Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование международных судебных органов в системе средств разрешения международных споров.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Описать основные категории международных споров и способы их урегулирования.
Раскрыть основы деятельности Международного суда ООН.
Рассмотреть порядок урегулирования международных экономических споров (на примере международных судебных органов Евразийского экономического сообщества и СНГ).
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологический анализ разрешения споров международно-правовыми средствами…………………………………...5
Международный Суд ООН в системе разрешения международных споров……………………………………………………………………...13
Общая характеристика Международного Суда ООН………………….13
Компетенция Международного Суда ООН…………………………….16
Международные экономические споры и порядок их разрешения………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
В отличие от следственных, согласительные комиссии занимаются не только выяснением фактических обстоятельств и причин спора, но и выработкой конкретных рекомендаций для спорящих сторон. Нередко согласительная комиссия продолжает работу следственной комиссии, причем в том же составе. Выводы согласительной комиссии носят консультативный характер.
Одним из старейших средств мирного разрешения международных споров является международный арбитраж (третейское разбирательство), представляющий собой добровольно выраженное согласие участников спора передать его на рассмотрение третьей стороне, решение которой является обязательным. В международно-правовой практике существуют два вида арбитража: постоянный арбитраж и арбитраж adhoc.
Основы арбитража были заложены Гаагской конвенцией о мирном разрешении международных столкновений 1899 года. Арбитраж состоит из постоянно действующих Административного совета, постоянной палаты третейского суда (постоянный арбитраж), функционирующей с 1901 года в г. Гааге (Нидерланды), и Бюро палаты во главе с Генеральным секретарем. Каждый из участников Гаагских конвенций (более 85 государств) назначает четырех компетентных лиц из числа своих граждан в качестве членов палаты (арбитров). Из общего списка членов палаты спорящие стороны избирают арбитров [5].
Дело передается на рассмотрение в постоянный арбитраж в следующих случаях:
- по специальному соглашению спорящих сторон (компромисс);
- по специальному
положению международного
- по общим
арбитражным договорам, предусматривающим
передачу на арбитражное
В состав арбитражей входят арбитры от спорящих сторон и от беспристрастной третьей стороны, причем участники спора сами определяют компетенцию арбитража.
Арбитраж adhoc обладает теми же полномочиями, что и постоянный арбитраж. Единственное отличие состоит в том, что первый создается для рассмотрения конкретного дела и прекращает свое существование после вынесения решения.
Судебное разбирательство по своей сути сходно с арбитражным: судебные решения являются окончательными и носят юридически обязательный характер для участников спора. Различие заключается главным образом в порядке образования решений и касается способа формирования численного и персонального состава суда, его функционирования и т.д.
Международный Суд ООН – главный судебный орган ООН, а его Статут – неотъемлемая часть Устава ООН. За всю свою историю Международный Суд ООН десятки раз выносил решения и консультативные заключения. В ряде случаев с его помощью улаживались споры между государствами или предотвращалось ухудшение ситуации.
Международный Суд ООН основан на принципе добровольной (факультативной) юрисдикции. Это значит, что ни одно государство не может принудить другое государство передать спор между ними в Международный Суд ООН. Даже Совет Безопасности ООН не вправе этого сделать, а может лишь рекомендовать передать спор для разрешения в Международный Суд ООН. Тем не менее, решение суда носит неукоснительный характер для спорящих государств (если они признали обязательную юрисдикцию суда).
Международный Суд ООН выносит решения на основе международного публичного права, используя его источники. Если стороны пожелают, то Международный Суд ООН может решить спор не на основе права, а «exaequoetbono» (лат. «на основании справедливости») (ст. 38). Решение Международного Суда ООН обязательно только для спорящих сторон и только по конкретному делу (ст. 59), оно окончательно и обжалованию не подлежит [5].
Таким образом, в современном международном праве разработана продуманная система мирного разрешения международных споров, причем сторонам предлагаются различные способы, применяемые на разных стадиях развития данного политико-правового отношения. Кроме того, спорящие стороны имеют право предложить свои способы и методы разрешения конфликтной ситуации при условии, что они не противоречат принципу мирного разрешения международных споров. Наиболее эффективными способами является судебное и арбитражное разбирательство, однако, поскольку решения суда или арбитража обязывают государства к четко определенным действиям, эти способы применяются не так часто, как этого требует современное развитие системы международных отношений.
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН В СИСТЕМЕ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
2.1 Общая характеристика
Наиболее значимым судебным органом, осуществляющим урегулирование международных споров, является Международный Суд ООН (далее – Суд). Его правовой статус закреплен в Статуте Международного Суда, который вступил в силу 24 октября 1945 года.
Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Спецификой персонального состава Суда является то, что он состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства.
Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда, согласно нижеследующим положениям [25].
Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности.
Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей – через шесть лет.
Местопребыванием Суда является Гаага. Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. При этом Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда.
Официальными языками Суда являются французский и английский. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке.
При отсутствии соглашения относительно того, какой язык будет применяться, каждая сторона может в судоговорении пользоваться тем языком, который она предпочитает; решение Суда выносится на французском или английском языках. В этом случае Суд одновременно определяет, какой из двух текстов рассматривается в качестве аутентичного.
Суд обязан по ходатайству любой стороны предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского.
Дела возбуждаются в Суде, в зависимости от обстоятельств, или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны [25].
Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам.
Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Генерального Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду.
Суд имеет право указать, если, по его мнению, это требуется обстоятельствами, любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон.
Впредь до окончания решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности.
Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства.
Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, ответов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов.
Эти сообщения производятся через Секретаря, в порядке и в сроки, установленные Судом.
Всякий документ, предъявляемый одной из сторон, должен быть сообщен другой в засвидетельствованной копии.
Устное судопроизводство состоит в заслушании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов.
Слушание дела ведется под руководством Председателя или, если он не может председательствовать, Вице-Председателя; если ни тот, ни другой не могут председательствовать, председательствует старший из присутствующих судей.
Слушание дела в Суде производится публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.
Суд распоряжается о направлении дела, определяет формы и сроки, в которые каждая сторона должна окончательно изложить свои доводы, и принимает все меры, относящиеся к собиранию доказательств.
Суд может, даже до начала слушания дела, требовать от представителей предъявления любого документа или объяснений. В случае отказа составляется акт [25].
Суд может во всякое время поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору.
После получения доказательств в установленные для этого сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы предъявить без согласия другой.
Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу.
Суд обязан, до удовлетворения этого ходатайства, удостовериться не только в подсудности ему дела, но также и в том, имеет ли это притязание достаточное фактическое и правовое обоснование.
Таким образом, Устав ООН и Статут Международного Суда ООН достаточно полно регламентируют порядок его деятельности.
2.2 Компетенция Международного Суда ООН
Рассматривая компетенцию Международного Суда ООН, следует отметить, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.
На условиях своего Регламента и в соответствии с ним, Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.
Когда по делу, разбираемому Судом, ему надлежит дать толкование учредительному документу какой-либо публичной международной организации или международной конвенции, заключенной в силу такого документа, Секретарь Суда уведомляет данную публичную международную организацию и препровождает ей копии всего письменного производства. При этом Суд открыт для государств, являющихся участниками настоящего Статута.Условия же, на которых Суд открыт для других государств, определяются Советом Безопасности с соблюдением особых постановлений, содержащихся в действующих договорах; эти условия ни в коем случае не могут поставить стороны в неравное положение перед Судом [25].
Когда государство, не состоящее Членом Объединенных Наций, является стороной в деле, Суд определяет сумму, которую эта сторона должна внести на покрытие расходов Суда. Это постановление не применяется, если данное государство уже участвует в расходах Суда.
К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями. Чаще всего Судом рассматриваются споры, затрагивающие права человека, нерушимости государственных границ и иных основополагающие принципы международного права.
Суд неоднократно подтверждал в своих решениях и консультативных заключениях значение данных принципов. В 1970 году в решении по делу о компании «Барселона трэкшен» Суд признал существование обязательств, которые несут государства по отношению к международному сообществу в целом (обязательства ergaomnes), таких как осуществление «принципов и норм, касающихся основных прав человеческой личности, включая защиту от рабства и расовой дискриминации» [27, с. 201]. В деле, касающемся юридических последствий для государств, вызываемых продолжающимся присутствием Южно-Африканской Республики в Намибии (1971 год), Суд постановил, что положения о правах человека, содержащиеся в Уставе ООН, порождают обязательства поощрять всеобщее соблюдение прав человека и основных свобод всех людей, без различий по признаку расы, пола, языка и религии, и что апартеид несовместим с этими обязательствами [27, с. 202]. В п. 83 Консультативного заключения по вопросу о правомерности применения ядерного оружия (1996 год) утверждалось, что «принципы и нормы гуманитарного права являются частью juscogens, как это определено в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.» [1].
Государства-участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipsofacto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:
а) толкования договора;
b) любого вопроса международного права;
с) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;
d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.
Такие заявления сдаются на хранение Генеральному Секретарю, который препровождает копии таковых участникам настоящего Статута и Секретарю Суда.
Информация о работе Международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров