Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 00:08, шпаргалка
В данной работе рассматриваются все основные вопросы по курсу "Международное частное право" .
13 Основные
типы коллизионных привязок.
К наиболее известным коллизионным привязкам
относятся:
1. Личный закон физического лица (lexpersonalis),
который существует двух видов:
законгражданства (lex patriae, lex nationalis);
закон места жительства (lexdomicilii).
В соответствии с личным законом решаются
вопросы гражданско-правового статуса
физического лица, его правоспособности
и дееспособности, личных прав, прав в
области семейных отношений, отношений
по наследованию.
Если в качестве личного закона выступает
закон гражданства, то названные ранее
вопросы рассматриваются по праву страны,
гражданином которой является данное
лицо.
Если применяется закон места жительства,
то решение вопросов подчиняется праву
страны, где соответствующее лицо постоянно
или преимущественно проживает.
2. Личный закон юридического лица (lexsocietatis),
который указывает на принадлежность
юридического лица к правовой системе
определенного государства, поэтому эту
привязку еще называют закон <национальности>
юридического лица.
Этот закон решает вопросы гражданской
правосубъектности юридического лица:
является ли образование юридическим
лицом, как оно возникает и в каком порядке
прекращает свою деятельность, каковы
его организационно-правовая форма, объем
правоспособности, каким образом строятся
отношения внутри юридического лица, как
осуществляются его реорганизация и ликвидация,
судьба ликвидационного остатка, правовое
положение представительств и филиалов
юридического лица.
Эта коллизионная привязка определяет
<национальность> юридического лица
тремя способами:
по закону места учреждения (инкорпорации)
лица - Англия, Венгрия, США, Россия;
по закону места нахождения его административного
(управляющего) центра - Италия, Франция,
ФРГ, Швейцария;
по закону места осуществления его деятельности
- в развивающихся странах.
3. Закон места нахождения вещи (lexreisitae)
определяет, может ли вещь быть объектом
права собственности, устанавливает объем
вещных прав. В Республике Беларусь право
собственности на вещь определяется по
закону страны, где эта вещь находится
(ст.1119 ГК).
4. Закон места совершения акта (lexlociactus),
который применяется во внешней торговле.
Он имеет несколько разновидностей:
закон места совершения договора (lexlocicontractus);
закон места регистрации сделки (locusregitactum);
закон места исполнения обязательства
(lexlocisolutionis).
5. Закон страны продавца (lexvenditoris), который
обычно применяется при отсутствии ясно
выраженного волеизъявления сторон внешнеторговой
сделки. Например, ст.3 Гаагской конвенции
о законе, применяемом в международной
купле-продаже товаров 1955 г. устанавливает:
<:продажа регулируется внутренним правом
страны, являющейся местом постоянного
проживания продавца в момент получения
им заказа: если заказ получен предприятием
продавца, то продажа регулируется внутренним
правом страны, в которой находится это
предприятие>.
6. Закон места причинения вреда (lexlocidelicticommissi).
Обычно применяется по деликтным обязательствам.
Так, в соответствии со ст.1129 ГК Республики
Беларусь права и обязанности сторон по
обязательствам, возникающим вследствие
причинения вреда определяются по закону
страны, где имело место действие или иное
обстоятельство, послужившее основанием
для требования о возмещении вреда.
7. Закон места заключения брака (lexlocicelebrationis).
8. Закон места осуществления трудовой
деятельности (lexlocilaboris).
9. Закон флага (lexflagi), посредством которого
решаются вопросы в морском и воздушном
праве.
10. Закон суда (lexfori), который регулирует
процессуальные и некоторые другие отношения.
Этот закон сводится к правилу о том, что
суд (арбитраж), рассматривая дело с иностранным
элементом, должен руководствоваться
законом своей страны, обязан применять
свои (национальные) процессуальные правила.
11. Закон <автономии воли> (lexvoluntatis).
Используется только в договорных обязательствах
и означает, что стороны при совершении
внешнеэкономической сделки сами выбирают
компетентный для их отношений правопорядок.
12. Закон наиболее тесной связи (ProperLaw),
который означает применение права того
государства, с которым данное правоотношение
наиболее тесно связано.
14
Квалификация юридических понятий коллизионной
нормы.
Процесс регулирования отношений в международном
частном праве состоит из двух стадий:
1. Разрешение коллизии права и выбор с
помощью коллизионных норм компетентного
правопорядка.
2. Применение норм избранного правопорядка.
На первой стадии могут возникнуть следующие
проблемы:
проблема квалификации;
обратная отсылка и отсылка к праву третьего
государства;
выбор права и обход закона;
множественность коллизионных привязок.
Толкование коллизионной нормы предшествует
ее применению.
Уяснение содержания коллизионной нормы
предполагает обращение к квалификации
понятий этой нормы. Эти понятия - <форма
сделки>, <движимое и недвижимое имущество>,
<исковая давность> - не всегда совпадают
по своему содержанию в праве различных
государств.
Например, во Франции, как и в подавляющем
большинстве других государств, <исковая
давность> рассматривается как понятие
гражданского права, а в Англии, США, Финляндии
- как понятие процессуального права.
Квалификация юридических понятий в процессе
применения осуществляется как бы дважды:
квалификация понятий коллизионной нормы
(распадается в науке на квалификацию
понятий объема коллизионной нормы и квалификацию
понятий привязки) на стадии выбора применимого
права (первичная квалификация);
квалификация понятий на стадии применения
избранного права, при разрешении спора
по существу (вторичная квалификация).
В Республике Беларусь первичная квалификация
по общему правилу осуществляется по закону
суда, а вторичная - по закону привязки
(ст.1094 ГК Республики Беларусь).
15
16Взаимность
и реторсия в международном частном праве.
Тема взаимности в международном частном
праве относится:
к сфере действия коллизионных норм;
к сфере правового положения иностранных
физических и юридических лиц;
к сфере правового регулирования иностранных
инвестиций;
к сфере отношений, связанных с интеллектуальной
собственностью;
к сфере международного гражданского
и арбитражного процесса.
Что касается сферы действия коллизионных
норм, то в международном частном праве
закрепилось правило о том, что применение
иностранного права, к которому отсылает
коллизионная норма, носит безусловный
характер.
В соответствии со ст.1098 ГК Республики
Беларусь суд применяет иностранное право
независимо от того, применяется ли в соответствующем
иностранном государстве к аналогичным
отношениям право Республики Беларусь,
за исключением случаев, когда применение
иностранного права на началах взаимности
предусмотрено законодательством Республики
Беларусь. Если применение иностранного
права зависит от взаимности, предполагается,
что она существует, поскольку не доказано
иное.
Что касается гражданско-правового положения
и физических и юридических лиц, то здесь
взаимность определяется как одновременное
или ответственное предоставление иностранным
субъектам прав и привилегий в данном
государстве, адекватных правам и правомочиям,
предоставляемым соответствующим иностранным
государством.
Различают материальную и формальную
взаимность.
При материальной взаимности иностранцы
на территории другого государства пользуются
таким объемом прав, которым они пользуются
в своем государстве.
При формальной взаимности иностранцам
на территории другого государства предоставляется
такой объем прав, которым пользуются
собственные граждане.
Если нет в законе указания на материальную
взаимность, применяется формальная (презюмируется
формальная взаимность).
Реторсии - ответные ограничения на дискриминационные
акты других государств.
Ст.1102 ГК Республики Беларусь устанавливает:
<Правительством Республики Беларусь
могут быть установлены ответные ограничения
(реторсии) в отношении прав граждан и
юридических лиц тех государств, в которых
имеются специальные ограничения прав
граждан и юридических лиц Республики
Беларусь>.
17Отсылки в международном частном праве.
