Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная сила МП
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности

Вложенные файлы: 1 файл

МП Арт 34.docx

— 111.82 Кб (Скачать файл)

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

В соответствии с Уставом ООН государства  обязаны «осуществлять международное  сотрудничество в разрешении международных  проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного  характера», а также обязаны «поддерживать  международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные  коллективные меры». Данный принцип  также был зафиксирован в уставах  многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Конкретные  формы сотрудничества и его объем  зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и  принятых на себя международных обязательств.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Данный  принцип возник в форме международно-правового  обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

Данный  принцип распространяется только на действительные соглашения. Считается, что принцип возник с 1648 года (Вестфальское соглашение после тридцатилетней войны), когда представители государств собрались за круглым столом как равноправные участники.

 

8.Субъекты МП: нетипичные Субъект международного права это только те нация или народ, борющиеся за свое освобождение, которые в процессе освободительной борьбы создают властные структуры, способные выступать от имени всей нации в межгосударственном общении.

 

 

Первичные и производные субъекты МП. Первичные: Гос-во и нац-но освободит движения. Производные: создается другими – международные правительственные организации, гос-нно-подобные образования также создавались первичными субъектами. Права субъектов: на международное общение, на мир и мирное существование, на участие в международном договоре, на участие в работе международных организаций и конференций, на иммунитет (неподчинение юрисдикции других государств), на нейтралитет (постоянный и временный), на самооборону в случае вооруженного нападения, на применение контрмер к правонарушителю добровольно не исполняющему свои обязанности. Обязанности субъектов из императивных норм общего межд права: Воздерживаться от применения угрозы, Не вмешиваться во внутренние  дела др гос-ва.

Этот  перечень прав и обязанностей принадлежит  любому гос-ву независимо от его формы, соц-ной правовой идеологической или иной системы, вне зав-ти от его места кот-е оно занимает на международной арене.

Виды  субъектов: 1. Гос-во (ВСЁ, ЧТО ВЫШЕ ЭТО ПРО ГОС-ВО), 2. Международные правительственные организации. Межд прав орг-я это объединение субъектов межд-го права на договорной основе для достижения определенных целей и вып-я конкр функций, кот-я отличается стабильностью институциональной структуры и постоянством существования во времени. Международные неправительственные (не субъекты?)- это объединения физических лиц и организаций двух и более государств, созданное не на основе международного договора и не преследующая цели извлечения прибыли. Примеры: межд олимпийский комитет, гринпис, организация врачи без границ. Правосубъектность: функциональная, все члены наделяют её только теми правами и полномочиями кот-е необходимы ей для эфф-го выполнения св-х ф-ций и достижения поставленных целей. Перечень всех полномочий – в уставе.

Условия обладания скрытыми полномочиями: 1.Если это полномочие необходимо для  выполнения ф-ций и достижения целей орг-ции, 2.Содержание этого полномочия не может противоречить межд-му праву (императивным нормам). 3. Против обладания этим полномочием не должны возражать члены этой орг-ции (если ни один член не заявил протеста -  значит согласились).

Договорная правоспособность (право  на заключение межд дог-ров). Национально-освободительные движения 60-70 гг прошлого века: Право на самостоятельное определение политического статуса в случаях если такое самоопределение невозможно в рамках существующего гос-ва; Когда подвергается дискриминации которая имеет характер государственной политик; При этом невозможно исправить сложившуюся ситуацию поскольку представители этой нации или народа отстранены от участия в управлении гос-вом. (отстраняются путем лишения избирательного права); Дискриминации: геноцид, апартеид (уголовные преступления);  Сецессия. Критерии нац-но освободительного движения: - Правомерная реализация права через отделения или иным образом получение свободного политич статуса, - должно контролировать часть терр-ии гос-ва, - должны проживать на терр-ии, - должны быть органы управления, - соблюдение движения, принципов и норм межд права, законов и обычаев войны. Признание в кач-ве субъекта осущ-ет ген ассамблея ООН путем принятия спец резолюции и представления этому движению  статуса наблюдателя при ООН.

