Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка
1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).
Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институционализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма.
20. Финансирование политических партий
Этот элемент правового статуса политических партий приобрел в нынешнем веке исключительно важное значение. Финансирование к настоящему времени стало в ряде стран конституционно-правовым институтом, задача которого заключается, с одной стороны, в ограничении возможностей монополизации выборов крупным капиталом и, с другой – в создании финансовых возможностей участия в выборах для новых партий .
Законодательство, как правило, регламентирует источники финансовых поступлений партиям. Такими источниками служат обычно взносы членов партии, поступающие в ее адрес пожертвования, доходы от разрешенной хозяйственной деятельности и, наконец, государственные субсидии.
Членские взносы взимаются не всеми политическими партиями. Если взносы и существуют, то, как правило, составляют небольшую долю доходов партии.
Пожертвования физических и юридических лиц – основной источник доходов партии. Закон обычно ограничивает максимальный размер пожертвований, запрещает пожертвования иностранных государств и лиц и анонимные пожертвования, а также устанавливает особые формы отчетности в случае крупных пожертвований. Например, французский Органический закон о финансовой гласности политической жизни установил предельную сумму дарений для физических лиц в 20 тыс. франков, а для юридических лиц – в 50 тыс. франков. Дарение на сумму свыше 2 тыс. франков подлежит оформлению посредством чека. Во многих странах (Италии, Венгрии) запрещается финансирование партий государственными органами, учреждениями и организациями.
Доходы партий от хозяйственной деятельности – это доходы от предприятий партии, от партийного имущества и от пропагандистской деятельности. Многие государства освобождают эту деятельность от налогообложения или смягчают его, хотя подчас ограничивают партии в возможностях предпринимательской деятельности, не связанной напрямую с их уставными задачами (Болгария, Венгрия, Италия, Мексика, Франция и др.). Например, согласно венгерскому Закону о деятельности партий и ведении ими хозяйства партиям разрешается:
а) издание и распространение публикаций, предназначенных для политических целей и ознакомления с деятельностью партий, изготовление значков с партийными символами и других подобных предметов и организация партийных мероприятий;
б) использование
и отчуждение находящегося в их собственности
движимого и недвижимого
В этих рамках сбыт произведенных товаров и предоставление услуг освобождаются от налога с оборота и от налога на общества..
Законодательство подробно регулирует систему государственного субсидирования политических партий (разумеется, там, где такая система существует). Например, испанский Закон о политических партиях установил следующие правила государственного субсидирования политических партий. Каждая партия ежегодно получает сумму, пропорциональную числу голосов, полученных ею на выборах в обе палаты парламента, и числу мест в каждой из палат. В Генеральном бюджете государства указывается лишь общая сумма, ассигнуемая на эти цели. Порядок субсидирования партий, входивших на выборах в федерации или коалиции, определяется актом Правительства.
Для представления отчетов об использовании партиями финансовых средств законы обычно устанавливают сроки и определяют форму отчетных документов. Сроки эти различны в разных странах – от 1 (Италии) до 9 (германия) месяцев. Нередко предусматривается требование опубликования отчетов.
Контроль
за финансами политических партий осуществляется
различными органами: в Австрии –
комиссией при министерстве внутренних
дел, в США – Федеральной
Ответственность политических партий за финансовые нарушения и злоупотребления обычно достаточно строга: штрафные санкции и изъятие неправомерно полученных сумм и имущества в пользу государства, в некоторых странах – лишение партии права на получение государственных субсидий.
21. Политические партии в избирательном процессе.
Избирательный процесс выступает как форма реализации субъективного и объективного избирательного права, представляющая важнейшую процедуру осуществления народовластия. Под избирательным процессом как политико-правовой категорией принято понимать урегулированную законами деятельность органов, групп избирателей, политических партий, общественных объединений по подготовке и проведению выборов в государственные институты и муниципальные органы.
Основными способами выдвижения кандидатов традиционно выступают:
— самовыдвижение;
— выдвижение избирателями;
— выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.
Партии, будучи необходимым
компонентом общественно-
— представительская —
выражение интересов
— социализаторская — вовлечение части населения в число своих членов или сторонников;
— идеологическая — разработка
привлекательной для
— коммуникативная — поддержание устойчивых связей, в том числе и обратной связи, между правящими кругами, институтами публичной власти и населением, избирателями. Партийные организации ориентируются и в определенной мере воздействуют на общественное мнение;
— собственно организационно-политическая — участие в борьбе за власть (подбор, выдвижение кадров и обеспечение условий их деятельности).
22. Многопартийность, ее причины. Понятие и виды партийных систем
Многопартийность — наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы.
Многопартийность характеризуется рядом признаков. Прежде всего, партии должны представлять собой часть общества, класса или социального слоя, наиболее полно выражая их стремления и потребности.
Причины возникновения многопартийности:
— сложная социальная структура и дифференциация современного общества;
— неоднородность идеологии, системы господствующих социально-политических ценностей;
— наличие развитых многовековых традиций политического плюрализма и свободомыслия (Северная Америка, Великобритания, Франция).
Партийная система - совокупность полит.партий, существующих в конкретном государстве и образующих определенную конфигурацию внутри полит.системы и остающуюся неизменной на протяжении длительного времени. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти.
