Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование международных судебных органов в системе средств разрешения международных споров.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Описать основные категории международных споров и способы их урегулирования.
Раскрыть основы деятельности Международного суда ООН.
Рассмотреть порядок урегулирования международных экономических споров (на примере международных судебных органов Евразийского экономического сообщества и СНГ).
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологический анализ разрешения споров международно-правовыми средствами…………………………………...5
Международный Суд ООН в системе разрешения международных споров……………………………………………………………………...13
Общая характеристика Международного Суда ООН………………….13
Компетенция Международного Суда ООН…………………………….16
Международные экономические споры и порядок их разрешения………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
В рамках Содружества Независимых Государств по состоянию на 1 мая 2012 г. действует 36 международных договоров, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда СНГ. Причем такие оговорки в ряде случаев расширяют не только предметную компетенцию Экономического Суда СНГ, но и субъектную.
Например, участниками Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (заключено в г. Бишкеке 09.10.1992), устанавливающего в статье 17 юрисдикцию Экономического Суда СНГ, являются десять государств Содружества Независимых Государств: шесть государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ, а также Республика Армения, Грузия, Республика Молдова, Туркменистан[2].
В отношении расширения предметной компетенции можно отметить, что оговорку о признании юрисдикции Экономического Суда СНГ содержит в том числе Протокол о механизме реализации Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств в части предоставления медицинских услуг от 27.03.1997, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о создании международного научно-исследовательского центра – геодинамического полигона в городе Бишкеке от 31.12.1997, Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ (заключена в г. Москве 25.11.1998), Соглашение о правовом режиме информационных ресурсов пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Москве 25.11.1998), Соглашение о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011), и другие. Как видно, сфера применения данных договоров существенно шире экономических отношений. Значимым событием является включение оговорки о признании юрисдикции Экономического Суда СНГ в Договор о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011), в соответствии с которым Экономическому Суду СНГ могут быть переданы некоторые споры о выполнении обязательств, вытекающих из соглашений Всемирной торговой организации.
Таким образом, международные договоры, содержащие оговорку о признании юрисдикции международных судебных органов, в отношении предмета регулирования характеризуются той же чертой, что и в целом договоры рассматриваемых международных организаций: договоры, предусматривающие юрисдикцию Суда ЕврАзЭС, регулируют в настоящее время вопросы экономического и таможенного сотрудничества, в то время как договоры, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда СНГ, регулируют максимально широкий спектр международного сотрудничества.
В целях оптимизации процесса отправления правосудия на территории Содружества Независимых Государств на первоначальном этапе вполне логичным и обоснованным было решение о делегировании Экономическому Суду СНГ правомочий по разрешению споров и толкованию в рамках иных интеграционных объединений в условиях укрепления сотрудничества государств данного региона. Экономический Суд СНГ на основании Соглашения между Евразийским экономическим сообществом и Содружеством Независимых Государств о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества (заключено в г. Минске 03.03.2004) (далее – Соглашение) временно, до формирования Суда Евразийского экономического сообщества, выполнял функции Суда ЕврАзЭС, и в связи с этим в рамках предоставленной Соглашением компетенции Экономический Суд СНГ осуществлял толкование учредительных актов Евразийского экономического сообщества. Так, в консультативном заключении N 01-1/3-05 «О толковании Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года» (принято 10.03.2006) Экономический Суд СНГ, проанализировав правовой статус ЕврАзЭС и его органов, юридическую силу и механизм исполнения принимаемых ими актов, сделал вывод об обязательности исполнения государствами - членами ЕврАзЭС решений, принимаемых:
Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества по вопросам внешней регламентации, направленным на реализацию целей и задач ЕврАзЭС и касающимся взаимоотношений государств-членов между собой и третьими государствами, а также другими международными организациями;
Интеграционным Комитетом Евразийского экономического сообщества по вопросам внешней регламентации, – в случаях, если такие решения приняты в порядке делегирования ему соответствующих полномочий Межгосударственным Советом ЕврАзЭС[3].
Протоколом от 17.01.2011 в Соглашение внесены изменения, в соответствии с которыми на Экономический Суд СНГ возлагались полномочия по рассмотрению дел о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза, рассмотрению дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза, толковании международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза; разрешению споров между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.
Так, Экономическим Судом СНГ рассмотрено дело об исполнении обязательств, предусмотренных международными договорами в рамках ЕврАзЭС: Правительство Республики Беларусь обратилось в Экономический Суд СНГ с заявлением о нарушении российской стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь (дело № 01-1-Е/2-10).
Таким образом, Суд ЕврАзЭС начал свою фактическую деятельность с 1 января 2012 г. С этого времени можно говорить о начале нового этапа развития системы международного правосудия на постсоветском пространстве. Отмеченные выше сходства и различия в компетенции двух судов и сопоставимый состав участвующих в их работе государств, несомненно, будут предъявлять повышенные требования к качеству работы судей и тщательности подготовки судебных решений особенно по вопросам, связанным с обязательствами в рамках экономической интеграции.
В то же время каждый из рассматриваемых международных судов имеет собственную, достаточно четко определенную сферу компетенции. В контексте заключения можно говорить о том, что компетенции судебных органов дополняют друг друга в той же мере, в которой взаимодополняющими являются соответствующие интеграционные объединения. В этом аспекте процесс интеграции в регионе Содружества Независимых Государств учитывает практику европейских стран, при которой наряду с системой интеграционных структур существует и система соответствующих международных судебных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) термин «международный спор» используется для обозначения взаимных претензий между субъектами международного права. В основе международных споров лежит целый ряд факторов экономического, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве политико-правового отношения, возникающего между двумя или более субъектами международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения. Основой регулирования данного отношения является общепризнанный принцип мирного разрешения международных споров.
2) Все известные способы мирного разрешения международных споров условно подразделяются на три группы:
- дипломатические средства – переговоры, консультации сторон;
- способы,
требующие участия третьей
- разбирательство
спора в судебных и
3) Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Международным Судом ООН. При этом Международный Суд ООНобладает достаточно широкими полномочиями. Так на условиях своего Регламента и в соответствии с ним, Международный Суд ООН может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе и др.
4) К ведению Международного Суда ООН относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями. Чаще всего Международным Судом ООН рассматриваются споры, затрагивающие права человека, нерушимости государственных границ и иных основополагающие принципы международного права.
5) Деятельность Экономического Суда СНГ направлена на обеспечение единообразного применения соглашений государств - участников СНГ и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.К компетенции Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных актами Содружества, а также о соответствии нормативных правовых актов государств - участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, актам Содружества. Субъектами обращения по указанной категории дел являются заинтересованные государства в лице их полномочных органов и институты Содружества.
6) Суд ЕврАзЭС наделен широкой компетенцией в части разрешения межгосударственных споров: он рассматривает споры экономического характера, возникающие по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС. Также в соответствии с преамбулой Статута Суда ЕврАзЭС целью создания Суда ЕврАзЭС является необходимость обеспечения надлежащего выполнения международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров