Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, шпаргалка
1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная сила МП
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности
1. Понятие, объект,
функции, юридически
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности
1. Специфика предмета регул-я м/нар отн-я публичные-властные отн-я субъектов суверенных гос-в, ни 1 из кот не имеет суверен власти над другим.
2. особ-ть круга субъектов МП:все субъекты –публично-властные коллект образования,к-е извне выступают как единое лицо (1.-гос-во.2-м/нар правит орган-и ООН и др.3-нац-освободит движения-нации,либо народы, борющиеся за независимость-организация осбожд-я Палестины.4-госуд.подобные образования-вольный город или своб тер-рия (сейчас нет Зап Берлин),5-святой престол-Ватикан 6-Мальтийский Орден.
3. специфика состава источников
-не соотносятся по юрид силе 9нет иерархии источников)
-м/нар договор,м/нар правовой обычай,правотворч решения м/нар организаций
4. особ-ть процесса нормообразования- рез-т согласования воль субъектов МП. Согласие д.б. не только в отн-и содержания правового предписания,но и формы его закрепления и придания ему юр.силы
5. особ-ть процессов принуждения (легального) в МП-обесп-т сами участники
Кнтрмеры(гос-ва),санкции(
В м/нар-правовых нормах находит отражение сложный процесс взаимодействия государств, постоянного преобразования общественных отношений.
Складывающееся на их основе правосознание
находит отражение в
Закономерности развития МП в принципе соответствуют закономерностям м/нар отн-й. Формируясь под влиянием м/нар отношений,МП само оказывает на них активное воздействие.
МП выполняет в м/нар отн-ях координирующую функцию. С помощью его норм гос-ва устан-т общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.
Регулирующая ф-я МП проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.
МП содержит нормы, к-е побуждают гос-ва следовать определенным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная ф-я.
Наконец, в МП сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной ф-и МП.
Система МП — Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.
В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.
Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:
1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;
2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;
3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;
4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.
Классифицировать отрасли
В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.
Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.
Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.
Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права
2. Источники и нормы МП. Межд правотворчество
Ист-ки МП-это внешняя форма выражения м/нар-правовой нормы.
Особенности источников МП:
- отсутствие иерархии
- они точно также как и норма явл-ся рез-том согласования воль участников
- отсутствует единство мнения относит-но перечня источников международного права, ДОКТРИНАЛЬНАЯ СУМЯТИЦА, знаете ли..
Виды источников МП (догвор, обычай, правотворчетво межд орг-ций)
Межд договор (Венская конвенция – 1969) – это письменное соглашение м-ду гос-вами и (или) межд правительственными организациями, вне зависимости содержится ли оно в одном либо более связанных м-ду собой документах, а также вне зав -ти от его конкретного наименования.
Межд договор (доктринальное определение) – соглашение м-ду субъектами международного права, устанавливающее для них взаимные обяз-ва и регламентированное международным правом. (Состав уч-ков: только тот кто может заключать дог-р. Явл-ся правовым актом).
Состав договора: Преамбула, осн часть, заключит часть. В преамбуле – цель, состав первоначальных участников. В осн части перечисл-ся обяз-ва сторон. Заключит часть устанавливает режим действия договора: способ согласия на обязательность договора; вступление в силу – момент, точная дата, событие; устан-ся срок действия, порядок продления; опред-ся можно ли формулировать к договору оговорки; правила о депозитарии (официальный хранитель текста договора) и др. моменты.
Вид источников: международно-правовой обычай – это доказ-во общей практики за которым признана юридическая обязательность. Указывает на наличие двух критериев (они же стадии): практика, признание юр силы. Практика д.б. стабильной и неизменной при возникновении сходных обстоятельств.
Доказательства практики:
- тексты международных
- дипломатическая переписка (
- национальное законодательство
- решения национальных и
- практика международных
- мнения национальных
Придание юр силы:
1 способ. Явное признание. Гос-во официально делает заявление. 2 способ. Молчаливое признание. Если гос-во не заявило прямо и недвусмысленно протеста, значит оно признало его юридическую силу. 3-й вид источников. Правотворческие решения международных орг-ций. Только учр акт орг-ции опред-ет явл-ся ли правотворческое решение обязат-м и является ли оно нормативным.
Международное правотворчество
- финальный
результат процесса м/нар правообразования,
выработка и утверждение новых правовых
норм. М/нар. правообразование – это глубокий
и всесторонний процесс формирования
норм и принципов МП, носящий объективно
необходимый хар-р, правовая реакция мирового
сообщества на потребности обществ. практики.
М/нар правотворчество – это особая и
довольно сложная форма деят-ти субъектов
МП, направленная на создание и дальнейшее
совершенствование, изменение или отмену
м/нар-прав норм. В связи с тем, что центральным
элементом м/нар правотворчества явл.
согласование воль гос-в, что явл. чрезвычайно
непростым процессом, можно говорить о
формировании в практике м/нар отнош-й
организац-правового механизма правотворчества,
к элементам к-го следует отнести м/нар
переговоры, м/нар организации и органы,
м/нар конференции. Формы м/нар правотворчества:
Договорный и обычный путь формирования
норм МП. Особенности м/нар правотворчества:
1. В результате согласования воль субъектов
МП.
2. У всех субъектов свои, подчас противоречащие, интересы.
Основанием норм МП является осознание
государствами необходимости
Метод внутригосударственного правотворчества
заключается в принятии государством
правовых норм либо санкционировании
юридического действия иных социальных
норм с целью надлежащей реализации
норм МП. Принимаемые либо санкционируемые
государством нормы могут как
полностью или частично повторять
правила, закрепленные в источниках
МП, так и содержать иные правила,
способствующие реализации государством
его международно-правовых обязательств.
При осуществлении
3. Взаимодействие МП и внутригосударственного права
Существует две теории относительно соотношения МП и внутригосударственного права(далее ВГП): дуалистическая и монистическая. Дуалистическая теория основывается на том, что МП и ВГП это две разные правовые системы. Монистическая теория – исходит из соединения МП и ВГП в единую правовую систему. Следует отметить, что дуалистическая теория более четкая, способная ограничить МП от ВГП. Так, согласно дуалистической теории, субъектами МП являются государства, нации и м/н организации, а субъектами ВГП явл физические и юридические лица. Механизм взаимодействия МП с ВГП выглядит след образом: - трансформация – осуществление государством норм МП посредством издания национальных нормативных актов(например, акт о ратификации м/н договора) - рецепция – нормы национального права текстуально повторяют нормы МП, конкретизируют их, учитывая особенности соц строя гос-ва. - инкорпорация – включение норм МП в ВГП - отсылка – во внутреннем акте гос-ва может быть применена отсылка к МП. Для формирования устойчивой правовой системы необходимо чтобы ВГП было согласовано с МП. Отечественная международно-правовая доктрина и законодательство РФ придерживается в целом дуалистической концепции.
К РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы МП и междунар. договоры РФ являются сост. частью ее прав. системы. Если международным договором РФ установленные иные правила, чем предусмотренные законом, то применяется правила международного дог.
В России может применяться не только международно-прав. нормы, но и нормы права иностранных государств.
Прав. Система РФ – представляет собой совокупность применяем. в нашей стране прав. норм (норм права РФ, международного и ин. права).
4. Толкование норм МП - это выяснение содержания нормы, ее целей, связей с иными нормами и ее юр харак-к. Посредством толкования субъекты выясняют содержание нормы и возможные последствия ее применения. В ходе применения руков-ся достигнутым пониманием и корректируют его в свете определенных нормой целей. ТН МП предст собой науку и искусство, требует использования широкого спектра знаний: юриспруденции, логики, истории, грамматики, теории систем и информатики, политологии, а также специальных отраслей, например экономики и др. Велико и полит значение толкования. Осн.3подхода- объективистский, субъективистский и функционалистский. Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но лишь той, что нашла закрепление в тексте. Субъективисты видят гл з-чу в выяснении намерений ст-н, кот далеко не всегда выражены в тексте полностью. Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отходит от первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Гл з-ча - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте, в подготовительных материалах или в последующей практике. Стоящие п/д толкованием задачи опред-ся объектом толкования, т.е. межд-прав нормой. Если норма находит выражение в тексте, то именно текст служит осн.средством толк-я.
Средства толк-я определены Венской конвенцией о праве межд договоров, кот поделила их на основные и дополн-е. К осн-м отнесен контекст договора в шир понимании этого термина. К доп. средствам толкования отнесены подготовительные материалы и обстоятельства заключения договора.
На 1место Венская конвенция ставит принцип добросовестности. Толк-е д.б. добросовестным, т.е. честным, учитывающим интересы всех заинтер-х сторон и направлены на выявление реального содержания нормы.
Пр-п единства толкования требует, чтобы норма понималась единообразно во всех случаях, применительно ко всем субъектам.
Принцип эффективности требует, чтобы результаты толкования вели к достижению целей нормы, делали ее действенной.
Способы толкования: *грамматическое - это уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с точки зрения этимологии, лексики, синтаксиса и даже стилистики данного языка;