Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 00:08, шпаргалка
В данной работе рассматриваются все основные вопросы по курсу "Международное частное право" .
Субъектами сделок являются физические и юридические лица.
Одним из самых распространенных видов сделок являются договоры купли-продажи. Ярким тому примером является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.).
Государства – участники настоящей
Конвенции, принимая во внимание общие
цели резолюций, принятых шестой специальной
сессией Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций, об
установлении нового международного экономического
порядка, считая, что развитие международной
торговли на основе равенства и взаимной
выгоды является важным элементом в
деле содействия развитию дружественных
отношений между государствами,
полагая, что принятие единообразных
норм, регулирующих договоры международной
купли-продажи товаров и
Настоящая Конвенция применяется
к договорам купли-продажи
Данная Конвенция подробно регулирует порядок заключения договоров. Существует:
– общий порядок заключения договоров;
– заключение договора в обязательном порядке;
– заключение договора на торгах.
Договор может быть заключен путем проведения торгов, если иное не вытекает из его существа. В установленных законом случаях договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
37 Основным коллизионным принципом внешнеэкономических
сделок является принцип автономии воли.
Исходя из автономии воли стороны при
заключении договора могут установить,
каким законодательством он должен регулироваться.
Автономия воли сторон признается в законодательстве
различных стран. Однако допустимые пределы
автономии воли сторон понимаются в законодательстве
государств по-разному.
1. Неограниченная автономия воли. Заключая
сделку, стороны могут подчинить ее любой
правовой системе.
2. Наряду с учетом воли сторон сделки принимаются
во внимание и иные обстоятельства, связывающие
фактический состав с тем или иным правопорядком,
а именно:
· место заключения договора;
· место исполнения договора;
· место жительства;
· гражданство.
3. Доктрина разумной связи (Польша, страны
англо-саксонской системы). Намерение
сторон подчинить внешнеэкономическую
сделку определенному праву может быть
предусмотрено в самой сделке, в последующем
соглашении сторон, в т.ч. при арбитражном
рассмотрении спора. Тогда старый статут
обязательства заменяется новым, притом
с приданием ему обратной силы, если стороны
этого желают. Для обратной силы нового
статута существуют определенные границы,
диктуемые интересами третьих лиц.
4. В случаях, когда ни из содержания договора,
ни из сопутствующих ему обязательств
нельзя вывести заключения о действительной
воле сторон относительно подлежащего
применению права, суды западных стран
ставят вопрос либо о предполагаемой воле
сторон, либо вопрос о воле, которую при
данных обстоятельствах проявил бы <справедливый
и гуманный человек>.
Альтернативой доктрины гипотетической
воли сторон является пользование установленными
коллизионными привязками.
Белорусское законодательство исходит
из <автономии воли сторон> (ст.1124 ГК).
Суть этой коллизионной привязки состоит
в том, что стороны договора могут при
заключении договора или в последующем
избрать по соглашению между собой право,
которое подлежит применению к их правам
и обязанностям по этому договору, если
это не противоречит законодательству.
Соглашение сторон о выборе подлежащего
применению права должно быть явно выражено
или должно прямо вытекать из условий
договора и обстоятельств дела, рассматриваемых
в их совокупности.
Выбор сторонами по договору подлежащего
применению права, сделанный после заключения
договора, имеет обратную силу и считается
действительным с момента его заключения
без ущерба для прав третьих лиц. Причем
стороны договора могут избрать подлежащее
применению право как для договора в целом,
так и для отдельных его частей.
Согласно ст.1125 ГК, при отсутствии соглашения
сторон договора о примененном праве к
договору применяется право страны, где
имеет основное место деятельности сторона,
являющаяся:
· продавцом - в договоре купли-продажи;
· дарителем - в договоре дарения;
· арендодателем (наймодателем) - в договоре
аренды (имущественного найма);
· ссудодателем - в договоре безвозмездного
пользования имуществом (ссуды);
· подрядчиком - в договоре подряда;
· перевозчиком - в договоре перевозки;
· экспедитором - в договоре транспортной
экспедиции
· заимодавцем (кредитодателем) - в договоре
займа (кредитном договоре);
· поверенным - в договоре поручения;
· комиссионером - в договоре комиссии;
· хранителем - в договоре хранения;
· страховщиком - в договоре страхования;
· поручителем - в договоре поручительства;
· залогодателем - в договоре залога;
· лицензиаром - в лицензионном договоре
о пользовании исключительными правами.
