Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

Любое правительство лишь тогда  правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и  контроль за исполнительной властью.

В Германии глава государства избирается особой коллегией – Федеральным собрание, куда входят все депутаты Бундестага.

В Италии глава государства избирается членами обеих палат парламента и делегатами областных советов.

В парламентской  республике глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра. Главе государства приходится назначать лидером правительства лицо, пользуется доверием парламента, поэтому пост премьер-министра занимает лидер партии. Это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент наделен широкими полномочиями, но его роль в гос-ве незначительна.

 

 

30. Смешанная форма правления (Франция)

Иногда встречаются смешанные  формы правления, парламентско- президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает различным. В соответствии с К-ей, разработанной под рук-ом президента Франции Ш. де Голля, власть през-та была усилена Т.О., что он стал центральной фигурой всего гос аппарата. Прежде всего, были ограничены законные полном-я парламента. Теперь он не имеет права принимать Законы по всем вопросам общ и гос жизни.. През-т рассматривается как арбитр в гос-ве: на него возлагается обяз-ть обеспеч-ть функц-я гос институтов. Он председательствует на офиц заседаниях прав-ва (хотя есть долж-ть премьер-министра).

Но все  же элементы респ-ки сохраняются. Парламент  м. принять резолюцию порицания  прав-ву, что влечет его уход в  отставку, но случаи применения такой  резолюции во Франции единичны. Но развитие Фр после Ш. де Голля (особенно в связи с «разделенным правлением») свидетельствует, что парламент усиливает свои полномочия, а влияние през-та ослабевает.

.

31. Монархия: сущность, виды, отличительные черты в разных странах

Монархия (от греч. Monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, султана, шаха, императора и т.д.). Это форма правления, при которой власть главы государства, монарха считается непроизводной от какой-либо другой власти, какого-либо другого органа или избирателей. Сам монарх формально считается источником государственной власти (властвует по собственному праву и занимает престол в порядке престолонаследия, как правило, пожизненно).

Монархии  существуют во многих развитых государствах (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Монако, Япония).

Монархии  подразделяются на два исторических типа— абсолютные и ограниченные (конституционные) монархии.

  • Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Власть монарха ничем не ограничена. Законы издаются монархом. Эта форма правления была характерна для рабовладельческой и феодальной формации. В настоящее время в мире сохраняются абсолютные монархии в Бахрейне, Брунее, Саудовской Аравии. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии.
  • Ограниченная (конституционная) монархия — особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена нормами конституции, имеется выборный законодательный орган — парламент и формально независимые суды. Конституционная монархия впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. В результате буржуазной революции. В современном мире в зависимости от степени ограничения власти монарха конституционные монархии разделяются на дуалистическую, парламентарную и выборную
    • Дуалистическая монархия — переходная форма правления, при которой полномочия главы государства ограничены в незначительной степени. Власть разделена между монархом и парламентом. Существует как бы двойственность власти. Монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту. При этом монарх обладает широкими полномочиями налагать абсолютное вето на парламентские законы.
    • Парламентарная монархия представляет собой гораздо более демократическую форму правления, при которой отсутствует какой-либо дуализм: права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти. Реальными полномочиями по осуществлению государственного управления, проведению самостоятельной внешней и внутренней политики он не обладает (Бельгия, Испания, Норвегия). Характеризуется она, прежде всего, тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Правительство при данной форме правления ответственно перед парламентом, которому по конституционным нормам принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Монарх лишен права самостоятельно осуществлять формально сохраненные за ним полномочия, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении правительства или отдельных министров. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое несет ответственность перед парламентом. Правительство формируется парламентом на основе большинства, его главой становится лидер парламентского большинства. В случае конфликта между парламентом и правительством (при выражении недоверия правительству) правительство либо уходит в отставку, либо может обратиться к монарху с просьбой о досрочном роспуске парламента. Такая ситуация встречается относительно редко, поскольку правительство опирается на парламентское большинство.
    • Особая разновидность монархии — выборная (или избирательная), сочетающая элементы монархии и республики. Малайзия: главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов (султанатов), входящих в эту федерацию.

 

32. Федерация в ЗС, ее общие черты и особенности

Федерация — это форма государственного устройства, представляющая собой сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное устройство.

В различных  странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. В этом случае говорят об асимметричности федерации (наличии некоторого неравенства в правовом статусе субъектов федерации).

В настоящее  время насчитывается более 30 федеративных государств (США, ФРГ, Бельгия). 

