Понятие международного права и его предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:11, доклад

Краткое описание

Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.
На каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГОВНО.docx

— 513.82 Кб (Скачать файл)

Договоры порождают права и  обязанности только для участников. И, как общее правило, они не создают  права и обязанности для третьих государств или международных организаций без их на то согласия (ст. 34 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Под третьим государством и третьей международной организацией понимаются такое государство и такая международная организация, которые не являются участниками договора. Однако имеются и исключения, когда в договорах предусматриваются права и обязанности для третьих государств или третьих международных организаций. На этот счет Венские конвенции содержат положения, определяющие условия осуществления этих прав и обязанностей.

Как следует из ст. 35 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, обязательство для третьего государства или третьей международной организации возникает в том случае, если это предусмотрено участниками договора и если третье государство или международная организация определенно принимают на себя такое обязательство в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено  право для третьего государства или третьей международной организации. Такие субъекты пользуются названным правом, если они соглашаются с этим. Согласие на пользование названным правом будет предполагаться до тех пор, пока не будет доказательств противного (ст. 36 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Таким образом, для пользования правом, вытекающим из договора, не требуется явно выраженного согласия третьего государства или третьей международной организации, то есть согласия в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено, что вытекающими из него правами  названные субъекты могут пользоваться в том случае, если они соблюдают  необходимые условия, которые предусмотрены  договором или установлены в соответствии с договором.

Рассматриваемые обязанности и  права не могут быть отменены или  изменены участниками договора без  согласия третьего государства или третьей международной организации, если только договором не предусматривалось иное.

Применение прежних и  новых договоров, заключенных по одному и тому же вопросу. Международная практика показывает, что государства нередко заключают многосторонние договоры по одному и тому же вопросу. И в этих договорах могут содержаться взаимоисключающие положения. В связи с этим возникает вопрос о применении таких договоров, поскольку круг участников прежних и новых договоров часто не совпадает. Обычно в договорах, последовательно заключенных по одному и тому же вопросу, имеются положения о применении таких договоров. Так, ст. 103 Устава ООН предусматривает, что в том случае, когда обязательства членов Организации, предусмотренные Уставом, окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Венские конвенции 1969 и 1986 годов, отражая  международную практику, устанавливают  общие правила о том, как должны применяться последовательно заключенные договоры по одному и тому же вопросу (ст. 30).

Заключая договор, его участники  могут предусмотреть, что применение договора обусловлено действием предыдущего или последующего договора, либо указать на совместимость с таким договором. В данном случае преимущественную силу будет иметь этот предыдущий или последующий договор. Другими словами, самим договором устанавливается порядок применения новых, предыдущих и будущих договоров по одному и тому же вопросу. В качестве примера можно назвать Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 года, в которой прямо указывается, что ее положения не отражаются на других международных договорах, действующих между его участниками, а также не препятствуют заключению международных соглашений, подтверждающих, дополняющих, распространяющих или расширяющих положения Конвенции. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года прямо указывает, что его положения ни в коей мере не затрагивают обязательств, взятых на себя участниками данного Договора по международным соглашениям, учреждающим зоны, свободные от ядерного оружия.

В том случае, если участники нового договора являются одновременно и участниками предыдущего договора, действие которого не прекращено или не приостановлено, положения такого предыдущего договора будут действовать в той мере, в какой они совместимы с положениями нового договора. Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает, что она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время она не изменяет прав и обязательств, которые вытекают для участников из других договоров, совместимых с названной Конвенцией.

Венская конвенция 1969 года предусматривает  и такие случаи, когда не все  участники последующего договора являются участниками предыдущего договора. В отношениях между участниками обоих договоров предыдущий договор будет применяться в той мере, в какой его положения совместимы с положениями нового договора. А в отношениях между участником обоих договоров и участником только одного договора будет применяться тот договор, участниками которого оба они являются. Так, в той же Конвенции ООН по морскому праву 1982 года предусматривается, что два или более ее участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений Конвенции, но при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели Конвенции.

 

18. Акты международных  организаций, юридическая сила  и механизм их принятия

Международные организации в силу своей правосубъектности участвуют в нормотворческой деятельности. Можно выделить два направления такой деятельности: непосредственное правотворчество и вспомогательная роль в правотворческом процессе государств. Непосредственное правотворчество международных организаций проявляется в их договорной практике и в принимаемых ими решениях.

Международные организации, обладая  договорной правоспособностью, заключают соглашения как с государствами, так и между собой. Несмотря на вторичность норм таких соглашений, они относятся к источникам международного права. Их обязательность обусловлена тем, что в них выражена в одних случаях суверенная воля государства, согласованная с волей международной организации, в других – согласованная воля двух или нескольких международных организаций. При этом воля каждой международной организации является, в свою очередь, проявлением согласования суверенных воль государств – членов данной организации.

Что касается решений международных  организаций, то не все они содержат нормоустановительные положения. Решения по процедурным, финансовым, организационным и иным вопросам внутреннего права международных организаций являются обязательными для всех государств-членов, если, во-первых, обязательность таких решений предусмотрена учредительным актом и, во-вторых, соблюдены все правила их принятия.

