Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, шпаргалка
1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная сила МП
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности
Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
В соответствии
с Уставом ООН государства
обязаны «осуществлять
Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
Данный
принцип возник в форме международно-
Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».
Данный
принцип распространяется только на
действительные соглашения. Считается,
что принцип возник с 1648 года (Вестфальское
соглашение после тридцатилетне
8.Субъекты МП: нетипичные Субъект международного права это только те нация или народ, борющиеся за свое освобождение, которые в процессе освободительной борьбы создают властные структуры, способные выступать от имени всей нации в межгосударственном общении.
Первичные и производные субъекты МП. Первичные: Гос-во и нац-но освободит движения. Производные: создается другими – международные правительственные организации, гос-нно-подобные образования также создавались первичными субъектами. Права субъектов: на международное общение, на мир и мирное существование, на участие в международном договоре, на участие в работе международных организаций и конференций, на иммунитет (неподчинение юрисдикции других государств), на нейтралитет (постоянный и временный), на самооборону в случае вооруженного нападения, на применение контрмер к правонарушителю добровольно не исполняющему свои обязанности. Обязанности субъектов из императивных норм общего межд права: Воздерживаться от применения угрозы, Не вмешиваться во внутренние дела др гос-ва.
Этот перечень прав и обязанностей принадлежит любому гос-ву независимо от его формы, соц-ной правовой идеологической или иной системы, вне зав-ти от его места кот-е оно занимает на международной арене.
Виды субъектов: 1. Гос-во (ВСЁ, ЧТО ВЫШЕ ЭТО ПРО ГОС-ВО), 2. Международные правительственные организации. Межд прав орг-я это объединение субъектов межд-го права на договорной основе для достижения определенных целей и вып-я конкр функций, кот-я отличается стабильностью институциональной структуры и постоянством существования во времени. Международные неправительственные (не субъекты?)- это объединения физических лиц и организаций двух и более государств, созданное не на основе международного договора и не преследующая цели извлечения прибыли. Примеры: межд олимпийский комитет, гринпис, организация врачи без границ. Правосубъектность: функциональная, все члены наделяют её только теми правами и полномочиями кот-е необходимы ей для эфф-го выполнения св-х ф-ций и достижения поставленных целей. Перечень всех полномочий – в уставе.
Условия обладания скрытыми полномочиями: 1.Если это полномочие необходимо для выполнения ф-ций и достижения целей орг-ции, 2.Содержание этого полномочия не может противоречить межд-му праву (императивным нормам). 3. Против обладания этим полномочием не должны возражать члены этой орг-ции (если ни один член не заявил протеста - значит согласились).
Договорная правоспособность (право на заключение межд дог-ров). Национально-освободительные движения 60-70 гг прошлого века: Право на самостоятельное определение политического статуса в случаях если такое самоопределение невозможно в рамках существующего гос-ва; Когда подвергается дискриминации которая имеет характер государственной политик; При этом невозможно исправить сложившуюся ситуацию поскольку представители этой нации или народа отстранены от участия в управлении гос-вом. (отстраняются путем лишения избирательного права); Дискриминации: геноцид, апартеид (уголовные преступления); Сецессия. Критерии нац-но освободительного движения: - Правомерная реализация права через отделения или иным образом получение свободного политич статуса, - должно контролировать часть терр-ии гос-ва, - должны проживать на терр-ии, - должны быть органы управления, - соблюдение движения, принципов и норм межд права, законов и обычаев войны. Признание в кач-ве субъекта осущ-ет ген ассамблея ООН путем принятия спец резолюции и представления этому движению статуса наблюдателя при ООН.
Правосубъектность: -Право на помощь со стороны межд сообщества,- Право на участие в межд договорах, - Право на участие в деят-ти межд орг-ций и конференций, -Обяз-ти: соблюд-е законов и обычаев войны и общего межд права. Гос-во подобные образования: Это вольные города и свободные тер-рии, Создавались на основе межгос-ного договора, когда гос объединения не могли поделить терр-ию, Пределы самоупр-я определяли сами гос-ва. Святой престол и Мальтийский орден - Некогда являлись гос-вами, а после объединения Италии все державы согласились поддерживать с ними отношения в прежнем режиме, Изменения в содержании правосубъектности являлись следствием самоограничения (т.к. они религиозные институты). Мальтийский орден (благотворительность)
9.Государство как субъект международного права.
Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.
Международно-правовой аспект
суверенитета означает, что международное
право рассматривает в качестве
своего субъекта и участника международных
отношений не государственные органы
или отдельные должностные
Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.
Основу международно-правового
статуса государства составляют
права, которые перечислены в
различных международно-
10.Международное признание.
Признание в МП предст собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права.
Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства. Признание означает, что гос-во признает новое гос-во как юр.лицо со всеми правами и обяз-ми, вытекающими из МП.
В наст.вр. сущ-т 2 теории признания (конститутивная и декларативная) и соответственно две формы поведения гос-в на м/нар арене.
По конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением: оно создает новых субъектов МП. Без признания со стороны группы ведущих гос-в новое гос-во не может считаться субъектом МП.
С т.зр. декларативной т-и, признание лишь подтверждает правомерность каких-то опред. м/нар-правовых действий или событий. Иными словами, признание носит декларативный хар-р и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений м/д субъектами МП. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами.
Гос-ва обладают м/нар правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться м/нар.правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, независимо от их признания другими субъектами МП.
Акт признания является юр. фактом,
с которым МП связывает возникновение,
изменение или прекращение
Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.
Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между гос-ми либо когда гос-во считает признание де-юре преждевременным. Как правило, ч/з некот время признание де-факто трансф-ся в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко.
Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.
Признание в МП – это одностор. юр.акт гос-ва или иного субъекта МП, посредством к-го констатируется наличие опред-го юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.
Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. Мп не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего гос-ва. Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства.
11.Правопреемство государств.
Правопреемство гос-в означает смену одного гос-ва другим в несении ответственности за м/нар отношения какой-либо тер-рии. Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, объединение или разделение государств, передача части территории другому государству.
Кодификация института правопреемства
в международном праве
Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.
Правопреемство при
Возникновение нового гос-ва в результате деколонизации. Гос-ая собственность полностью переходит в распоряжение нового гос-ва, также как и гос-ые архивы. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Гос-ый долг не переходит на бывшую колонию, т.к. считается, что это обязательство бывшей метрополии.
Правопреемство при
Правопреемство при частичных изменениях гос-ой территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того гос-ва, к которому она перешла. Гос-ые долги за каждым гос-вом остаются собственные. Правопреемство при разделении гос-ва и образовании на его территории 2 и более независимых гос-ств. Когда часть территории отделяется и возникает новое независимое гос-во, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового гос-ва, и для того, из состава которого оно выделилось. Старое гос-во продолжает свое членство в международных организациях, а отделившееся гос-во вступает в них как новый субъект международного права. Гос. собственность (движ. и недвиж. имущ-во) поступает в распоряжение нового гос-ва. Гос-ые архивы, относящиеся к отделившейся части, д.б. переданы новому гос-ву в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию.
Существуют О основные теории по поводу правопреемства государств.
Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются.
Правопреемство в отношении м/нар договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).