Международно-правовые основы международной морской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, трансграничным характером отношений, возникающих в мореплавании, что не позволяет ограничивать правовое регулирование данных отношений рамками одного лишь национального законодательства, и требует специальных международно-правовых механизмов, позволяющих эффективно регулировать морское судоходство, учитывая трансграничный характер их деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы международной морской
организации (ИМО)……………………………………………….5
Глава 2. Структура международной морской организации 11
Глава 3. Достижения и деятельность ИМО 15
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс оригинал.docx

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Международная морская организация  состоит из Ассамблеи, Совета и пяти основных комитетов: Комитета по безопасности на море; Комитета по защите морской среды; Юридического комитета; Комитета по техническому сотрудничеству и Комитета по упрощению формальностей судоходства, а также из ряда подкомитетов, Секретариата, Главного секретаря8.

Все нормативные и правовые документы, подготовленные в подкомитетах и рассмотренные на сессиях комитетов, рассматриваются и принимаются, как правило, на очередных сессиях Ассамблеи Организации. Наиболее серьезные, стратегические решения могут приниматься решениями дипломатических конференций. Решения ИМО объявляются в форме резолюций Организации, к которым при необходимости могут прилагаться вновь принятые документы (кодексы, циркулярные письма, поправки к действующим документам - конвенции, кодексу и т.п.). С учетом оговариваемых условий и сроков вступления в силу такие решения должны внедряться администрациями9.

Ассамблея – главный административный совет ИМО, который состоит из всех членов организации (государств), которые собираются на сессии один раз в два года (очередные заседания) или в экстренных случаях (внеочередные). Ассамблея отвечает за утверждение программы работы, определяет бюджет и финансовые мероприятия Организации. Ассамблея также избирает Совет.

Совет состоит из представителей 40 государств-членов, избирающихся сроком на два года по следующему принципу:

1) 10 из группы стран, в наибольшей степени заинтересованных в международных морских перевозках;

2) 10 из группы стран, в наибольшей степени заинтересованных в международной морской торговле;

3) 20 из группы стран, имеющих особые интересы в области морского судоходства, избрание которых одновременно должно обеспечивать представительство в Совете всех географических регионов мира10.

Совет является исполнительным органом IMO, собирается дважды в год и между сессиями Ассамблеи является главным органом IMO. Он не уполномочен направлять правительствам рекомендации по вопросам безопасности на море и предотвращению загрязнения морей. Совет координирует деятельность органов IMO, рассматривает программу и бюджет, комментирует доклады комитетов перед их передачей на рассмотрение Ассамблеей и назначает генерального секретаря11.

Комитет по безопасности на море (КБМ) состоит из всех государств-членов. Функции данного Комитета заключаются в том, чтобы рассматривать «любые вопросы в рамках Организации и касающиеся навигационных средств, постройки и оборудования судов, укомплектования судов экипажами с точки зрения безопасности, правил предупреждения столкновений судов, обработки опасных грузов, регламентации безопасности на море, гидрографической информации, судовых журналов и штурманской документации, расследования морских аварий, спасания имущества и людей, а также любые другие вопросы, непосредственно затрагивающие безопасность на море…. »12.

Комитет также обязан предоставлять механизм для выполнения обязанностей, возложенных на него в соответствии с Конвенцией ИМО или которые могут быть возложены на него законом или на основании международного договора. Он также представляет на рассмотрение рекомендаций в области безопасности Ассамблеи.

Комитет по защите морской среды (КЗМС) уполномочен рассматривать любой вопрос, касающийся профилактики и борьбы с загрязнением с судов. Данный комитет представляет Совету предложения, рекомендации, а также доклад по предотвращению загрязнения моря с судов и борьбе с ним. КЗМС был впервые создан в качестве вспомогательного органа Ассамблеи и действует с 1985 года13.

Юридический комитет уполномочен решать любые правовые вопросы, входящие в компетенцию Организации. Комитет состоит из всех государств-членов ИМО. Он был создан в 1967 году в качестве вспомогательного органа для решения правовых вопросов, которые возникли после загрязнения моря нефтью.

