Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 12:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является значение лизинга в развитии России. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы: теоретические основы лизинга, в том числе понятие, историю и причины развития лизинга, формы, виды и типы лизинга, структура, сегментация и динамика рынка, лизинг как инструмент обновления основных фондов, преимущества и недостатки лизинга, перспективы и основные тенденции развития лизингового бизнеса в России на современном этапе, меры государственной поддержки лизинговой деятельности,, а также международный опыт.
Введение 3
1 Теоретические основы лизинга 5
1.1 Понятие, объекты и субъекты лизинга 5
1.2 История, причины развития и экономические основы лизинга 8
1.3 Формы, виды и типы лизинга 15
2 Анализ рынка лизинговых услуг в России 19
2.1 Структура, сегментация и динамика рынка 19
2.2 Лизинг как инструмент обновления основных фондов 23
3 Перспективы, тенденции, международный опыт лизинговых операций 28
3.1 Преимущества и недостатки, государственная поддержка лизинга 28
3.2 Перспективы и основные тенденции развития лизингового бизнеса в России на современном этапе 31
Заключение 36
Список Использованных источников 39
По объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг движимого (дорожный, воздушный и морской транспорт, вагоны, контейнеры, техника связи) и недвижимого (торговые и конторские здания, производственные помещения, склады) имущества.
По типу лизинговых платежей — денежный, компенсационный (основан на взаимных поставках товаров равной стоимости), смешанный;
Отличительной особенностью компенсационного лизинга является его крупномасштабный долгосрочный характер, а также взаимная обусловленность экспортной и импортной сделки.
По отношению к налоговым и амортизационным льготам:
- действительный
(соответствует законодательству и эконо-
мическому содержанию лизинговой формы
предпринимательской деятельности);
- фиктивный (носит
спекулятивный характер, когда обычные
операции купли-продажи с рассрочкой платежа
проводятся вместо
лизинговых, незаконно используя лизинговые
льготы).
Можно выделить следующие основные типы лизинга:
- долгосрочный (договор
лизинга действует в течение трех и более
лет);
- среднесрочный
(договор лизинга действует в течение
от полутора
до трех лет);
2 Анализ рынка лизинговых услуг в России
2.1 Структура рынка, сегментация и динамика
Изменение структуры рынка лизинга связано с окончанием кризиса и перераспределением позиций лизинговых компаний. Структура рынка лизинга значительно изменилась по сравнению с прошлым годом. В прошлом году самым крупным сегментом по объему сделок был сегмент сельскохозяйственной техники и племенного скота. На его долю приходилось почти 31% сделок.
Рис 1. Структура рынка лизинга по объёму нового бизнеса
Основную долю 38,77% занимает железнодорожный транспорт, авиация и суда. На долю автотранспорт приходится 31,52%. Лизинговым компаниям «Сбербанк Лизинг» и Europlan принадлежат первые позиции в этом сегменте, и их суммарная доля составляет 38,86%.
Рис 2. Структура лизинга по количеству контрактов
В структуре лизинга по количеству контрактов, на долю автотранспорта приходится 59,5%, оборудования – 37,5%, что составляет 97%.
Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом.
Рис 3. Рост объёма нового бизнеса
Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд рублей, совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 года увеличился до 1180 млрд рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope) составила 450 млрд рублей (11,11 млрд евро).
Таблица 1
Индикаторы развития рынка лизинга
Увеличение активности на рынке превзошло все прогнозы: в конце 2009 года участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 года «Эксперт РА» прогнозировал увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%.
Быстрый рост, на наш взгляд, был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск - менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с государственным участием. Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций – возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.
Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ - Лизинг), а также сделки слияний и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг».
Сегментом-лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника – 39,1% в 2010 году. Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно. В сегменте железнодорожной техники лидером является компания «ВТБ-Лизинг» (75 млрд рублей новых сделок).
Рис 4. Сегменты-лидеры по объему заключенных сделок
По итогам 2010 года сократились в объеме лишь 5 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований, положительные темпы прироста наблюдались в 33 сегментах рынка (таблица 2). В 2009 году соотношение было зеркально противоположным – сокращение затронуло 33 сегмента рынка, и лишь 4 вида оборудования продемонстрировали рост.
2.2 Лизинг как инструмент обновления основных фондов
В России, конечно, существует законодательная база для совершения лизинговых операций банками. Но лишь немногие банки принимают участие в лизинговом процессе, поскольку им экономически невыгодно "замораживать" свои средства, вкладывая их в лизинг. Поэтому масштабы лизинговых операций несоизмеримы ни с имеющимися потенциальными возможностями банков, ни с потенциальными потребностями предприятий. Отрицательно отражаются на развитии лизинга и недоработки самого Закона. Достаточно обратить внимание на правовую норму абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона, согласно которой продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. С позиций формального права данная правовая норма отличается рядом недостатков, к числу которых, в частности, относятся следующие:
- прежде всего, юридически
некорректна формулировка "в пределах
одного лизингового
- далее, рассматриваемая правовая норма вступает в серьезные противоречия с положениями ст. 670 ГК, закрепляющими ответственность продавца по договору лизинга. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 670 ГК в отношениях с продавцом арендатор (лизингополучатель) и арендодатель (лизингодатель) выступают как солидарные кредиторы, которые вправе предъявить к должнику (продавцу) солидарные требования. Норма абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона исключает возможность привлечения продавца (лизингополучателя) к ответственности за неисполнение обязательств по договору купли-продажи;
- в предложенной законодателем конструкции лизингополучатель является субъектом договора лизинга, которому во владение и пользование передается имущество, приобретенное лизингодателем в собственность у продавца по договору купли-продажи. Продавец является третьим лицом по отношению к сторонам договора лизинга;
- продавец является субъектом
договора купли-продажи, заключенного
лизингодателем в пользу
Согласно п. 2 ст. 10 Закона при осуществлении лизинга лизингополучатель (продавец, кредитор в договоре купли-продажи) вправе предъявить непосредственно продавцу (должнику в договоре купли-продажи) предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством и договором купли-продажи, заключенным между продавцом (лизингополучателем) и лизингодателем.
Однако в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона при исполнении договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем, в обязательстве по передаче товара третьему лицу продавец (должник) и лизингополучатель (кредитор) совпадают в одном лице. Согласно ст. 413 ГК РФ гражданско-правовое (коммерческое) "обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице";
- продавец, исполняя договор купли-продажи, обязан передать лизингодателю (покупателю) имущество в собственность, т.е. к покупателю переходят все три правомочия собственника - правомочия владения, пользования и распоряжения. Продавцу (лизингополучателю) от лизингодателя переходят два правомочия - правомочие владения и пользования. При этом продавец, передавая правомочия собственника, является субъектом не только договора купли-продажи, но и субъектом договора лизинга (лизингополучателем), что противоречит общеправовым нормам. Представляется, что такая правовая конструкция не выдерживает критики. Более того, наличие данной нормы в Законе позволяет недобросовестным участникам гражданско-правового (коммерческого) оборота злоупотреблять правом.
Однако сегодня особую актуальность приобретает то обстоятельство, что правовая норма абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона в кризисных условиях может с успехом применяться в реальном секторе экономики при поддержке и под контролем государства. В экономическом обороте применение рассмотренной правовой конструкции возможно в случаях, когда, например, завод - изготовитель производственного оборудования (средства производства) заключает договор лизинга с инвестором на приобретение в собственное владение и пользование изготовленного им оборудования. В этих случаях правовая норма абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона о лизинге может быть весьма полезной, однако ее использование представляется возможным исключительно при соблюдении ряда специально урегулированных условий, а именно:
- лизинг прежде всего
необходимо использовать в
- для обеспечения целевого
использования бюджетных
- необходимо предусмотреть статью расходов в бюджете для целевого финансирования лизинговых компаний.
Стимулирование и поддержку лизинговой деятельности необходимо проводить в первую очередь на государственном уровне посредством комплекса мер по созданию благоприятного экономического климата для развития инвестиционной деятельности.
Для хозяйствования в условиях сегодняшней России необходимость и роль развития внутреннего лизинга при активном участии в нем государства и банковских структур имеет большое стратегическое и практическое значение. Разностороннее и эффективное воздействие лизинга на экономику предопределяется тем, что он одновременно выступает в качестве:
- условия и результата развития рынка;
- фактора ускоренной
- весомого параметра
- мощного средства подъема
производства и стимула
3 Перспективы, тенденции, международный опыт лизинговых операций
3.1 Преимущества и недостатки, государственная поддержка лизинга
Лизинговые операции, широко распространенные в мировой практике, постепенно начинают получать признание и в отечественном бизнесе.
Вместе с тем их внедрение в значительной степени сдерживается отсутствием качественных методик оценки эффективности подобных операций, наглядно объясняющих их выгодность и целесообразность.
Нередко негативное отношение к лизинговой сделке формируется на основе примитивного сравнения уплачиваемой суммы за объект лизинга с его первоначальной стоимостью, на самом деле эффект от лизинговой сделки проявляется в результате сложного взаимодействия финансовых, налоговых и бухгалтерских аспектов. Конкретная оценка преимуществ лизинга может быть произведена с учетом индивидуальных особенностей каждого проекта.
По сравнению с другими формами инвестирования лизинг имеет ряд существенных преимуществ:
1.Лизинг предоставляет
не денежные ресурсы, а непосредственно
средства производства, имеющие
технико-экономические
2.Лизинг предполагает 100%-ное кредитование, и при этом не требуется немедленно начинать платежи. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15% стоимости оплачивать за счет собственных средств;
Информация о работе Перспективы, тенденции, международный опыт лизинговых операций