Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа
Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16
Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36
Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7
3. Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение конвенционных принципов международного экономического права, закрепление международно-правовых обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений. Международному праву в области двустороннего регулирования торгового порядка известны также некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании и сходные с ними другие договоры. В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (158) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО.
Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности
В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%. 20
В настоящее время таможенно-
В то же время самыми распространенными средствами внешнеторговой политики становятся тарифные меры, которые являются сугубо экономическими инструментами воздействия на внешнеторговую деятельность. Основная роль в этой группе мер отводится таможенному тарифу, под которым принято понимать систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые и вывозимые товары. 21Основные цели тарифа следующие:
сочетание защиты экономики страны от воздействия неблагоприятной иностранной конкуренции и создание здоровой конкуренции посредством стимулирующего доступа иностранных товаров на внутренний рынок;
пополнение доходной части государственного бюджета;
рационализация товарной структуры ввоза/вывоза товаров;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза продукции, валютных доходов и расходов;
создание условий для
обеспечение условия для эффективной интеграции страны в мировую экономику.22
Таким образом, импортный таможенный тариф в первую очередь ориентирован на устранение стоимостной разницы между продукцией отечественных товаропроизводителей и иностранных. Существует зависимость между уровнем таможенного тарифа по продукции отдельных отраслей и степенью их конкурентоспособности на мировом рынке. По сути дела, то, как ведут себя потребители по отношению к продукции страны на внешнем рынке, говорит об экономическом развитии этого государства. То есть, широкая номенклатура потребляемых на мировом рынке товаров одной страны, говорит о комплексном развитии ее экономики и о наличии большего количества конкурентоспособных отраслей. И наоборот ограниченная экспортная специализация свидетельствует об узкой направленности развития экономики.
Таможенные пошлины, будучи частью тарифа, по объекту обложения
подразделяются на следующие виды:
1)импортные пошлины — как главный инструмент протекционизма;
2)экспортные пошлины, введение которых считается крайне нежелательным, но которые все же используются для получения дополнительного дохода или для стимулирования диверсификации экспортной структуры;
3)транзитные пошлины — сдерживают товарные потоки и оказывают пагубное влияние на международные связи, поэтому нигде практически не используются, по основе исчисления:
4)адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, предназначены для адекватного обложения при сложившихся ценовых соотношениях на внутреннем и внешнем рынках.
5)специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров, не учитывают соотношение цен на внутреннем и внешнем рынках и их колебания. При изменении цен обеспечивают стабильность поступлений в государственный бюджет, в период снижения цены на внешних рынках их использование приводит к значительному снижению ввоза товаров;
6)комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения, носят больше фискальный характер и используется в России при обложении товаров, по которым возможен уход от уплаты таможенных платежей в полном объеме.23
В системе таможенно-тарифного
регулирования таможенный тариф
выполняет стимулирующую
Таможенный тариф выполняет торгово-политическую функцию, поскольку позволяет в процессе многосторонних переговоров добиваться снижения пошлин в странах — торговых партнерах, противодействовать дискриминационным акциям других стран, лишать тарифных преференций, изменять ставки пошлин, тем самым влияя на эффективность переговоров с другими странами.
Учетно-статистическая функция выражается в том, что таможенный тариф используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль и статистический учет прохождения товаров через таможенную границу. Даже невысокая ставка пошлины требует от таможенной службы точной идентификации товара, тщательного подсчета его количества, определения стоимости для таможенного оформления и уплаты пошлин и налогов.
Исследования функций таможенного тарифа показывает, что таможенный тариф должен быть гибким, одним отраслям предоставляя избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции. 24
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество
Будучи сугубо экономическим механизмом воздействия, таможенно-тарифные меры способны защитить неокрепшие отрасли от иностранной конкуренции. Иногда использование этого механизма жизненно необходимо, например в случае ввоза продукции по демпинговым ценам, нанесения ущерба экономической безопасности страны и в ряде других. Однако чрезмерно высокие ставки тарифа или долгосрочное его покровительство приводят к недоиспользованию потенциальных возможностей защищаемых отраслей, тем самым снижая эффективность, а следовательно и конкурентоспособность их производства.
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - ГС) представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, используемую в таможенном деле, статистике внешней торговли, производстве. Состоит ГС из товарной номенклатуры, Основных правил интерпретации и Примечаний.
Конвенция о ГС была разработана
под руководством ВТО в связи
с тем, что технологические сдвиги
и изменения в структуре
Необходимость создания новой товарной номенклатуры обусловливалась потребностями в многоцелевой товарной номенклатуре, которая могла бы обеспечить сопоставимость национальных статистических данных о внешней торговле и более тесную увязку между внешнеторговой и производственной статистикой различных стран26, а также машинную обработку документации и статистических данных. Новая товарная номенклатура должна была более полно охватить все обращающиеся в международном товарообороте товары, учитывая технологию их изготовления.
Деятельность ВТО в
данной сфере была направлена на разработку
унифицированных международно-
Принятая ВТО 14 июня 1983 г. Конвенция о ГС вступила в силу 1 января 1988 г. На сегодняшний день участниками этой конвенции являются большинство стран мира, на которые приходится 85 % объема мировой торговли.27
Обычно таможенные тарифы
имеют несколько колонок ставок
обложения: колонку максимальных пошлин, колонку
минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют
в отношении товаров тех стран, с которыми
нет торговых договоров и соглашений.
Минимальные пошлины действуют в отношении
товаров тех стран, с которыми
действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное пре
Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:
рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику29.
В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.
Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.
Учитывая, что практически не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. 30