Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа
Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16
Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36
Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7
Порядок применения нетарифных ограничений, основанный на контроле качества, безопасности или характеристики товара регулируется Соглашением по техническим барьерам в торговле (Кодексом по стандартам). Процедурные и административные правила, которыми руководствуются правительства стран - участниц ГАТТ/ВТО при размещении государственных заказов, предоставлении информации и порядке рассмотрения споров в данной сфере, регламентируются Кодексом о государственных заказах.
В результате многосторонних торговых переговоров были разработаны новые принципы и нормы международной торговли, а все страны, подписавшие соглашения, должны были привести свое внутреннее законодательство в соответствие с принятыми стандартами. Принятые в ходе раунда переговоров соглашения привели к появлению "тройного режима в торговле": для стран - участниц ГАТТ, их подписавших; для стран - участниц ГАТТ, их не подписавших; а также для всех остальных государств.50
В ходе Уругвайского раунда переговоров (1986 - 1994 г.), в котором приняли участие 108 государств, особое внимание было уделено количественным ограничениям внешней торговли.
Проблемы регламентации и унификации применения нетарифных ограничений решает также Всемирная таможенная организация. Так, в 1973 г. Советом Таможенного Сотрудничества была принята Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных формальностей (Киотская конвенция), которая действует в редакции 1999 г. Положения данной Конвенции в значительной степени содействуют ликвидации "нежелательных" протекционистских барьеров.
ЮНКТАД причисляет
нетарифные ограничения ко "всем
видам регуляций, действий или других
процедур, предпринимаемых
1) торгово-политические средства, предназначенные для поддержки национального производителя от иностранных конкурентов;
2) средства неторгово-
3) средства, не имеющие отношения к внешней торговле, но оказывающие на нее косвенное воздействие.
Изучив информацию о применении нетарифных барьеров и степени их воздействия на мировую торговлю, в начале 80-х гг. Секретариат ЮНКТАД создал базу данных по нетарифным мерам, в основу систематизации которой было заложено разграничение всех мер такого рода на две классификационные схемы. Первая учитывала нетарифные ограничения, применяемые в отношении конкретных товаров (первая часть базы данных), вторая - нетарифные барьеры общего характера (вторая часть базы данных). В общей сложности было указано более 200 видов нетарифных мер.52
Все меры государственного регулирования, применяемые в отношении конкретных товаров, были классифицированы по пяти категориям:
1) фискальные меры (различного рода тарифы, пошлины, налоги);
2) меры по
ограничению объема (запрещения, квоты,
"добровольные" ограничения экспорта,
а также государственная
3) разрешения на импорт: неавтоматические (дискреционные разрешения - лицензирование, декларация с подтверждением, разрешения отдельным покупателям); условные (разрешения в зависимости от экспорта, от возможности осуществления национальных поставок, от закупки национальной продукции и т.п.); автоматические (лицензия для целей контроля, автоматическое лицензирование, декларация без подтверждения);
4) контроль над
ценами (системы минимальных цен,
антидемпинговое и
5) прочие меры (технические барьеры: санитарно-гигиенические и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке и маркировке; меры по оказанию помощи отраслям, конкурирующим с импортом: субсидирование товаров, рабочей силы, капитала, налоговые льготы; импортные депозиты и другие) .
Современная классификация
нетарифных ограничений ЮНКТАД выглядит
следующим образом: паратарифные; меры
контроля над ценами; финансовые; меры
автоматического
К паратарифным мерам относятся платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу. Они увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (например, сбор за импортную лицензию, портовые сборы).
Меры контроля
над ценами применяются с целью
поддержания внутренних цен, их стабилизации.
Нетарифные барьеры такого вида предотвращают
ущерб национального
Финансовыми мерами ЮНКТАД признает мероприятия, регулирующие доступ импортеров на валютный рынок государства. К ним относятся, например, обязанность предварительной уплаты таможенных платежей, практика регулирования валютных курсов (в том числе установление фиксированного курса на отдельные виды товаров), обязанность импортера открыть валютный счет на территории государства и производить расчеты посредством уполномоченного банка и проч.
Меры автоматического лицензирования по своей сути не являются барьерами на пути внешней торговли. Между тем представляется необходимым разработать единую для всех государств схему автоматического получения разрешения на импорт конкретных товаров.
К мерам количественного контроля относятся квотирование и лицензирование. Среди монополистических мер государства практикуют предоставление исключительного права отдельным хозяйствующим субъектам на экспорт (импорт) продукции.
Технические барьеры предполагают не только применение сертификации иностранной продукции, но и использование иных барьеров: предотгрузочной инспекции и специальных таможенных формальностей.