При невозможности определить основное
место деятельности стороны, указанной
выше, применяется право страны,
где она учреждена, имеет место постоянного
жительства.
К правам и обязанностям по договору, предметом
которого является недвижимость, а также
по договору о доверительном управлении
имуществом применяется право страны,
где это имущество находится, а в отношении
имущества, которое зарегистрировано
в Республике Беларусь, - законодательство
Республики Беларусь.
При отсутствии соглашения сторон договора
о подлежащем применению праве применяется:
· к договорам о совместной деятельности
и к договорам о выполнении строительных,
монтажных и других работ по капитальному
строительству - право страны, где такая
деятельность осуществляется или создаются
предусмотренные законом результаты;
· к договору, заключенному на аукционе,
по конкурсу или на бирже, - право страны,
где проводится аукцион, конкурс или находится
биржа.
Ко всем остальным договорам при отсутствии
соглашения сторон о подлежащем применению
праве применяется право страны, где имеет
основное место деятельности сторона,
которая осуществляет исполнение, имеющее
решающее значение для содержания такого
договора. При невозможности определить
основное место деятельности стороны,
которая осуществляет исполнение, имеющее
решающее значение для содержания такого
договора, применяется право страны, где
данная сторона учреждена, имеет место
постоянного жительства. При невозможности
определить исполнение, имеющее решающее
значение для содержания договора, применяется
право страны, с которой договор наиболее
тесно связан.
В отношении приемки исполнения по договору
принимается во внимание право места проведения
такой приемки, поскольку сторонами не
согласовано иное.
Если в договоре использованы принятые
в международном обороте торговые термины,
то при отсутствии в нем иных указаний
считается, что сторонами согласовано
применение к их отношениям обычных значений
соответствующих терминов.
К договору о создании юридического лица
с иностранным участием применяется право
страны, где учреждено юридическое лицо.
38 Сделки могут быть дву– или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В международном частном праве особую роль играют внешнеэкономические сделки, под которыми следует понимать договоры, совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах.
В зависимости от предмета договора их можно разделить на следующие виды: договоры купли-продажи; договоры перевозки (морской железнодорожной, воздушной, автомобильной); договоры финансовой аренды (лизинга); договоры коммерческой концессии (франчайзинга); договоры под уступку денежного требования (факторинга); договоры подряда; договоры поручения и т. д.
39 В области международной купли-продажи очень большое значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли и принятая на конференции в Вене, в связи с этим и получившая свое название «Венская конвенция».
Данная Конвенция применяется в тех случаях, когда стороны договора купли-продажи находятся в разных государствах. То обстоятельство, что коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, не принимается во внимание, если это не вытекает ни из договора, ни из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена информацией между сторонами. Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни гражданский или торговый характер договора не принимаются во внимание при определении применимости настоящей Конвенции.
Настоящая Конвенция не применяется к продаже: товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования; с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; электроэнергии.
По договору купли-продажи продавец обязуется передать вещь (товар) в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену).
Предметом договора купли-продажи является товар, который продавец обязуется передать покупателю. Им может быть: любое имущество, не изъятое и не ограниченное в обороте, имеющееся в наличии у продавца в момент заключения договора; имущество, которое будет создано или приобретено продавцом в будущем.
Существуют следующие виды договоров:
– договор розничной купли-продажи;
– договор поставки;
– договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;
– договор контрактации;
– договор энергоснабжения;
– договор продажи недвижимости;
– договор продажи предприятий.
Данная Конвенция подробно регулирует порядок заключения договоров. Существует:
– общий порядок заключения договоров;
– заключение договора в обязательном порядке;
– заключение договора на торгах. На основании общего порядка оферта направляется в организацию либо неопределенному кругу лиц, далее на нее получается акцепт и заключается договор либо акцепт не направляется и договор не заключается. Также возможно заключение договора на иных условиях. Что касается заключения договора в обязательном порядке, то здесь при отказе в заключении договора для стороны, которая должна в силу закона его заключить, является основанием для другой стороны обратиться в суд.
Договор может быть заключен путем проведения торгов, если иное не вытекает из его существа. В установленных законом случаях договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
40 Транспорт обеспечивает развитие международных
экономических связей, создает условия
для рационального размещения производительных
сил и взаимовыгодного разделения труда
между странами мира.
Международной перевозкой признается
перевозка, осуществляемая на том или
ином виде транспорта, при которой место
отправления и место назначения расположены:
· на территории двух или более государств;
· на территории одного и того же государства,
если предусмотрена остановка на территории
другого государства.
Характерной особенностью правового регулирования
в этой сфере является то, что основные
вопросы перевозок решаются в международных
соглашениях, содержащих унифицированные
нормы, единообразно определяющие условия
международных перевозок грузов и пассажиров.
Транспортные конвенции принимаются применительно
к отдельным видам транспорта или охватывают
деятельность всех или нескольких видов
транспорта.
Транспортными конвенциями определяются
основные условия перевозок грузов и пассажиров
в международном сообщении, устанавливаются
международные тарифы, порядок и условия
ответственности перевозчика.
Участники международной перевозки заключают
между собой договор перевозки, согласно
которому транспортная организация принимает
на себя обязательство доставить груз
или пассажира в пункт назначения, а грузовладелец
или пассажир обязуется возместить ей
понесенные расходы.
Особенности договора международной перевозки:
· регламентируется транспортными конвенциями,
а при их отсутствии - актами внутреннего
права;
· одной из сторон этого договора является
иностранное физическое или юридическое
лицо;
· в ходе исполнения договора могут применяться
коллизионные нормы транспортных конвенций
или внутреннего права. При отправлении
груза руководствуются законом страны
отправления. При выдаче груза в конечном
пункте - законом страны назначения. В
других случаях применяется закон перевозчика
или закон страны суда. Подлежащее к применению
к международной перевозке право может
быть указано в транспортном документе,
выданном перевозчиком;
· специфичны условия ответственности
перевозчика, процедура предъявления
к нему претензий, исков.
В зависимости от используемого транспорта
различают следующие договоры международной
перевозки:
· железнодорожной;
· автомобильной;
· воздушной;
· морской.
Каждый из указанных видов договоров
в свою очередь подразделяется на договоры
перевозки грузов и договоры перевозки
пассажиров и багажа.
41 В течение длительного времени наиболее
важными соглашениями в области железнодорожного
транспорта были Бернские конвенции о
железнодорожных перевозках грузов (МГК)
1890 г. и пассажиров (МПК) 1923 г.
В них участвуют 33 государства (большинство
стран Европы, а также ряд стран Азии и
Северной Африки).
В 1966 году было заключено Дополнительное
соглашение к МПК об ответственности железных
дорог при перевозках пассажиров. В 1980
году на конференции по пересмотру Бернских
конвенций было принято новое Соглашение
о международных железнодорожных перевозках
(КОТИФ).
КОТИФ объединяет международно-правовые
нормы Бернских конвенций и Дополнительного
соглашения 1966 г. в едином основном соглашении,
к которому имеются два приложения:
1. Приложение А определяет условия перевозок
пассажиров (Единые правила МПК).
2. Приложение В определяет условия перевозок
грузов (Единые правила МГК).
Они действуют только в отношении перевозок
по определенным железнодорожным линиям,
перечень которых устанавливают участники
соглашения.
Странами Ближнего Востока заключено
Соглашение о железнодорожных перевозках
грузов (Т.С.Л.И.) и принят общий тариф для
международных пассажирских перевозок.
Страны - бывшие члены СЭВ при осуществлении
железнодорожных перевозок руководствуются
принятыми ими в 1950 году Соглашением о
международном грузовом сообщении (СМГС)
и Соглашением о международном пассажирском
сообщении (СМПС).
Между государствами, не являющимися участниками
многосторонних транспортных конвенций,
заключаются двусторонние соглашения.
Соглашением КОТИФ определены условия
перевозок грузов международного сообщения.
Желзные дороги обязаны производить перевозку
грузов, если отправитель соблюдает правила
КОТИФ. Грузы, нуждающиеся в упаковке,
предъявляются в упакованном виде. Перевозимые
грузы должны иметь соответствующую маркировку,
а транспортная документация - необходимые
реквизиты и т.д. Особые правила установлены
для перевозок опасных грузов.
Общие сроки доставки грузов составляют:
для грузов большой скорости - 400 км, для
грузов малой скорости - 300 км в сутки. Железным
дорогам предоставлено право устанавливать
для отдельных сообщений специальные
сроки доставки, устанавливать дополнительные
сроки при возникновении существенных
затруднений в перевозках и других особых
обстоятельств.
Получатель теряет право требования к
перевозчику, если при выдаче груза не
был составлен соответствующий акт. В
отношении скрытых недостатков допускается
требование о составлении акта в течение
7 дней после получения груза.
Перевозчик освобождается от ответственности,
если несохранность или несвоевременная
доставка груза были вызваны обстоятельствами,
которых железная дорога не могла избежать
и последствия которых не могла устранить.
В случае несохранности груза предел возмещения
ущерба установлен в размере 50 франков
за 1 кг веса брутто.
Если имела место просрочка в доставке
груза, железная дорога выплачивает штраф
в пределах провозной платы, но не более
50 франков за отправку. При наличии убытков
возмещение их допускается в пределах
двойной провозной платы.
В случае несохранности багажа ответственность
железной дороги ограничена при недоказанности
убытков - в размере 40 франков за килограмм
веса.
Имущественная ответственность железной
дороги за причинение вреда здоровью пассажира
определяется по законодательству той
страны, где имел место несчастный случай.
Предельный размер такой ответственности
перевозчика установлен в 200 тысяч франков
за одного потерпевшего.
При просрочке в доставке груза претензии
должны заявляться в течение 60 дней с момента
получения груза.
Претензии и иски могут заявляться участниками
договора перевозки или по их поручению.
К претензии должны прилагаться накладная
и другие документы.
Срок исковой давности установлен в 1 год.
Течение этого срока приостанавливается
на время рассмотрения претензии перевозчиком.
Заключение договора международной перевозки
грузов по правилам СМГС оформляется составлением
накладной по установленной форме, а грузоотправитель
получает дубликат накладной. Провозные
платежи на дорогах стран отправления
и назначения уплачиваются по внутренним
тарифам, а при следовании по дорогам транзита
- по Единому транзитному тарифу (ЕТТ).
В соответствии с ЕТТ стоимость транзитных
перевозок является единой на железных
дорогах всех стран и зависит от дальности
перевозки.
Ответственность железных дорог за несохранность
груза наступает при наличии вины перевозчика,
которую в ряде случаев должен доказать
грузовладелец.
По правилам СМГС (в отличие от соглашения
КОТИФ) предел имущественной ответственности
железной дороги не установлен: при несохранности
груза вред возмещается в пределах его
действительной стоимости. Несохранность
груза должна быть подтверждена коммерческим
актом. При просрочке в доставке груза
железная дорога уплачивает штраф в определенном
проценте от провозной платы.
При просрочке в доставке груза железная
дорога освобождается от ответственности:
· при заносах, наводнениях,
обвалах и других стихийных явлениях на
срок до 15 дней (по распоряжению центральных
органов дорог соответствующей страны);
· при других обстоятельствах,
вызвавших приостановку или замедление
движения (по распоряжению правительства
соответствующей страны).
С железной дороги снимается ответственность
за полную или частичную утрату, уменьшение
массы или повреждение принятого к перевозке
груза, если они произошли:
· вследствие обстоятельств,
которые железная дорога не могла предотвратить
или устранение которых от нее не зависело;
· в результате особых естественных
свойств груза, вызвавших его самовозгорание,
поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и
тому подобные последствия;
· по вине отправителя или
получателя или вследствие их требований,
в силу которых нельзя возложить вину
на железную дорогу;
· по причинам, связанным
с погрузкой или выгрузкой груза, если
погрузка или выгрузка производилась
средствами отправителя. Наиболее распространенное
основание освобождения перевозчика от
ответственности за недостачу и повреждение
груза, когда груз был погружен средствами
отправителя и прибыл в исправном вагоне
за исправными пломбами отправителя без
следов доступа к грузу в период перевозки;
· вследствие перевозки
на открытом подвижном составе груза,
допускаемого по правилам отправления
к такой перевозке;
· в результате того, что
проводник отправителя или получателя,
сопровождающий груз, не принял необходимых
мер для сохранения груза;
· вследствие таких недостатков
тары или упаковки, которые не могли быть
замечены по наружному виду при приемке
грузов к перевозке;
· по вине отправителя, который
сдал к перевозке запрещенные предметы
под неправильным, неточным или неполным
наименованием;
· в результате того, что
отправитель сдал к перевозке грузы, принимаемые
к перевозке на особых условиях, под неправильным,
неточным или неполным наименованием
или без соблюдения предписанных СМГС
правил;
· вследствие естественной
убыли массы груза в пределах норм, а также
вследствие понижения влажности при перевозке
или других естественных свойств груза,
вызвавших уменьшение массы груза, превышающих
эти нормы.
При этом, если по обстоятельствам дела
окажется, что утрата или повреждение
груза могли произойти вследствие упомянутых
в п.2, 4-10 СМГС причин, пока отправитель
или получатель не докажет иного.
Иски к железным дорогам предъявляются
в суде, причем предварительно перевозчику
должна быть направлена претензия. Для
предъявления претензий и исков действует
девятимесячный срок, а по требованиям
о просрочке в доставке груза - двухмесячный.
Железная дорога должна рассмотреть претензию
в 180 дней. На это время течение срока исковой
давности приостанавливается. Право на
предъявление иска в суд у владельца груза
возникает только тогда, когда железная
дорога отклонила претензию либо не дала
ответ в установленный срок.
Ответственность железных дорог за несохранность
и просрочку доставки багажа аналогична
условиям перевозок грузов по СМГС, однако
был установлен определенный предел ответственности
перевозчика. Забота о сохранности ручной
клади лежит на пассажире. Для требований
к перевозчику установлено обязательное
претензионное производство, а срок заявления
претензий и исков составляет 6 месяцев.
Коллизионные нормы СМГС:
· являются двусторонними;
· императивными;
· каждый договор международной
железнодорожной перевозки обычно подчинен
действию нескольких коллизионных начал.
Закон железной дороги отправления груза
определяет прием и отправление груза,
провозную плату за перевозку груза по
территории страны отправления. Закон
железной дороги следования груза применяется
при исчислении дополнительных сборов
и штрафов за время задержки груза не по
вине дороги, при перевозке скоропортящихся
грузов.
По закону железной дороги назначения
груза определяется действие залогового
права, признаваемого за железной дорогой
в обеспечение провозных платежей, порядок
выдачи груза грузополучателю.
Ответственность железной дороги за причинение
вреда здоровью пассажира должна определяться
согласно законодательству той страны,
где имел место несчастный случай, поскольку
в СМГС унифицированных материальных
норм по данному вопросу нет.
Если груз следует через страны, осуществляющие
железнодорожные перевозки по правилам
СМГС, в страны, осуществляющие перевозки
по соглашению КОТИФ, в этом случае перевозка
грузов международного сообщения переоформляется
на входных пограничных станциях стран-участниц
соответствующих соглашений.
Республика Беларусь имеет двусторонние
соглашения о международном железнодорожном
грузовом и пассажирском сообщении с некоторыми
пограничными государствами (с Украиной,
Россией, Польшей).
Страны, входившие ранее в СССР, заключили
ряд соглашений в области железнодорожного
транспорта. Среди них Соглашение о разделении
инвентарных парков грузовых вагонов
и контейнеров бывшего МПС СССР и их дальнейшем
совместном использовании от 22.01.1993 г.
и Соглашение о совместном использовании
грузовых вагонов и контейнеров от 12.03.1993
г.
Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"