Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка
1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).
Любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.
В Германии глава государства избирается особой коллегией – Федеральным собрание, куда входят все депутаты Бундестага.
В Италии глава государства избирается членами обеих палат парламента и делегатами областных советов.
В парламентской республике глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра. Главе государства приходится назначать лидером правительства лицо, пользуется доверием парламента, поэтому пост премьер-министра занимает лидер партии. Это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент наделен широкими полномочиями, но его роль в гос-ве незначительна.
30. Смешанная форма правления (Франция)
Иногда встречаются смешанные формы правления, парламентско- президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает различным. В соответствии с К-ей, разработанной под рук-ом президента Франции Ш. де Голля, власть през-та была усилена Т.О., что он стал центральной фигурой всего гос аппарата. Прежде всего, были ограничены законные полном-я парламента. Теперь он не имеет права принимать Законы по всем вопросам общ и гос жизни.. През-т рассматривается как арбитр в гос-ве: на него возлагается обяз-ть обеспеч-ть функц-я гос институтов. Он председательствует на офиц заседаниях прав-ва (хотя есть долж-ть премьер-министра).
Но все же элементы респ-ки сохраняются. Парламент м. принять резолюцию порицания прав-ву, что влечет его уход в отставку, но случаи применения такой резолюции во Франции единичны. Но развитие Фр после Ш. де Голля (особенно в связи с «разделенным правлением») свидетельствует, что парламент усиливает свои полномочия, а влияние през-та ослабевает.
.
31. Монархия: сущность, виды, отличительные черты в разных странах
Монархия (от греч. Monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, султана, шаха, императора и т.д.). Это форма правления, при которой власть главы государства, монарха считается непроизводной от какой-либо другой власти, какого-либо другого органа или избирателей. Сам монарх формально считается источником государственной власти (властвует по собственному праву и занимает престол в порядке престолонаследия, как правило, пожизненно).
Монархии существуют во многих развитых государствах (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Монако, Япония).
Монархии подразделяются на два исторических типа— абсолютные и ограниченные (конституционные) монархии.
32. Федерация в ЗС, ее общие черты и особенности
Федерация — это форма государственного
устройства, представляющая собой сложное
государство, состоящее из государственных
образований, обладающих определенной
политической самостоятельностью. Составляющие
федеративное государство государственные
образования (штаты, земли, провинции)
являются субъектами федерации и имеют
свое собственное административно-
В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. В этом случае говорят об асимметричности федерации (наличии некоторого неравенства в правовом статусе субъектов федерации).
В настоящее время насчитывается более 30 федеративных государств (США, ФРГ, Бельгия).
Выделяют признаки федеративного государства как абсолютного, так и факультативного характера. К признакам, которые являются обязательными, относятся:
— добровольность объединения государственных образований в единое государство;
— единая территория государства, образованная в результате вхождения территорий субъектов федерации;
— симметричный конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;
— разграничение компетенции
— наличие двухуровневой системы законодательства (собственно федерации и ее субъектов);
— существование самостоятельной
системы органов
— наличие единого федерального гражданства.
К признакам факультативного характера, т. Е. необязательно присущим федерации, но встречающимся на практике в ряде государств, относятся:
— наличие собственной
— существование самостоятельной судебной системы на регионально-субъектном уровне;
— возможность установления гражданства субъекта федерации.
Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в полном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.
В случае нарушения
союзной конституции или
В зависимости
от роли национального (лингвистического)
фактора в определении
Принимая во внимание виды правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации:
33. Основные способы разграничения полномочий между союзом и субъектами федерации
Необходимость
разграничения предметов
Для разграничения компетенции федерации и её субъектов используются два подхода:
Классификация способов разграничения полномочий:
1) Исключительные полномочия федерации. Конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению её субъектов. Сама компетенция зачастую устанавливается путем перечисления вопросов, относящихся к её исключительному ведению.
2) Исключительные полномочия субъектов. Устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться, вопросы, которые органы субъекта федерации вправе решать самостоятельно и под свою ответственность.
3) Совместная компетенция федерации и субъектов. Установление двух сфер компетенции: федерации и её субъектов. Часто в конституции дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, но обычно чётко прописаны только федеральные полномочия, полномочия же субъектов охарактеризованы в «негативном плане»
4) Остаточные полномочия не охваченные ни одним из перечисленных элементов. В данном случае указывается компетенция федерации, её субъектов и совместная компетенция федерации и её субъектов.
34. Американская федерация
Центральным
элементом американского
Американская федерация состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Под суверенитетом США находятся зависимые территории, имеющие особый статус.
При анализе
американского федерализма
Вместе с тем имеются определенные особенности в государственном устройстве США, обусловленные историческими, географическими, этническими и иными факторами:
Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»