Классификационные схемы нетарифных ограничений разработаны также Международной торговой палатой, Международным банком реконструкции и развития, Тарифной комиссией США, отдельными экономистами-международниками. Рассмотрим некоторые классификации подробнее.54
Британские ученые-экономисты Р. Кэмпбелл Макконнелл, Л. Стенли Брю среди торговых барьеров помимо таможенных пошлин предлагают выделять импортные квоты, нетарифные барьеры, добровольные экспортные ограничения. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. К нетарифным барьерам авторы относят лицензирование, "неоправданные стандарты качества продукции или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах". В случае добровольного ограничения экспорта иностранные фирмы дают согласие на ограничение ввоза своей продукции в государство в целях избежания более жестких торговых барьеров55. Таким образом, названные исследователи к нетарифным барьерам относят лишь административные и технические запреты и ограничения (кроме квотирования).
Иной позиции по поводу нетарифных ограничений придерживается российский исследователь в области мировой экономики профессор И.И. Дюмулен. Нетарифные ограничения, по его мнению, - это "любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран"56. Думается, что такая формулировка вполне отвечает сути и задачам нетарифного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность.
Развернутую классификацию
нетарифных ограничений, различные
основания такой классификации
и их подробный анализ предлагает
в своем диссертационном
По степени воздействия на внешнеэкономическую деятельность нетарифные ограничения В.Н. Ревин предлагает делить на четыре группы: жесткие средства (hard care measures); умеренные средства (mild measures); надоедливые средства (niusance measures); средства, степень воздействия которых установить невозможно. По месту действия меры нетарифного регулирования делятся на барьеры пограничного и внутреннего регулирования. Первые - такие, например, как пограничные налоги и сборы, акцизы, пограничный ветеринарный и карантинный контроль, сертификация и т.д., - применяются к товарам во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными органами. Вторые "сопровождают" товары иностранного происхождения внутри страны во время их продажи и потребления. К таким мерам можно отнести административные, технические и иные нормы и стандарты, ограничивающие использование иностранных товаров и содействующие приобретению покупателем национальных товаров.
По характеру действия нетарифные ограничения можно разделить на прямые и скрытые. Первые обычно регулируются торговыми договорами и международными соглашениями. Они регламентированы нормами национальных законодательств, разработанными в соответствии с международными правилами, носят общедоступный характер (так как публикуются в официальных изданиях), имеют соответствующий механизм применения и потому обладают "прозрачностью" (то есть процедуры их введения, механизма их влияния всем сторонам хорошо известны). К ним относятся, например, эмбарго, таможенные формальности, квотирование и проч. Во вторую группу включены меры, обычно формально направленные не на ограничение торговли, а на решение других экономических и социальных задач. Влияние таких мер на внешнеторговые отношения является косвенным, опосредованным. К таким мерам можно отнести систему кредитования и дотирования национальных производителей, установление технических стандартов (с завышенными требованиями).
Нетарифные ограничения классифицируются также по охвату стран или товаров, на которые они распространяются.58 Нетарифные меры могут применяться выборочно в отношении "отечественных и иностранных товаров, в отношении продукции отдельных производителей (объединений производителей), в отношении иностранных товаров, происходящих и/или импортируемых из отдельных стран (союзов государств). В связи с этим все меры нетарифного характера можно разделить на: 1) глобальные и 2) индивидуальные" . Ограничения первой группы применяются к любым товарам независимо от страны происхождения товара. В данном случае действуют общепринятые принципы международной торговли: режим наибольшего благоприятствования наций, национальный режим, принцип недискриминации. Нетарифные меры второй группы применяются, как правило, на основе двусторонних договоров и соглашений в отношении отдельно взятого участника внешнеэкономической деятельности. Они предусматривают какие-либо льготы для субъектов (например, индивидуальные импортные квоты), или, напротив, создают режим дискриминации в отношении иностранного производителя в случае угрозы национальной отрасли экономики, которая возникает вследствие импорта такого товара на условиях недобросовестной конкуренции (например, введение антидемпинговых, компенсационных, специальных мер).
С точки зрения действия во времени нетарифные меры можно разделить на временные и постоянные. 59Для временных мер характерно указание срока их применения, иногда норма предусматривает также наступление какого-либо события для окончания ее действия. Так, к временным мерам можно отнести антидемпинговые и компенсационные пошлины, защитные меры. Временные меры, в свою очередь, делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные (в данную группу входят также циклические, к примеру сезонные, ограничения).
Таковы основные классификации нетарифных ограничений, представленные в науке и практике. Очевидно, что каждая из рассмотренных классификаций обладает достоинствами и недостатками.
Таким образом,
исследование международно-правовых основ
нетарифного регулирования