Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа
Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16
Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36
Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО И
МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
ДАТА СДАЧИ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ:
ДАТА ЗАЩИТЫ:
ОЦЕНКА:
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Глава 2. Тарифные меры
в регулировании международной
торговли товарами…………………………………………………………
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36
Глава 3 Нетарифные меры в
регулировании международной торговли
товарами…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………...76
Введение
Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.
При этом нельзя ни отметить, что другие страны создавали национальные системы регулирования внешнеэкономическими отношениями в течении десятилетий, поэтому естественно скорость перехода России от системы монополии государства на внешнеэкономическую деятельность к системе регулирования, в целом соответствующая стандартам рыночной экономики, не могла ни отразиться на качестве этой системы. Интенсивное развитие внешнеторговых связей России, ее интеграция в мировую экономику неизбежно требуют совершенствования торгово-политического механизма на основе принципов, норм, правил, торговых обычаев и практики, существующих в современной международной торговле. Поэтому особое значение приобретает обеспечение международная система торговой политики (ГАТТ/ВТО, ОЭСР, ЮНКТАД и т.д.).
Объектом данного исследования являются взаимосогласованные государствами правила регулирования международной торговли. Объем исследования ограничен только рассмотрением вопросов регламентации международной торговли товарами. Торговля товарами в современной мировой торговле, несмотря на рост торговли услугами, остается ее существенной частью (около 75%).
Предметом исследования являются взаимосогласованные государствами на международном уровне правовые рамки формирования национальных торгово-политических режимов и правила применения разнообразных инструментов государственного регулирования экспорта и импорта, а также положения импортированных товаров на внутреннем рынке государства-импортера.
Цель исследования - рассмотреть и описать существующую международно-правовую базу взаимосогласованного формирования государственного торгово-политического регулирования на современном этапе, и на основе критического анализа, с учетом особенностей российской правовой и экономической систем, определить основные направления, по которым должно идти совершенствование торгово-политического механизма в Российской Федерации.
Для реализации данной цели автор поставил перед собой следующие основные задачи:
1. определить понятие
и сущность механизма
2. исследовать роль норм международного права в обеспечении взаимосогласованных правил осуществления государствами регулирования внешней торговли и структурировать систему источников международно-правового режима торговли товарами;
3. проанализировать правовые и организационные основы применения тарифных и нетарифных инструментов внешнеторгового регулирования, рассмотреть и классифицировать способы осуществления тарифного и нетарифного регулирования;
4. определить перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования.
5. сформулировать проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации
Библиографический обзор
При рассмотрении вопросов согласования на международном уровне правил использования торгово-политического регулирования, в том числе, при рассмотрении принципов международного экономического права, автор опирался на труды российских и зарубежных ученых (Никифоров В.А., Богуславский М.М., Вельяминов Г.М., Шумилов В.В.).
В основу дипломной работу положены документальные материалы: тексты международных соглашений, решения и рекомендации международных организаций (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД и др.), нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов исследования - таких, как системно-структурный, диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой и другие.
Положения, выносимые на защиту:
1. Внешнеторговое регулирование остается одной из существенных и необходимых функций государства. В основе современных международных экономических отношений лежит система общеобязательных правил поведения субъектов международного экономического права и субъектов внешнеторговых операций.
2. Интенсивное развитие
международных экономических
3. В основе правовой базы регулирования международных торговых отношений лежат общепризнанные принципы международного права и отраслевые принципы международного экономического права.
4. Все многообразие существующих в настоящее время инструментов внешнеторгового регулирования, в зависимости от механизма воздействия их на торговлю, можно классифицировать в две основные группы - тарифные и нетарифные.
5. Совокупность всех нетарифных инструментов позволяет осуществлять достаточно гибкое, оперативное и целенаправленное регулирование импорта в широком диапазоне. Они служат эффективным средством торговой дипломатии, позволяющим получать уступки в том, что касается торговых ограничений на условиях взаимности или отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах.
6. Фискальный подход к импортному тарифу, который существовал в России на протяжении последних лет, во многом исчерпал себя. Не менее важным направлением развития таможенно – тарифной политики Российской Федерации должен стать переход от фискальной направленности таможенного тарифа к приоритету его регулирующей функции. необходим детальный подход к разработке ставок тарифа, что предоставит возможность большей вариации значения ставок.
7. Можно выделить следующие направления
повышения эффективности механизма нетарифного
регулирования: оптимизация его
организационной структуры, устранение
дуализма таможенного и внешнеторгового
регулирования, продолжение систематизации
нормативных правовых актов, борьба с
коррупцией.
Глава 1. Современная система согласованного регулирования международной торговли
1.1 Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений
Мировой экономический кризис обозначил новые вызовы для всего человечества. Очевидным становится тот факт, что государства не в состоянии решить существующие проблемы без деятельности международных экономических организаций, созданных для обеспечения устойчивого развития системы мирового хозяйства, выработки новых подходов к его регулированию, содействия включению всех стран мира в мировую экономику, сокращению масштабов бедности. В настоящее время международные экономические организации играют важную роль в обеспечении мировой экономической стабильности, оказывая регулирующее воздействие на международные экономические отношения, тем самым, препятствуя распространению негативных тенденций развития мировой экономики. 1
Прежде всего следует
охарактеризовать современное состояние
собственно международного, или "наднационального",
правового регулирования
Сразу следует оговориться, что само существование "наднационального" регулирования международных отношений не является признанным фактом в науке международного права. Так, например, В. А. Толстик в одной из статей завершает логическую цепь своих рассуждений следующим высказыванием: "...очевидно, что это (речь идет о критериях общеобязательности норм международного права) противоречило бы сущности международного права, поскольку вело бы к необходимости признания существования надгосударственного субъекта нормотворчества».2
Международное публичное право на протяжении всей истории своего существования в той или иной степени проявляло свойства "надгосударственности". Однако в последние десятилетия, и особенно в экономической сфере, эти черты стали особенно заметными, что напрямую связано с происходящими в мире революционными экономическими процессами.
Исследование закономерностей формирования мирохозяйственных связей и перспектив их развития дает специалистам основания для вывода о том, что генеральной тенденцией развития мирового хозяйства является "движение к созданию единого планетарного рынка капиталов, товаров и услуг, экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый хозяйственный комплекс", что является иным, более высоким уровнем международных экономических отношений.3
Наднациональное (надгосударственное) право - условное обозначение некоего институционально-правового явления в международной системе, суть которого состоит в том, что государства обязаны или вынуждены подчиняться нормам, созданным и/или вступившим в силу без их согласия. Речь, как правило, идет о «вторичных» нормах, т.е. нормах, принятых международной организацией на основании ее уставной правосубъектности, например, большинством голосов (в такой ситуации государства, проголосовавшие «против», все равно обязаны выполнять решение).4 Часто принятые нормы подлежат прямому и приоритетному применению на территории государства как гражданами, так и государственными органами.
Правовое регулирование
международных экономических