Обратная отсылка (renvoi первой степени)
и отсылка к закону третьей страны (renvoi
второй степени) - одно из наиболее сложных
явлений в международном частном праве.Впервые
с этой проблемой практика встретилась
в 1841 г., но особую известность проблема
отсылки приобрела в связи с делом Форго
1878 г.
Проблема обратной отсылки связана с тем,
что коллизионная норма не уточняет, к
какому именно праву нужно обращаться
(коллизионному или материальному).
Законодательство государств по-разному
решает эту проблему: от применения обратной
отсылки в полном объеме до ее полного
отрицания.
Республика Беларусь относится к странам,
законы которых предусматривают применение
обратной отсылки в предусмотренных законом
случаях (к этой группе стран относятся
Италия, Португалия, Швейцария, Швеция).
Любая отсылка к иностранному праву рассматривается
по общему правилу как отсылка к материальному,
а не коллизионному праву соответствующей
страны.
Принятие обратной отсылки и отсылки к
праву третьей страны в Республике Беларусь,
допускается:
при определении личного закона физического
лица;
его правоспособности и дееспособности;
прав физического лица на имя, использование
имени и его защиту;
в области опеки и попечительства.
В договорных отношениях обратная отсылка
не применяется.
18Обход закона в международном частном
праве
Правило об обходе закона сформулировано
в ст.1097 ГК Республики Беларусь: <Недействительны
соглашения и иные действия участников
отношений, регулируемых гражданским
законодательством, направленные на то,
чтобы в обход правил настоящего раздела
о подлежащем применению праве подчинить
соответствующие отношения иному праву.
В этом случае применяется право соответствующего
государства, подлежащее применению в
соответствии с настоящим разделом>.
Речь идет о соглашениях и иных действиях
лиц, которые стремятся обойти коллизионное
право и подчинить свои отношения иному
праву (фиктивная регистрация предприятия,
получение вида на жительство).
19 Установление
содержания и толкование иностранного
права.
На второй стадии применение норм избранного
правопорядка - процесса регулирования
отношений в международном частном праве
возникают проблемы, связанные с применением
иностранного права. Среди них:
общий подход к пониманию иностранного
права;
установление содержания и толкование
иностранного права;
ограничения применения иностранного
права.
Весьма условно ст.1093 ГК Республики Беларусь
устанавливает общие основы применения
иностранного права в Республике Беларусь.
Из ее содержания следует, что иностранное
право на территории Республики Беларусь
может применяться к гражданским отношениям.
Установление содержания норм иностранного
права подчиняется правилам, установленным
ст.1095 ГК Республики Беларусь, которые
сводятся к следующему:
1. Суд или иной государственный орган
устанавливает содержание применяемого
права по должности (exofficio). У нас иностранное
право рассматривается как правовая категория,
т.е. юридически обязательные предписания.
Согласно англо-американской доктрине
суд применяет только свое собственное
право, но может признать субъективные
права, возникшие под действием иностранного
права. При этом иностранное право рассматривается
как фактическое обстоятельство, которое
наряду с другими фактическими обстоятельствами
выступает в числе доказательств по делу.
Бремя доказывания содержания иностранного
права лежит на той стороне, которая ссылается
на иностранное право. Следовательно,
иностранное право считается вопросом
факта (asafact), но это - вопрос факт особого
рода.
Согласно п.3 ст.1095 ГК Республики Беларусь,
лица, участвующие в деле, вправе представлять
документы, подтверждающие содержание
норм иностранного права.
Но стороны не обязаны это делать;
конечная оценка и осознание содержания
норм иностранного права является обязанностью
суда.
2. В целях установления содержания норм
иностранного права суд может обратиться
за содействием к Министерству юстиции,
иным компетентным государственным органам
Республики Беларусь, в том числе находящимся
за границей, привлечь экспертов. Большую
роль в решении этой проблемы играют договоры
об оказании правовой помощи, в которые
включают правила о предоставлении информации
о действующем праве.
