Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная сила МП
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности

Вложенные файлы: 1 файл

МП Арт 34.docx

— 111.82 Кб (Скачать файл)

Правопреемство в отношении  государственной собственности  предполагает, что переход государственной  собственности от государства-предшественника  к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено  соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении  государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят  к новому независимому государству  от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении  государственных долгов зависит  от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства  или новое независимое государство. Долг государства-предшественника  переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

 

 

 

12.Население государства. Дипломатическая защита

Население - это сов-сть индивидов, проживающих (и пребывающих) в данный момент на территории того или иного гос-ва. Гос-во и индивид имеют взаимные права и обяз-ти по отношению друг к другу. Правовые категории нас-я: граждане дан.гос-ва, иностранцы, лица без гражд-ва (апатриды). Промежут.категория - это лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды). Они входят в число граждан соотв-х гос-в.

Иностранец – это физическое лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и обладающее гражданством другого государства.

Иностранец находится под полной территориальной юрисдикцией страны пребывания и страны гражданства. Дипломатическая  защита, оказываемая иностранцам  государством их гражданства, осуществляется консульскими учреждениями.

Правовое положение иностранцев  регулируется внутригосударственным  правом и международными договорами.

Существует три вида режима иностранцев:

1) национальный режим;

2) режим наибольшего благоприятствования;

3) специальный режим.

Национальный режим – это  уравнивание иностранцев в определенной области общественных отношений  с гражданами государства пребывания.

Режим наибольшего благоприятствования  – это предоставление иностранцам  прав, какие предусмотрены для  граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного  государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении.

На иностранцев распространяются также и обязанности, иностранцы подлежат уголовной, административной, гражданской ответственности государства, под юрисдикцией которого они  находятся.

Специальный режим – это предоставление иностранцам в какой-либо области  определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены  в данной области для иных иностранных  граждан, находящихся в данном государстве. Иностранец может пользоваться правами  или выполнять обязанности, вытекающие из его гражданства, лишь в той  мере, в какой это допускает  государство пребывания.

Чаще всего иностранцы не несут воинской обязанности, не обладают избирательным правом, не могут избираться на высокие государственные должности, но могут добровольно служить в иностранных вооруженных силах.

Иностранцы не подвергаются наказанию  на территории государства пребывания и высылаются в государство гражданства. В международном праве существует общепризнанная норма, согласно которой  иностранец не может привлекаться к  уголовной ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные им в каком-либо другом государстве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Обязанность выдачи лиц, совершивших  преступления, существует лишь на основе договоров между государствами.

 

 

13.Территория государства.

Государственная территория – пространства, в пределах которых государства  осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное  пространство.

Водное пространство – это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которых принадлежат данному  государству), принадлежащие государству  части пограничных рек и озер, внутренние морские воды и территориальное  море, т. е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство – это часть  воздушного пространства, находящаяся  над сухопутной и водной территориями государства. Предел высоты воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространства. Такая линия на международном  уровне не определена. Каждое государство  самостоятельно определяет правовой статус своей территории. На основании специальных  международных договоров государство  может предоставить определенную совокупность прав по использованию отдельных  частей своей территории иностранным  государствам, их юридическим или  физическим лицам. У государств может  возникнуть потребность в транзите через территорию другого государства, когда принадлежащий государству  регион отделен от основной территории государства территорией другого  государства. Такой регион называется анклавом.

Государственная граница – это  линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы  государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).

Процесс установления границ включает в себя две стадии:

1) делимитацию – это определенное в договоре общее направление прохождения границы и нанесение ее на карту;

2) Демаркацию – это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Эта деятельность осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей определенных государств.

 

 

 

14.Международные организации как субъекты МП

Отдельную группу субъектов международного права составляют международные организации, играющие существенную роль в сотрудничестве государств и развитии многосторонней дипломатии. Следует особо отметить, что термин «международные организации» употребляется применительно и к международныммежправительственным, и к международным неправительственным организациям. Однако между ними существуют принципиальные отличия. 
Для международной межправительственной организации свойственны следующие признаки: 
1) членство независимых государств; 
2) наличие учредительного международного договора (устава); 
3) наличие постоянно действующих органов, представляющих данную организацию; 
4) признание и уважение суверенитета государств, являющихся ее членами. 
Резюмируя указанные признаки, можно сделать вывод о том, что международная межправительственная организация — это добровольное объединение независимых государств, созданное на основе международного договора (устава) в целях достижения общих целей, имеющее постоянно действующие органы и функционирующее в общих интересах государств, являющихся его членами при соблюдении и уважении их суверенитета. Международная межправительственная организация всегда выступает субъектом международного права. 
Международные неправительственные организации создаются на основе свободного и добровольного объединения физических и юридических лиц разных государств (в отличие от межправительственных, где инициаторами создания выступают уполномоченные лица государства). Цель их создания аналогична межправительственным – достижение определенного результата, сотрудничество, развитие научных достижений и т.д. К наиболее известным относятся: Всемирная федерация научных работников, Лига обществ Красного Креста, Ассоциация международного права, Гринпис и др. Данная группа международных организаций субъектами международного права не является. 
Международные межправительственные организации, выступая вторичными, производными субъектами международного права, учреждаются на основе волеизъявления независимых государств. Процесс образования международной организации, как правило, проходит три стадии: 
1) принятие учредительного документа, устанавливающего цели, задачи, полномочия и структуру организации; 
2) установление организационной структуры организации; 
3) образование главных органов, подтверждающих начало функционирования организации. 
Основы классификации международных организаций могут быть различны. 
1) По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. 
2) По кругу участников международные организации делятся на: 
а) универсальные (всеобщие), открытые для вступления всех государств мира (например, ООН и ее специализированные учреждения); 
б) региональные, членами которых могут быть государства только одного региона (например, Лига арабских государств, Организация американских государств и др.). 
3) В зависимости от характера компетенции межгосударственные организации подразделяются на: 
а) международные организации общей компетенции, затрагивающих все сферы международных отношений: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ); 
б) международные организации специальной компетенции, ограничивающие сотрудничеством в одной специальной сфере (например, ВОЗ, Международная организация труда, Всемирный почтовый союз и др.). 
4) в зависимости от порядка вступления выделяются открытые (каждое государство вправе быть членом по своему усмотрению) и закрытые (вступление возможно только с согласия первоначальных членов).

 

15.Региональные  международные организации: ОБСЕ, Совет Европы, СНГ, ЕС.

Наряду с универсальными международными организациями в  теории международного права выделяют региональные организации. Называются они так, потому что их членами  являются государства определенного  географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального  сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано рядом государств из числа бывших республик СССР. Его учредительными документами  являются Соглашение о создании Содружества  Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной.

Целями Содружества являются:

1) осуществление сотрудничества  в политической, экономической, экологической,  гуманитарной, культурной и иных  областях;

2) создание общего экономического  пространства;

3) обеспечение прав и  основных свобод человека в  соответствии с общепризнанными  принципами международного права  и документами ОБСЕ;

4) сотрудничество между  государствами-членами в обеспечении  международного мира и безопасности  и осуществлении разоружения;

5) содействие гражданам  государств-членов в свободном  общении, контактах и передвижении  в Содружестве;

6) взаимная правовая помощь  и сотрудничество в других  сферах правовых отношений;

7) мирное разрешение споров  и конфликтов между государствами  Содружества (ст. 2 Устава СНГ).

В Уставе признается наличие  интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991 г.:

1) обеспечение прав и  основных свобод человека;

2) координация внешнеполитической  деятельности;

3) сотрудничество в формировании  и развитии общего экономического  пространства, общеевропейского и  евразийского рынков;

4) таможенная политика;

5) сотрудничество в развитии  систем транспорта и связи;

6) охрана здоровья и  окружающей среды;

7) вопросы социальной  и миграционной политики; борьба  с организованной преступностью;

8) сотрудничество в области  оборонной политики и охраны  внешних границ.

Высшим  органом Содружества является Совет  глав государств, который уполномочен  обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью  членов СНГ в сфере их общих  интересов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Созданы координационные  органы СНГ: в области внешнеполитической деятельности - Совет министров иностранных  дел; в области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества - Совет министров обороны, Главное  командование Объединенных вооруженных  сил, Совет командующих пограничными войсками. Предусмотрены также координационные  органы отраслевого сотрудничества.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный  комитет, способствует реализации договоренностей  по конкретным направлениям экономических  взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества.

Совет Европы - международная региональная организация, объединяющая страны Европы. Устав  Совета был подписан в Лондоне 5 мая 1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г.

Целями  Совета Европы, в соответствии с  его Уставом, являются: защита прав человека и расширение демократии; сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения; сближение всех стран Европы.

Главные органы Совета Европы - Парламентская Ассамблея и Комитет  министров, состоящий из министров  иностранных дел. Парламентская  Ассамблея состоит из представителей парламентов государств - членов Совета Европы. Каждая национальная делегация  формируется таким образом, чтобы  она представляла интересы различных  политических кругов своей страны, включая оппозиционные партии.

Парламентская Ассамблея  проводит свои пленарные заседания  три раза в год. Она принимает  большинством голосов рекомендации Комитету министров и правительствам государств-членов, которые ложатся  в основу конкретных сфер деятельности Совета Европы.

Комитет министров проводит сессии два раза в год, а также  регулярно собирает специальные  или неформальные совещания. Он обсуждает  политические аспекты сотрудничества, вырабатывает программу деятельности Совета Европы, утверждает текущий  бюджет, рассматривает рекомендации Парламентской Ассамблеи, принимает  на основе принципа единогласия политические рекомендации правительствам стран-членов. Рекомендации подлежат ратификации  и вступают в силу только в отношении  ратифицировавших их стран.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"