Понятие международного права и его предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:11, доклад

Краткое описание

Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.
На каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГОВНО.docx

— 513.82 Кб (Скачать файл)

Взаимное оказание содействия в  деле обеспечения функционирования посольств и консульств нередко является предметом специальной договоренности сторон. Например, согласно Договору о дружбе и сотрудничестве между Россией и Грецией 1992 года, обе стороны обязались обеспечивать условия для нормальной работы и оказывать на основе взаимности всемерное содействие деятельности аккредитованных на их территории дипломатических, консульских и иных представительств.

4. Консульские функции

Сущность консульских функций  состоит в защите прав и интересов находящихся в консульском округе граждан государства, назначившего консула.

Когда в XV-XVI веках государства взяли под контроль осуществлявшуюся тогда консульскую деятельность, ее атрибутом стала и защита прав и интересов государства, назначившего консула.

Одна из предусмотренных Венской  конвенцией 1961 года функций дипломатического представительства состоит в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Формула Венской конвенции 1963 года, характеризующая функции консульств, в основном аналогична. Аналогичны и общие формулы, относящиеся к функции содействия развитию экономических, торговых, культурных и научных связей между государствами, а также функции, касающейся информирования консульством своего государства. Все это не означает, однако, что тем самым нивелируется различие между посольствами и консульствами. Консульства, в отличие от посольств, не обладают функцией общеполитического представительства; их полномочия не охватывают всю сферу отношений между государствами. Консульства не ведут переговоры с правительством государства пребывания, не подписывают соглашения и, как правило, не осуществляют контакты с центральными властями. Прерогативы консульств действуют лишь в пределах консульского округа. Есть и другие различия в статусе, задачах и функциях дипломатических представительств и консульских учреждений. Существенная разница между ними не устраняется тем, что на консульских должностных лиц может быть возложено, с согласия государства пребывания, совершение дипломатических актов. По Венской конвенции 1963 года это может иметь место в государстве, где представляемая консулом страна не имеет дипломатического представительства и где она не представлена третьим государством. При этом консульский статус такого лица не изменяется.

По уведомлении государства  пребывания консульское должностное лицо может действовать в качестве представителя своего государства при межправительственной организации. При этом оно вправе пользоваться полагающимися привилегиями и иммунитетами. Однако в том, что касается выполнения любой консульской функции, такое лицо не имеет права на больший иммунитет от юрисдикции, чем тот, который полагается ему по Венской конвенции 1963 года. При всех различиях прерогатив дипломатических представительств и консульских учреждений следует иметь в виду, что в целом их функции должны быть направлены к одной общей цели – развитию дружественных отношений и партнерства, а также содействию торговым, экономическим, культурным связям между государствами.

Характеризуя консульские функции  более конкретно, необходимо иметь в виду, что защита прав и интересов граждан государства, назначившего консула, оказание им содействия составляют не только существо всего комплекса консульской деятельности, но и вместе с тем конкретную специфическую функцию консульств. По законодательству России ее консульские учреждения и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством страны пребывания, международными договорами и обычаями. Они призваны защищать их права и охраняемые законами интересы, а при необходимости принимать меры к восстановлению нарушенных прав.

Функционирование консула в  интересах гражданина представляемого государства выражается в предоставлении ему конкретных видов консульского обслуживания. Консул регистрирует контактирующих с ним граждан своего государства, находящихся в его консульском округе, и ведет их учет. Он вправе выдавать и продлевать паспорта и другие документы лицам, имеющим на них право; выдавать и продлевать визы для въезда в представляемое государство или для транзита через него.

Консул регистрирует акты гражданского состояния (рождения, смерти и т.п.) граждан  своей страны. По многим консульским  конвенциям за ним признается право регистрировать браки, когда оба брачующихся являются гражданами представляемого им государства и если это не противоречит законам и правилам государства пребывания.

Национальное законодательство и  международные соглашения могут  наделять консульские учреждения определенными  прерогативами в вопросах гражданства, например правом принимать от лиц, проживающих за пределами страны, назначившей консула, заявления и ходатайства по этим вопросам. Весьма широкими полномочиями в вопросах гражданства наделены по Закону о гражданстве Российской Федерации консульства России, включая определение принадлежности лиц, проживающих за пределами РФ, к ее гражданству. Согласно этому закону, консульства отнесены к числу государственных органов, ведающих делами о гражданстве.

Консул выполняет разнообразные  нотариальные функции: заверяет доверенности и удостоверяет сделки (за исключением определенной категории), свидетельствует верность копий, подлинность подписей на документах и совершает другие подобные действия. Он также осуществляет такую специфически консульскую прерогативу, как легализация документов, исходящих как от властей страны пребывания, так и от властей государства, назначившего консула, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, компетентности выдавшего, составившего или заверившего их органа и в целом соответствия их законам государства, от которого они исходят. Россия входит в число нескольких десятков стран – участниц Конвенции 1961 года, отменивших требование легализации иностранных официальных документов.

С соблюдением порядка, принятого  в государстве пребывания, консул вправе представлять или обеспечивать представительство в его судебных или иных органах граждан своего государства, если сами эти граждане не могут осуществлять защиту своих  прав и интересов.

