

1) обеспечивать механизм  сотрудничества правительств в  области правительственного регулирования  и практики в технических вопросах  любого рода, затрагивающих международное  торговое судоходство; поощрять  и содействовать всеобщему принятию  практически возможных максимальных  норм в отношении безопасности  на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря  с судов и борьбы с ним, а  также рассматривать административные  вопросы, связанные с целями, изложенными  в этой статье;

2) поощрять устранение  дискриминационных мер и излишних  ограничений, затрагивающих международное  торговое судоходство, со стороны  правительств с тем, чтобы предоставить  мировой торговле возможность  без дискриминации пользоваться  услугами судоходства; создавать  и поощрять усилия правительств  по развитию своего национального  судоходства и в целях обеспечения  безопасности;

3) обеспечивать рассмотрение  Организацией любых споров, касающихся  судоходства и воздействия судоходства  на морскую среду, которые могут  быть переданы ей любым органом  или специализированным учреждением  ООН (в соответствии с Соглашением  между ООН и ИМО от 17 февраля 1959 г. ООН признает ИМО в качестве  специализированного учреждения, ответственного  за такие действия, которые считаются  необходимыми в соответствии  с Конвенцией о ИМО для выполнения ее основных целей);

4) обеспечивать обмен  информацией между правительствами  по вопросам, находящимся на рассмотрении  ИМО2.

Для достижения указанных целей ИМО обладает достаточно широким кругом компетенций, в частности, она правомочна рассматривать и выносить рекомендации в целях эффективной реализации указанных выше вопросов, кроме того её деятельность затрагивает вопросы непосредственно касающиеся судоходства и воздействия судоходства на морскую среду.  Другим, не менее важным направлением деятельности ИМО является разработка проектов конвенций, соглашений и других соответствующих документов, которые рекомендуются правительствам и международным организациям. ИМО созывает международные конференции; обеспечивает механизм для консультаций между членами Организации и обмена информацией между правительствами; содействует техническому сотрудничеству.

Значение Конвенции для ИМО определяется тем, что она создает правовую основу для деятельности ИМО.

На ИМО возлагаются также задачи, связанные с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 Положения VIII «Специальный арбитраж» списки экспертов в области судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения, ведутся ИМО3. Из этих списков в случае необходимости стороны избирают арбитров для разрешения споров между государствами в области судоходства.

В ряде статей Конвенции 1982 г. содержится упоминание о «компетентной международной организации» и «общепринятых международных нормах и стандартах». Так, согласно ст. 22 прибрежное государство, устанавливая морские коридоры и предписывая системы разделения движения судов в территориальном море, принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации.

В проливах, используемых для международного судоходства, морские коридоры и схемы разделения движения устанавливаются проливным государством и утверждаются ИМО. Почти все нормы Конвенции 1982 г., посвященные загрязнению с судов, содержат упоминание об общепринятых нормах и стандартах, установленных компетентной международной организацией.

Согласно Правилу 8-1 Части V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененной Протоколом 1978 г. (СОЛАС 74/78), ИМО признается единственной международной организацией по разработке руководств, критериев и правил для системы судовых сообщений на международном уровне; эти системы направляются в ИМО для одобрения. Только ИМО обладает компетенцией устанавливать обязательные маршруты движения судов4.

В результате поправок, внесенных в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., ИМО является гарантом «действительности» дипломов, выдаваемых государством флага судна членам экипажа.

Разработка проектов международных договоров, регламентирующих торговое мореплавание, является одной из основных функций ИМО. Именно в рамках ИМО были разработаны и затем приняты такие важные международные конвенции, носящие универсальный характер, как СОЛАС, МАРПОЛ и многие другие. Кроме того, ИМО постоянно разрабатываются и принимаются резолюции, рекомендации, правила и руководства по различным вопросам торгового мореплавания. Как верно отмечает Иванов Г.Г., «образование ИМО совпало с периодом огромных изменений в мировом судоходстве в связи с появлением новых технологий в мореплавании»5.

В определенном смысле ИМО является форумом, в котором государства - члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской6.

Основные функции и структура ИМО: действует в качестве агента Организации Объединенных Наций (ООН); является консультативной и совещательной организацией; несет ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством; способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения; принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.

Международная морская организация работает над созданием новых и улучшением действующих документов. На ее счету более 40 международных конвенций и большое количество протоколов и дополнений к ним. Для удобства можно сгруппировать конвенции по следующим критериям:

1. Конвенции, касающиеся безопасности на море и взаимодействия судов / портов:

• Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС), 1972 г

• Конвенция по облегчению международного морского судоходства (FAL), 1965 г

• Международная конвенция о грузовой марке (LL), 1966 г

• Международная конвенция по морскому поиску и спасанию (SAR), 1979 г

• Конвенция о Международной морской организации спутниковой (ИМСОC), 1976  г

2. Конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды:

• Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г

• Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (LC) 1972 г (и 1996 г Лондонский протокол)

• Международная конвенция о борьбе с загрязнением нефтью (БЗНС), 1990 г

• Гонконгская международная конвенция о безопасной и экологически рациональной утилизации судов , 2009 г

3.  Конвенций, регулирующие вопросы ответственности и компенсации:

• Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (CLC), 1969 г

• Конвенция о ограничении ответственности по морским требованиям (LLMC), 1976 г

• Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой опасных и вредных веществ на море (HNS), 1996 г.

• Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.

  Несмотря на такое большое количество всё же можно установить, что основная цель данных конвенций - повысить безопасность мореплавания путем обязательного применения единых для всех стандартов как при управлении судами с берега, так и в процессе их эксплуатации экипажами.

Таким образом, Международная морская организация (ИМО) – это международная межправительственная организация, которая является специализированным учреждением ООН и служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской.

 

                Глава 2.Структура международной морской организации (ИМО)

 

По состоянию на 19 ноября 2011 года, в ИМО состоят 170 государств-членов и 3 ассоциированных члена (Фарерские острова, Гонконг, Макао).

Государства разделены на три большие группы: 10 ведущих морских государств, 10 иных государств, значительных с точки зрения международной морской торговли, и 20 морских государств, избранных в Совет с целью обеспечения географического представительства различных регионов мира7.

Информация о работе Международно-правовые основы международной морской организации