Рекомендации международных организаций  не содержат, как правило, юридически обязательных норм, но могут получить признание в качестве таковых как в обычной, так и в договорной практике государств.

Международные организации могут  выполнять вспомогательные функции  в нормотворческом процессе государств. Наиболее типичными случаями их участия в таком процессе являются: разработка и принятие высшим органом организации проектов конвенций, технических стандартов и регламентов, созыв конференций для заключения договоров и др. Нормы, содержащиеся в проектах конвенций, становятся нормами международного права на основе выполнения государствами определенных процедур (ратификация, вступление в силу после определенного числа ратификаций).

Для вступления в силу регламентов  некоторых организаций предусмотрена  необходимость их явного принятия государствами. Так, регламенты ВПС подлежат ратификации, а регламенты МСЭ требуют одобрения  их государствами. Что касается регламентов ИКАО, ВОЗ, ВМО, то для вступления их в силу нет необходимости в их ратификации или одобрении в иной явной форме государствами. Однако здесь имеет место выражение молчаливого согласия государств, так как государство считается принявшим регламент, если оно в определенный срок (например, три-девять месяцев применительно к регламентам ВОЗ) не заявило о своем отказе принять регламент или не сделало оговорки к нему в случаях, когда такие оговорки запрещены.

 

19. Ответственность в  международном праве, понятие,  ее основания и формы

1. Понятие института  международно-правовой ответственности  и его источники

Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.

Международно-правовая ответственность  – один из старейших институтов международного права, сложившихся  на базе обычно-правовых норм.

Комиссия международного права  по поручению Генеральной Ассамблеи ООН занимается кодификацией норм этого института с 1956 года, но до сих пор не завершила свою работу.

В международных договорах встречаются  некоторые положения общего характера, предусматривающие международно-правовую ответственность (например, в Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву, в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г., в ряде конвенций об ответственности за ядерный ущерб и др.). Об ответственности говорится также в резолюциях ООН и других международных организаций.

2. Виды международно-правовой  ответственности

Видами международно-правовой ответственности  являются политическая ответственность и материальная ответственность.

Политическая ответственность субъекта международного права возникает в результате нарушения им какой-либо международно-правовой обязанности – принципа международного права, договорной нормы. Этот вид ответственности возникает из самого факта нарушения нормы, охраняющей интересы другого государства (например, в результате нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). Политическая ответственность возникает даже в том случае, если правонарушение не повлекло имущественного ущерба или иных видимых негативных последствий. Считается, что всякое правонарушение наносит вред другому субъекту или субъектам хотя бы в форме морального вреда, подрывая тем самым международный авторитет пострадавшего субъекта и устойчивость самого международного правопорядка.

Действие (или бездействие), выразившееся в несоблюдении нормы права, считается  международным деликтом, а соответствующий субъект – делинквентом.  Другое дело, что многие деликты остаются как бы незамеченными и вопрос о международной ответственности в практическую плоскость не переводится (например, нарушение сроков предоставления информации в международный контрольный орган о мерах по сокращению вооружений). Однако это не означает, что ответственность как таковая не возникла. Просто она не реализуется из-за незначительности деликта.

Особо опасные деликты, подрывающие  существенные основы ; международного права (например, незаконное применение силы), именуются международными преступлениями.

Деликт является основанием для  постановки вопроса непосредственно затронутым государством (государствами) о международной ответственности. Международное преступление является основанием для постановки такого вопроса любым членом международного сообщества (так, политика геноцида, проводимая каким-либо государством, дает право государству, чьи граждане от этого не страдают, поставить, тем не менее, вопрос о международной ответственности государства-делинквента).

Материальная ответственность субъекта международного права возникает в двух случаях: когда правонарушение повлекло материальный ущерб и когда ущерб возник без нарушения нормы права, но его возмещение предусмотрено, тем не менее, специальным международным договором.

Материальная ответственность  в первом случае возникает как  следствие прямой причинной связи  между нарушением нормы права  и материальным ущербом. Таким образом, политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно как результат одного и того же правонарушения.  /

4. Формы реализации международно-правовой  ответственности

Политическая ответственность  реализуется в форме сатисфакции (предоставление затронутому государству удовлетворения, т.е. выражение сожаления, публичное извинение, наказание своих виновных должностных лиц, оказание особых почестей затронутому государству и т.п.), репрессалии – ответных насильственных действий со стороны затронутого государства в отношении делинквента (например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы). Действия по индивидуальной и коллективной самообороне в отношении агрессора также могут быть отнесены к понятию репрессалий.

От репрессалий следует отличать реторсии – ответные акции в связи р недружественными действиями, которые не составляют деликта (например, временный отзыв своего посла в ответ на недружественные заявления в адрес страны, которую посол представляет). Реторсии не считаются одной из форм ответственности, поскольку предпринимаются при отсутствии факта правонарушения/

Считается, что репрессалии и  реторсии должны быть соразмерными тем действиям, которыми вызваны.

Международное преступление влечет ответственность  в форме коллективных санкций, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.

Информация о работе Понятие международного права и его предмет