В случае, если какой-либо гражданин государства, назначившего консула, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу либо задержан в ином порядке, например во исполнение судебного решения, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом консульство, находящееся в округе, где это произошло (Венская конвенция 1963 г., однако, содержит оговорку, которая присутствует не во всех двусторонних конвенциях: «если гражданин потребует такого уведомления»). Консульские должностные лица вправе посещать такого гражданина, а также переписываться с ним и принимать меры по обеспечению ему юридического представительства. По Венской конвенции эти прерогативы консулов должны осуществляться в соответствии с законами и правилами государства пребывания.

На консула возлагается охрана интересов несовершеннолетних и  других лиц, не обладающих полной дееспособностью, особенно когда требуется установление над ними опеки или попечительства. Со своей стороны компетентные власти консульского округа должны безотлагательно уведомлять консула о такого рода ситуациях.

Консулу полагается заниматься наследственными  делами граждан назначившей его  страны. Компетентные власти государства  пребывания должны без промедления уведомить его о смерти гражданина этой страны и о наличии имущества умершего в пределах консульского округа, в отношении которого может существовать интерес со стороны представляемого консулом государства или его граждан. В необходимых случаях консул принимает меры по охране имущества, оставшегося после смерти гражданина. На консула возложена охрана интересов граждан и юридических лиц назначившего его государства в случае mortis causa на территории государства пребывания. В недавних консульских конвенциях, заключенных Россией, в частности с Азербайджаном и Албанией, этому вопросу уделяется значительное внимание.

Венской конвенцией и договорами о  правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам на консулов возложен ряд существенных функций в этой области, в частности по исполнению судебных поручений, передаче судебных документов и т.д.

Весьма обширны и многообразны функции консула в области  осуществления и развития деловых  связей отечественных юридических лиц, действующих в стране пребывания. Этой стороне консульской деятельности придается особое значение.

Одним из характерных примеров в  этом отношении является Постановление  Правительства России «О порядке  и условиях предоставления загранучреждениями Российской Федерации услуг субъектам малого предпринимательства». Этим постановлением Департаменту консульской службы МИД и российским консульствам за рубежом предоставлено право осуществлять платное информационно-консультационное обслуживание российских и зарубежных юридических лиц. С ними могут заключаться договоры об информационном сотрудничестве, договоры поручения, договоры об оказании разовой услуги.

Для консульств, расположенных в  портовых городах, важнейшей функцией является оказание содействия судам, плавающим  под флагом государства, учредившего консульство, когда они находятся в порту, внутренних или территориальных либо архипелажных водах государства пребывания. В частности, консул имеет право в любое время посетить судно и при необходимости требовать явки капитана в консульство. Он может оказывать помощь в оформлении судовых документов; без ущерба для прав властей государства пребывания расследовать происшествия, имевшие место во время плавания; разрешать споры между капитаном и командой, если это предусматривается законом государства флага судна.

Российский консул вправе задержать  готовое к выходу в море судно  или потребовать его отплытия досрочно. В случае, если судно потерпит аварию, консул принимает меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза. Он также принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза и заверяет своей подписью акт о морском протесте – документ о происшествии (повреждении, гибели судна или груза, спасании, столкновении, загрязнении моря), могущий служить основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Акт о морском протесте в случае возникновения спора является одним из доказательств по делу, и до опровержения заинтересованной стороной изложенные в нем данные являются действительными.

Предусмотренные в консульских  конвенциях права надзора и инспекции, оказания помощи судам и экипажу распространяются mutatis mutandis и на воздушные суда, а также на средства железнодорожного и автомобильного транспорта и суда речного флота.

В функции консула входит оказание содействия и военным кораблям, находящимся в портах и упомянутых выше водах государства пребывания. Российский консул должен оказать такое содействие в вопросах связи с берегом, обеспечения корабля лоцманом и т.п. При необходимости консул должен лично посетить прибывший военный корабль. Он обязан также следить за ходом лечения члена экипажа, если оно производится на берегу, оказывать содействие в случае аварии корабля.

Согласно Венской конвенции 1963 года и многим двусторонним конвенциям, консульское учреждение может выполнять  и другие функции, возложенные на него представляемым государством. Речь идет о функциях, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых это государство не возражает, или же которые предусмотрены действующими между государствами договорами.

Положение о Консульском учреждении России 1998 года в числе основных задач и функций таких учреждений также указывает: оказание содействия гражданам России, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и прав на участие в референдуме; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа; принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа; участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров России с государством пребывания.

Для деятельности российских консульских  учреждений в странах СНГ характерно еще одно обстоятельство, состоящее  в том, что осуществляемая ими функция защиты распространяется на всю сферу прав и свобод граждан России, находящихся в соответствующей стране. Исторически сложилось так, что консульская служба России оказалась в эпицентре деятельности по преодолению последствий распада СССР. В результате образования на территории его бывших союзных республик независимых государств более 25 млн. русского и русскоязычного населения оказалось за пределами границ России. Большая их часть, проживающая во вновь созданных государствах (за исключением Беларуси), в ряде случаев подвергалась дискриминации, ущемлению основных прав и свобод. Необходимость их защиты стала краеугольным камнем в деятельности консульств России в этих государствах.

Представляемое государство может  поручить консульству выполнение консульских функций в другом государстве или других государствах после их уведомления, если не последует определенно выраженное возражение какого-либо из них. Консульские функции могут выполняться и от имени третьего государства, если государство пребывания не возражает. Например, Договором о Союзе между Россией и Беларусью предусмотрено, что граждане этого Союза имеют право «на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства – участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства – участника Союза, на тех же условиях, что и граждане этого государства».

Информация о работе Понятие международного права и его предмет