Существует два основных критерия к классификации партийных систем: количественный и качественный 1. По количеству:
а)двухпартийная система (Великобритания);
б) система двух с половиной партий (ФРГ) - фактически господствует две партии но не одна из них не может сформировать большинство, поэтому обращаются к третьей партии;
в) ПС где крупной партии противостоят ряд менее крупных партия (Ирландия, Швеция);
г) двухблоковая ПС (Дания, Франция) - несколько партий в существующих двух блоках (консерваторы и либералы);
д) ПС с постоянным правлением одной или группы партий, время от времени меняющая своих союзников (Нидерланды, Италия) - одна партия либо коалиция, для формирования большинства которым требуются союзники;
е) ПС правительственного меньшинства - партии занимающие меньшинство в парламенте;
ж) партийная система неустойчивых коалиций.
2. По качеству:
а) фактические системы;
б) формальные системы.
3. По количеству и качеству в совокупности:
а) ПС с одной партией (бывшие СР, Албания)
б) Система с партией, осуществляющей гегемонию – превосходство в силе влияния (Мексика)
в) система с доминирующей партией (Япония, Индия) - фактическая демократия и много партий но доминирует одна партия
г) Двухпартийная система простого плюрализма (США, Великобритания, Канада) - не категоричные разногласия м\у партиями
д)
система ограниченного
е) система крайнего поляризованного плюрализма (Италия, Нидерланды)- значительные разногласия м\у идеологиями немногочисленных представленных партий
ж) система умеренного плюрализма – наличие большого кол-ва партий, радикальное отличие в идеологии.
23. Партийная система США
В США во второй половине XIX в. сформировалась уникальная двухпартийная система, существующая и по сей день и не имеющая аналогов в современном мире. Ее качественная сторона состоит в том, что на всех трех уровнях власти — общенациональном, региональном (штатном), местном — господствуют и соперничают друг с другом ведущие буржуазные партии: демократическая и республиканская. Их конкуренция и взаимодействие обеспечивают социально-политическую стабильность в обществе. По социальной базе и идейной направленности это крупные, пользующиеся широкой поддержкой центристские либеральные партии, проповедующие традиционные американские ценности.
Партии сконструированы как «партийные машины», так каких целью и смыслом существования является борьба за завоевание власти на регулярно проводимых и многочисленных выборах. Они не имеют четких партийных программ. Их роль частично выполняют предвыборные манифесты, принимаемые на съездах республиканской и демократической партий, посвященных выдвижению кандидатов в президенты и вице-президенты. Правящую партию определяют по тому - чей лидер находится в Белом Доме, другая автоматически становится оппозиционной. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования других партий.
В США в общенациональном масштабе нет специальных законов о партиях, хотя и урегулированы некоторые внешние аспекты деятельности политических организаций, участвующих в выборах.
Можно обозначить некоторые различия между республиканской и демократической партиями.
1. По времени возникновения. Сначала возникла демократическая (1828 г.), а затем уже республиканская партия (1854 г.).
2. По отношению к пределам государственного вмешательства в регулирование социально-экономических процессов. Традиционно демократы выступают за более активную роль государства в этой сфере, нежели их конкуренты.
3. По представительству социально-экономических интересов. В глазах общественности партией «большого бизнеса» выступают республиканцы, хотя и демократическая партия пользуется поддержкой богатых людей, в том числе и крупных предпринимателей.
Все другие партии (партия реформ, коммунистическая, социалистические, которых несколько, социал-демократы США и др.) — маловлиятельные и не являются серьезной политической силой. Компартия весьма малочисленна и никогда не запрещалась властями. В последние годы набирают силу политизированные организации «зеленых», пропагандирующие популярные экологические и социальные лозунги.
24. Партийная система Великобритании
Считается, что первые политические партии (протопартии) возникли в этой Великобритании во второй половине XVIII в. Великобритания — это государство с развитыми проявлениями политического и идеологического ерхрализма, хотя там и отсутствует разветвленное кодифицированное законодательство о партиях.
В стране утвердилась двухпартийная политическая система, основанная на конкуренции и взаимодействии буржуазной консервативной и левоцентристской лейбористской партий. На общенациональном уровне действует около 10 партий. Важное место в общественно-политической жизни занимает лейбористская (от англ. Labour — рабочая) партия. Одна из задач, поставленная при создании партии — представительство и защита лиц наемного труда в Парламенте, других органах государственной власти. Лейбористы неоднократно побеждали на выборах и формировали Правительство. Современные лейбористы защищают интересы не только рабочих, но и мелких предпринимателей и служащих, т. Е. постепенно превращаются в народную политическую организацию, раздвигая социальные барьеры и стереотипы. Лейбористская партия в организационном отношении представляет собой некую федерацию, состоящую как из коллективных членов (членов тред-юнионов и различных обществ), так и лиц, входящих в эту организацию на основе индивидуального членства.
Рабочий орган партии — национальный исполком, избираемый на ежегодной осенней партконференции. Однако реальная власть сосредоточена в руках лидера партии, который в случае победы на выборах становится Премьер-министром.
Основным соперником лейбористов являются консерваторы (неофициальное название — тори). Официальное наименование — Национальный союз консервативных и юнионистских организаций. Они организационно оформились в 1867 г. Первоначально консервативная партия выражала интересы крупных землевладельцев и духовенства, а впоследствии — буржуазии. Она проповедует традиционные правоконсервативные идеалы и ценности, но учитывает при этом ≪британскую специфику≫. Консерваторы имеют сильные позиции в Парламенте, региональных органах власти и в муниципалитетах, пользуются поддержкой крупного капитала.
Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»