В 1968 году была заключена Европейская
конвенция об информации относительно
иностранного законодательства. Согласно
этой Конвенции каждое договаривающееся
государство создает на своей территории
Специальный орган (его обязанности могут
быть возложены на любую существующую
организацию), в который в случае необходимости
обращаются суды за информацией о праве
этого государства. Специальный орган
либо сам готовит ответ, либо передает
запрос в другой официальный компетентный
орган. Информация передается безвозмездно.
Республика Беларусь участвует в Конвенции
с 1997 года.
3. Если содержание норм иностранного права
не будет установлено, несмотря на предпринятые
меры, применяется право Республики Беларусь
(п.4 ст.1095 ГК Республики Беларусь). Вывод
из всего сказанного можно сформулировать
следующим образом. Нормы иностранного
права должны применяться так же, как они
применяются в стране своего происхождения,
<у себя на родине>. Поэтому и толковаться
эти нормы должны так, как они толкуются
у себя на родине.
20 Пределы применения
иностранного права. Оговорка о публичном
порядке.
Применяемые нормы иностранного права
не должны нарушать основополагающие
принципы местного правопорядка - это
принцип международного частного права.
Национальное право допускает применение
иностранного права, устанавливает порядок
его применения и очерчивает допустимые
границы его применения на своей территории
путем введения институтов <оговорки
о публичном порядке> и <императивных
норм>.
Оговорка о публичном порядке является
общепризнанным институтом международного
частного права и представляет собой законодательное
дозволение суду не применять иностранное
право в тех случаях, когда его применение
противоречило бы публичному порядку
данной страны.
В Республике Беларусь это правило сформулировано
в ст.1099 ГК Республики Беларусь, ст.560 ГПК
Республики Беларусь.
Наличие принципиального различия между
нашим законом и законом другого государства
не может само по себе быть основанием
для применения оговорки о публичном порядке,
поскольку такое применение этой оговорки
могло бы привести к отрицанию применения
в Республике Беларусь права иностранного
государства вообще.
На практике для введения оговорки о публичном
порядке пользуются правилом, сформулированным
известным советским ученым Л.А.Лунцем,
который писал, что для применения оговорки
о публичном порядке недостаточно противоречия
нормы иностранного права советскому
законодательству, пусть даже конституционному,
нужно чтобы результат ее применения противоречил
бы нашему правосознанию, а не норма противоречила
бы норме.
В современном международном частном
праве широкое признание наряду со ссылкой
на оговорку о публичном порядке получила
возможность неприменения иностранного
права со ссылкой на строго императивные
нормы национального права, которые должны
пользоваться приоритетом перед нормами
иностранного права, подлежащего применению
в силу коллизионных норм.
Правило о применении императивных норм
сформулировано в ст.1100 ГК Республики
Беларусь: <1. Правила настоящего раздела
не затрагивают действия императивных
норм права Республики Беларусь, регулирующих
соответствующие отношения, независимо
от подлежащего применению права. 2. При
применении права какой-либо страны (кроме
Республики Беларусь) согласно правилам
настоящего раздела суд может применить
императивные нормы права другой страны,
имеющие тесную связь с рассматриваемым
отношением, если согласно праву этой
страны такие нормы должны регулировать
соответствующие отношения независимо
от подлежащего применению права. При
этом суд может принимать во внимание
назначение и характер таких норм, а также
последствия их применения>.
Вопрос о круге сверхимперативных норм
Республики Беларусь является дискуссионным
ввиду неразработанности проблемы в теории
и на практике.
В Российской Федерации к таким нормам
относят нормы:
о свободном перемещении товаров, услуг
и финансовых средств на всей территории;
о последствиях несоблюдения простой
письменной формы внешнеэкономической
сделки;
о требованиях, на которые исковая давность
не распространяется;
об основных началах гражданского законодательства;
о пределах осуществления гражданских
прав;
о недействительности сделок, совершенных
с целью, противной основам правопорядка
и нравственности;
о свободе договора.
В зарубежной литературе к таким нормам
относят так же:
некоторые правила о давности;
защите прав потребителей;
форме сделок;
антитрестовского законодательства.
21 Правовой
режим и его виды.
Правовой режим - это совокупность прав
и обязанностей иностранных физических
и юридических лиц.
В международном частном праве различают
три вида правового режима:
национальный режим;
режим наибольшего благоприятствования;
специальный режим.
Национальный режим - это предоставление
иностранным физическим и юридическим
лицам таких же прав и обязанностей, какие
имеют собственные граждане и юридические
лица. Национальный режим устанавливается
национальным законодательством и международными
договорами.
Например, ст.11 Конституции Республики
Беларусь гласит: <Иностранные граждане
и лица без гражданства на территории
Беларуси пользуются правами и свободами
и исполняют обязанности наравне с гражданами
Республики Беларусь, если иное не определено
Конституцией, законами и международным
договорами>.
Примером предоставления иностранцам
национального режима по международному
договору может служить Всемирная конвенция
об авторском праве 1952 года, в п.1 ст.II которой
записано: <Выпущенные в свет произведения
граждан любого Договаривающегося государства,
равно как произведения, впервые выпущенные
в свет на территории такого Государства,
пользуются в каждом другом Договаривающемся
государстве охраной, которую такое Государство
предоставляет произведениям своих граждан,
впервые выпущенным в свет на его территории,
а также охраной, специально предоставляемой
настоящей Конвенцией>.
Режим наибольшего благоприятствования
- это предоставление иностранным физическим
и юридическим лицам такого режима, какой
предоставляется или будет предоставляться
физическим и юридическим лицам третьей
страны.
Режим наибольшего благоприятствования
предоставляется на основе международных
договоров. Сфера его применения - торговля,
мореплавание, правовое положение иностранных
организаций.
Например, ст.1 Соглашения о торговых отношениях
между США и СССР, ратифицированного Верховным
Советом Республики Беларусь, предусматривает:
<каждая Сторона без каких-либо условий
предоставит товарам, происходящим из
или экспортируемым на территорию другой
Стороны, режим не менее благоприятный
чем тот, который предоставлен подобным
товарам, происходящим из или экспортируемым
на территорию любой третьей страны, во
всех вопросах, относящихся к:
а) таможенным пошлинам и сборам любого
вида, налагаемым на или в связи с импортом
или экспортом, включая способ взимания
таких пошлин и сборов;
б) способам оплаты импорта и экспорта
и международного перевода таких платежей;
в) правилам и формальностям в связи с
импортом и экспортом, включая те, которые
относятся к таможенной очистке, транзиту,
складированию и перегрузке;
г) налогам и другим внутренним сборам
любого рода, применяемым прямо или косвенно
к импортируемым товарам;
д) правилам, касающимся продажи, покупки,
перевозки, распределения, хранения и
использования товаров на внутреннем
рынке.
Отличие режима наибольшего благоприятствования
от национального режима состоит в том,
что при национальном режиме в равное
положение ставятся иностранные и собственные
физические и юридические лица, а при режиме
наибольшего благоприятствования в равное
положение ставятся иностранные физические
и юридические лица между собой.
Специальный режим (преференциальный
режим) — предоставление одними государствами
другим государствам или в рамках определенной
группы государств льгот в сфере торгово-экономического
сотрудничества.
Преференциальный режим выражается в
предоставлении льгот:
в сфере международной торговли с развивающимися
странами;
для стран, участвующих в таможенных союзах;
для стран, участвующих в зонах свободной
торговли;
в приграничной (прибрежной) торговле.
Предоставление тарифных преференций
закреплено в Законе Республики Беларусь
<О таможенном тарифе> (ст.34), который
допускает установление преференций в
виде льгот в отношении товара, перемещаемого
через таможенную границу Республики
Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной
таможенной пошлины, освобождения от обложения
таможенной пошлиной, снижения ставки
таможенной пошлины, установления тарифных
квот на преференциальный ввоз (вывоз)
товара.
Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"