Комитет по техническому сотрудничеству был образован в 1969 г так же, как и большинство Комитетов в качестве вспомогательного органа. В соответствии со ст. 43 Конвенции 1948 г, рассматривает, в зависимости от случая, любой вопрос, входящий в компетенцию Организации и касающийся осуществления проектов технического сотрудничества.

Комитет по упрощению формальностей судоходства был создан в качестве вспомогательного органа Совета в мае 1972 года, с последующими изменениями 2008 года в результате поправки к Конвенции об ИМО. Работа Комитета заключается в устранении ненужных формальностей и «волокиты» в международной перевозке груза14.

Секретариат ИМО состоит из Генерального секретаря и около 300 международных сотрудников, находящихся в штаб-квартире Организации в Лондоне. Генеральный секретарь Организации является гражданин Японии Коджи Секимицу (Mr. Koji Sekimizu), который был назначен на должность с 1 января 2012 года15.

Таким образом, Международная морская организация имеет достаточно обширную и разветвленную структуру с разграничением компетенции по конкретным вопросам (по защите морской среды, по техническому сотрудничеству, и т.д.) среди различных комитетов, в целях эффективной и тщательной проработки задач, возложенных на ИМО в Конвенции 1948 г.

 

Глава 3. Достижения и деятельность Международной морской организации (ИМО)

Как выше уже отмечалось международная морская организация была создана в 1948 г на конференции ООН, в качестве первого международного органа, который должен заниматься морскими вопросами.

На 27-й сессии ассамблеи ИМО был принят стратегический план на период 2012-2017 гг. Данный стратегический план устанавливает конкретные направления деятельности и действия, которые необходимо предпринять для решения возникших проблем, в числе которых пиратство, воздействия судоходства на окружающую среду и другие.

Наиболее актуальные задачи ИМО:

  1. Ликвидация нестандартного судоходства;
  2. Принятие мер безопасности при обеспечении беспрепятственных и эффективных потоков морской торговли;
  3. определение видов деятельности морского судоходства и случаев, которые могут иметь негативное воздействие на окружающую среду, и разработка соответствующих превентивных мер;
  4. повышенное внимание к человеческому фактору для достижения более безопасного, защищенного и экологического судоходства;
  5. обеспечение безопасности жизни на море;
  6. принятие эффективных мер для решения проблем, связанных с иммигрантами, перевозимыми морем, безбилетными пассажирами;
  7. принятие мер, связанных с гуманитарными аспектами пиратства и вооруженного разбоя против судов;
  8. обеспечение содействия технологических новшеств повышению уровня морской безопасности и охраны, защиты окружающей среды, росту международной морской торговли16.

 

Пиратство и вооруженный разбой против судов.

Борьба с пиратством – это наиболее важная задача ИМО. В 1983 г была принята резолюция, в которой содержатся меры по предотвращению пиратства17. С тех пор «пиратство» актуальная тема, стоящая постоянно на повестке дня.

По разным данным, общий ущерб от современного пиратства в мире составляет 13 - 16 миллиардов долларов в год, однако эксперты оценивают не только колоссальный экономический ущерб, но и с озабоченностью отмечают, что нападения пиратов могут спровоцировать экологическую катастрофу (например, в результате взрыва танкера). Нельзя также исключать и возможности объединения вооруженных пиратских банд с международными террористическими организациями, что может привести к совершенно непредсказуемым результатам18.

Оценивая меры, осуществляемые государствами в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми на море, в том числе с пиратством, Ю.С. Ромашев выделяет факторы, снижающие их эффективность. Это: отсутствие единых подходов; не отвечающая современным требованиям правовая база; недостаточный уровень взаимодействия компетентных органов государств; отсутствие единой системы наблюдения за надводной обстановкой на море; недостаточное техническое оснащение правоохранительных органов; отсутствие общепризнанной нормативно-правовой базы по вопросам самообороны судов и технических средств связи и ряд других факторов19.

В связи с ростом пиратства в 2005 г у побережья Сомали, международная морская организация приняла новую резолюцию А.979(24)20, которая послужила поводом для обсуждения данного вопроса в ООН. Совет Безопасности ООН принял решение о создании контактной группы по пиратству, которая представляла собой механизм координаций действий государств и международных организаций. Были созданы рекомендации для государств, судоходцев, судовладельцев для предотвращения и предупреждения нападения пиратов. Например, суда, которые попали под вооруженный разбой пиратов, должны подавать специальный сигнал.