Выделяют  признаки федеративного государства  как абсолютного, так и факультативного  характера. К признакам, которые являются обязательными, относятся:

— добровольность объединения государственных  образований в единое государство;

— единая территория государства, образованная в результате вхождения территорий субъектов федерации;

— симметричный конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;

— разграничение компетенции между центром и субъектами федерации;

— наличие двухуровневой системы  законодательства (собственно федерации  и ее субъектов);

— существование самостоятельной  системы органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  федерации;

— наличие единого федерального гражданства.

К признакам факультативного характера, т. Е. необязательно присущим федерации, но встречающимся на практике в ряде государств, относятся:

— наличие собственной конституции  субъекта федерации;

— существование самостоятельной  судебной системы на регионально-субъектном уровне;

— возможность установления гражданства  субъекта федерации.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в полном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.

В случае нарушения  союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право  принятия принудительных мер по отношению  к субъекту федерации.

В зависимости  от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры  федерации различаются федерации, организованные на территориальной основе (США, Австралия, ФРГ), на национальной основе (Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Швейцария, Канада).

Принимая  во внимание виды правовых актов, учреждающих  федеративное государство, выделяют два  основных типа федерации:

  • Конституционные федерации создаются в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия)
  • договорные возникают на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, ОАЭ).

 

33. Основные способы разграничения полномочий между союзом и субъектами федерации

Необходимость разграничения предметов ведения  федерации и её субъектов обусловлена  тем, что и федерация в целом, и её субъекты обладают качествами государственности, что выявило необходимость отчертить грань в их полномочиях. 

Для разграничения  компетенции федерации и её субъектов используются два подхода: 

  • дуалистического федерализма – исключает совместные полномочия.
  • кооперативного федерализма – предполагает наличие совместных полномочий

Классификация способов разграничения полномочий: 

1) Исключительные полномочия федерации. Конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению её субъектов. Сама компетенция зачастую устанавливается путем перечисления вопросов, относящихся к её исключительному ведению.

2) Исключительные полномочия субъектов. Устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться, вопросы, которые органы субъекта федерации вправе решать самостоятельно и под свою ответственность.

3) Совместная компетенция федерации и субъектов. Установление двух сфер компетенции: федерации и её субъектов. Часто в конституции дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, но обычно чётко прописаны только федеральные полномочия, полномочия же субъектов охарактеризованы в «негативном плане»

4) Остаточные полномочия не охваченные ни одним из перечисленных элементов. В данном случае указывается компетенция федерации, её субъектов и совместная компетенция федерации и её субъектов.

 

34. Американская федерация

Центральным элементом американского федерализма  являются правомочия отдельных штатов определять свою собственную политическую структуру, впрочем, как и саму политику, а также воздействовать на федеральные органы государственной власти.

Американская  федерация состоит из 50 штатов и  федерального округа Колумбия. Под  суверенитетом США находятся зависимые территории, имеющие особый статус.

При анализе  американского федерализма необходимо учитывать императивный характер принципов и требований, обеспечивающих эффективное функционирование этой формы государственного строительства. К таким традиционным чертам относятся:

  • безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к правовым установлениям штатов;
  • наличие двух уровней управления (Федерации и ее субъектов), обеспечение распределения для каждого из этих уровней финансовых годовых доходов;
  • одинаковый равноправный конституционный статус субъектов Федерации;
  • четкое разграничение полномочий между центром и штатами. Причем полномочия Федерации имеют исключительный характер, а полномочия штатов — остаточный: это вопросы принятия собственной конституции, определения региональной системы органов государственной власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство.
  • конституционные гарантии территориальной целостности Федерации (отсутствие в Конституции права на выход штата из состава Федерации), подтвержденные несколькими решениями Верховного суда США; отнесение решения всех вопросов, касающихся защиты целостности государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, исключительно к подведомственности Федерации: только американский Конгресс имеет право набирать и содержать армию, флот, объявлять войну.

Вместе с  тем имеются определенные особенности в государственном устройстве США, обусловленные историческими, географическими, этническими и иными факторами:

  • выделен особый регион — федеральный округ Колумбия,  имеющий специальный статус столичного округа. Такое выделение статуса объясняется месторасположением правительства и его органов и соответственно сосредоточением важнейших финансовых и административных ресурсов, что безусловно ставит эту территорию в особое положение;
  • присутствует достаточно широкий круг полномочий штатов в сфере собственной внутренней политики (штаты сами определяют электорат, устанавливают обязательные требования прохождения партийных кандидатов на государственные посты через праймэриз (первичные выборы).
  • судебная система включает федеральные суды и суды штатов;

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»