Правосубъектность: -Право на помощь со стороны межд сообщества,- Право на участие в межд договорах, - Право на участие в деят-ти межд орг-ций и конференций, -Обяз-ти: соблюд-е законов и обычаев войны и общего межд права.  Гос-во подобные образования: Это вольные города и свободные тер-рии, Создавались на основе межгос-ного договора, когда гос объединения не могли поделить терр-ию, Пределы самоупр-я определяли сами гос-ва. Святой престол и Мальтийский орден - Некогда являлись гос-вами,  а после объединения Италии все державы согласились поддерживать с ними отношения в прежнем режиме, Изменения в содержании правосубъектности являлись следствием самоограничения (т.к. они религиозные институты). Мальтийский орден (благотворительность)

 

 

9.Государство как субъект международного права.

Государства являются основными  субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное  право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных  отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все  международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной  власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового  статуса государства составляют права, которые перечислены в  различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных  организациях. Так, в Декларации о  принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство  обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

 

 

 

10.Международное  признание.

Признание в МП предст собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права.

Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства. Признание означает, что гос-во признает новое гос-во как юр.лицо со всеми правами и обяз-ми, вытекающими из МП.

В наст.вр. сущ-т 2 теории признания (конститутивная и декларативная) и соответственно две формы поведения гос-в на м/нар арене.

По конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением: оно создает новых субъектов МП. Без признания со стороны группы ведущих гос-в новое гос-во не может считаться субъектом МП.

С т.зр. декларативной т-и, признание лишь подтверждает правомерность каких-то опред. м/нар-правовых действий или событий. Иными словами, признание носит декларативный хар-р и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений м/д субъектами МП. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами.

Гос-ва обладают м/нар правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться м/нар.правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, независимо от их признания другими субъектами МП.

Акт признания является юр. фактом, с которым МП связывает возникновение, изменение или прекращение международных  правоотношений.

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между гос-ми либо когда гос-во считает признание де-юре преждевременным. Как правило, ч/з некот время признание де-факто трансф-ся в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Признание в МП – это одностор. юр.акт гос-ва или иного субъекта МП, посредством к-го констатируется наличие опред-го юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.

Признание государств имеет место  в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. Мп не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего гос-ва. Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства.

 

 

11.Правопреемство государств.

Правопреемство гос-в означает смену одного гос-ва другим в несении ответственности за м/нар отношения какой-либо тер-рии. Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции,  объединение или разделение государств, передача части территории другому государству.

Кодификация института правопреемства в международном праве произведена  в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.

Правопреемство при возникновении  нового гос-ва в рез-те соц. революции. В этом случае к гос-ву-преемнику полностью переходит территория гос-ва-предшественника. Гос. собственность и гос. архивы переходят к гос-ву преемнику.Новое гос-во не обязано участвовать в международных договорах своего  предшественника.

Возникновение нового гос-ва в результате деколонизации. Гос-ая собственность полностью переходит в распоряжение нового гос-ва, также как и гос-ые архивы. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Гос-ый долг не переходит на бывшую колонию, т.к. считается, что это обязательство бывшей метрополии.

Правопреемство при объединении  гос-ств. Гос-ая собственность и гос-ые архивы переходят новому гос-ву. Долги всех гос-ств –предшественников переходят к гос-ву-преемнику.

Правопреемство при частичных  изменениях гос-ой территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того гос-ва, к которому она перешла. Гос-ые долги за каждым гос-вом остаются собственные. Правопреемство при разделении гос-ва и образовании на его территории 2 и более независимых гос-ств. Когда часть территории отделяется и возникает новое независимое гос-во, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового гос-ва,  и для того, из состава которого оно выделилось. Старое гос-во продолжает свое членство в международных организациях, а отделившееся гос-во вступает в них как новый субъект международного права. Гос. собственность (движ. и недвиж. имущ-во) поступает в распоряжение нового гос-ва. Гос-ые архивы, относящиеся к отделившейся части, д.б. переданы новому гос-ву в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию.

Существуют О основные теории по поводу правопреемства государств.

Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и  обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются.

Правопреемство в отношении  м/нар договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"