Также в ИМО разработаны рекомендации по применению охраны на судах, которые содержатся в специальных циркулярах.

В настоящее время существуют различные точки зрения на то, каким образом можно предотвратить захваты судов, начиная с вооружения экипажа и заканчивая включением в состав команды корабля вооруженной охраны (сотрудников ЧОПов, специальной службы полиции, службы эскорта и т.д.). Между тем еще в 1999 и 2002 гг. Международная морская организация разработала циркуляры, содержащие рекомендации правительствам и руководящие указания судовладельцам, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя на море. С учетом последних обстоятельств, а также в связи с введением в действие с 1 июля 2004 г. Международного кодекса по охране судов и портовых средств, эти рекомендации были пересмотрены в июне 2009 г21.

ИМО акцентирует внимание на недопущении вооружения команды морских судов (п. 5 Рекомендаций правительствам), самозащита экипажа может заключаться в предотвращении несанкционированного вторжения, например, путем установления ограждения по периметру судна, в своевременном оповещении о нападении властей прибрежного государства и находящихся поблизости военных судов и в других адекватных мерах (п. 15 Руководства судовладельцам и операторам). Кроме того, государствам не рекомендуется использовать для защиты судна и экипажа вооруженных сотрудников частных охранных предприятий, поскольку это может вызвать эскалацию конфликта и привести к жертвам со стороны экипажа (п. 7 Рекомендаций правительствам), что касается использования вооруженной охраны из представителей государственных военных и правоохранительных структур, то этот вопрос остается на усмотрении компетентных властей государства и судовладельцев (п. 8). Следовательно, остается только использование квалифицированных военнослужащих военно-морских и военно-воздушных сил государств22.

В результате, принятые резолюции, рекомендации, работа ИМО положительно сказалась на сокращении пиратских нападений. Многим пиратам вынесены приговоры о тюремном заключении (более 1000).

Противодействие нелегальной миграции

Одной из наиболее актуальных проблем современности выступает нелегальная миграция на море, поскольку морские пространства зачастую используются преступными группировками для извлечения прибыли путем переправки нелегальных мигрантов из одного государства в другое.

Проблема борьбы с нелегальной миграцией тесно связана с проблемой наличия незаконных пассажиров на борту морских судов (так называемых безбилетников). Безбилетники преследуют цель или незаконного проезда на морских судах, чтобы сэкономить финансовые средства, или же непосредственно являются нелегальными мигрантами. Данная проблема создает сложности как для самих государств, так и для межгосударственных отношений23.

Большую роль в разработке международных стандартов по противодействию безбилетникам играет Международная морская организация (ИМО). Данные стандарты и рекомендованную практику по безбилетникам отражают Руководящие положения по распределению ответственности по поиску успешного решения случаев с безбилетниками (Резолюция ИМО A.871(20)), принятые в 1997 г. Данная Резолюция установила основные принципы для применения к случаям с безбилетниками.

В Руководящих положениях утверждается, что успешное разрешение случаев с безбилетниками является сложной задачей из-за различий в национальном законодательстве государств. Тем не менее, некоторые базовые принципы могут применяться в общем подходе. Безбилетники, пересекающие границу государства без соответствующих документов, являются, по сути, нелегальными иммигрантами, и решение вопроса по урегулированию подобных ситуаций является прерогативой вовлеченного государства. С безбилетниками, ищущими убежища, необходимо обращаться в соответствии с принципами международного права, установленными в соответствующих международных договорах. Как указано в ст. 4.1 Конвенции FAL, здесь следует придерживаться Конвенции ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протокола ООН о статусе беженцев от 31 января 1967 г., а также соответствующего законодательства государства.

Руководящие положения выступают за тесное взаимодействие между владельцами судна и портовыми властями. В тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, власти государства должны решать вопрос о наказании безбилетника, учитывая причиненный ущерб. Государствам следует разрешить возвращаться тем безбилетникам, которые были идентифицированы как граждане этого государства или у которых есть право пребывания в данном государстве, в то время как государства, где безбилетник взошел на борт судна, должны разрешить ему вернуться до окончательного рассмотрения вопроса.

Информация о работе Международно-правовые основы международной морской организации