Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 00:08, шпаргалка
В данной работе рассматриваются все основные вопросы по курсу "Международное частное право" .
42 Общие правила осуществления международных
воздушных сообщений определены Чикагской
конвенцией о международной гражданской
авиации 1944 г. (Республика Беларусь присоединилась
4 июля 1993 г.).
Чикагской конвенцией регламентированы
следующие вопросы:
· порядок выполнения полетов
и процедура регистрации воздушных судов;
· задачи и основные принципы
деятельности ИКАО;
· функционирование аэропортов,
наземных аэронавигационных средств и
служб;
· порядок урегулирования
споров.
Вместе с Чикагской конвенцией
были подписаны два соглашения:
· Соглашение о международном транзитном
воздушном сообщении.
· Соглашение о международном транспорте.
Основной транспортной конвенцией,
регулирующей воздушные перевозки
пассажиров и грузов, является Варшавская
конвенция для унификации некоторых
правил, касающихся международных перевозок
от 12.10.1929 г. (сокращенно - Варшавская конвенция;
БССР ратифицировала ее 01.08.1963 г.).
Изменения в Варшавскую конвенцию внесены:
Гаагским Протоколом об изменении и дополнении
некоторых положений Варшавской конвенции
28.09.1955 г.; Гватемальским протоколом от
08.03.1971 г.; Монреальским протоколом от 25.09.1975
г.
Международные воздушные перевозки (кроме
многосторонних соглашений) осуществляются
также на основе двусторонних соглашений.
Эти соглашения регулируют вопросы взаимного
предоставления прав на совершение полетов,
летно-техническое обеспечение полетов,
взаимное предоставление соответствующих
услуг в аэропортах иностранного государства.
Согласно Варшавской конвенции договор
международной воздушной перевозки оформляется
составлением проездного билета (для пассажира),
багажной квитанции (для багажа, пассажира),
авиагрузовой накладной (для груза). Проездной
билет и багажная квитанция объединены
в один перевозочный документ, состоящий
из нескольких купонов.
Конвенцией регламентированы права и
обязанности участников договора международной
воздушной перевозки, определен порядок
приема и выдачи груза в пункте назначения,
установлены основные требования к перевозочным
документам.
Отправителю предоставляется право распоряжаться
грузом в пути: он может задержать груз,
потребовать его выдачу новому получателю.
При этом отправитель груза обязан возместить
авиаперевозчику все понесенные в связи
с этим расходы
Багаж и грузы, за исключением вещей при
пассажире, должны находиться под охраной
авиаперевозчика.
Имущественная ответственность авиаперевозчика
предусмотрена:
· за причинение вреда здоровью пассажира;
· за несохранность багажа и груза;
· за просрочку в доставке груза.
Имущественная ответственность
Суд может освободить авиаперевозчика
от ответственности или ограничить ее,
если будет установлено, что вина потерпевшего
явилась причиной вреда или содействовала
его наступлению.
Предел имущественной ответственности
авиаперевозчика установлен:
· за причинение вреда здоровью пассажира
- 250 тыс. франков;
· за несохранность багажа и груза - 250
франков за 1 кг багажа (груза);
· за предметы, оставляемые пассажирами
при себе, - 5 тыс. франков.
Варшавская конвенция разрешает национальным
авиакомпаниям повышать установленный
предел имущественной ответственности.
Например, ряд авиакомпаний США установили
предел такой ответственности перед каждым
пассажиром в размере 75 - 100 тыс. франков.
Варшавская конвенция предусматривает
претензионный порядок урегулирования
имущественных споров. В случае установления
ущерба заинтересованное лицо должно
обратиться с претензией в письменном
виде к авиаперевозчику в следующие сроки:
· по багажу - 7 дней;
· по грузу - 14 дней;
· в связи с просрочкой в доставке груза
- 21 день.
Несоблюдение этих сроков лишает права
предъявления иска к авиаперевозчику.
Для перевозок авиапассажиров обязательное
предъявление претензии к авиаперевозчику
не предусмотрено: пассажир в случае причинения
вреда его здоровью может сразу же обратиться
в суд с иском.
Исковое заявление о возмещении ущерба
может быть подано в суд в течение 2 лет
с момента прибытия самолета по назначению
или со дня, когда он должен был бы прибыть.
По выбору истца иск может быть предъявлен
в суде государства, в котором находится
место нахождения авиаперевозчика или
его контора, оформившая договор воздушной
перевозки, либо в суде государства, в
котором находится место назначения перевозки.
Чартерные авиаперевозки регулируются
Гвадалахарской конвенцией об унификации
некоторых правил, касающихся международных
воздушных перевозок, осуществляемых
лицами, не являющимися перевозчиками
по договору от 19.09.1961 г.
Согласно Гвадалахарской конвенции фактическим
перевозчиком по воздушному чартеру признается
лицо, не являющееся перевозчиком по договору,
но уполномоченное им осуществлять перевозку
(обычно это авиакомпания, предоставляющая
самолет по договору).
Предметом договора воздушного чартера
является предоставление самолета (самолетов)
для выполнения разового или нескольких
полетов. Сторонами этого договора являются
фрахтователь (заказчик) и собственник
самолета (авиакомпания).
Проформы воздушных чартеров разрабатываются
авиакомпаниями и представляют собой
примерный договор, который может дополняться
сторонами при его заключении. Проформы
содержат следующие реквизиты:
· характеристика предоставляемого самолета;
· размер платежей за его использование;
· маршрут и расписание полетов;
· ответственность собственника самолета.
Плата за использование самолета именуется
фрахтом. Она может исчисляться за рейс
или за почасовое использование воздушного
судна. В обеспечение уплаты фрахта предусматривается
залоговое право на груз.
Положения Варшавской конвенции распространяются
на чартерные воздушные перевозки, если
фактический перевозчик осуществляет
перевозки на условиях данной Конвенции.
По Гвадалахарской конвенции потерпевший
может предъявить по своему усмотрению
иск либо к фактическому перевозчику,
либо к перевозчику, заключившему договор
воздушного чартера, либо к обоим перевозчикам
вместе.
43 Транспортными конвенциями регламентированы
три сферы международных перевозок:
· развитие торгового судоходства;
· безопасность мореплавания;
· имущественная ответственность международного
перевозчика (судовладельца) за причиненный
ущерб.
Конвенция ООН по морскому праву 1982
г. является одним из важнейших достижений
мирового сообщества и образно названа
<Хартией морей>.
В области морских перевозок грузов основными
транспортными конвенциями являются:
1. Брюссельская конвенция об унификации
некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924
г.
2. Брюссельский протокол от 23.02.1968 г., внесший
изменения в Брюссельскую конвенцию 1924
г. (вступил в силу в 1978 г.).
3. Конвенция о Кодексе поведения линейных
конференций от 06.04.1974 г. (вступила в силу
в 1983 г.).
4. Конвенция ООН о морской перевозке грузов
от 30.03.1978 г. (Гамбургские правила, вступили
в силу в 1992 г.).
Основные условия морских
1. Международной конвенцией об унификации
некоторых правил, относящихся к перевозке
пассажиров морем, от 29.04.1981 г.
2. Международной конвенцией об унификации
некоторых правил о перевозке морем багажа
и пассажиров, от 27.05.1967 г.
3. Афинской конвенцией о перевозках морем
пассажиров и их багажа, от 13.12.1974 г.
Основы правового режима торгового
судоходства закреплены в двусторонних
соглашениях о торговле и мореплавании.
Этими соглашениями предусмотрено
взаимное предоставление национального
режима судам другой страны, оказание
помощи при авариях на море.
Многие условия международных морских
перевозок регулируются нормами внутреннего
законодательства.
При межународных морских перевозках
используются морские обычаи (например,
обычаи морских портов).
На морском транспорте сложились две формы
его эксплуатации:
1. Нерегулярное (трамповое) судоходство,
при котором морское судно выполняет одиночные
рейсы на переменных направлениях.
2. Регулярное (линейное) судоходство, при
котором движение морских судов осуществляется
между определенными портами по заранее
объявленному расписанию.
Линейные перевозки осуществляются объединениями
судовладельческих компаний, получившими
название линейных конференций. Линейные
конференции создаются на важнейших морских
путях, где имеются стабильные грузопотоки.
Правовой статус этих конференций определяется
соглашением, заключенным ее участниками.
Обслуживание морских судов в портах иностранных
государств выполняется агентами судовладельца
(агентирование судов) и включает обеспечение
морского корабля причалом, выполнение
погрузочно-разгрузочных работ, снабжение
морского корабля, топливом и водой, оформление
документации, выполнение таможенных
формальностей.
Международные морские перевозки грузов
осуществляются по чартеру или по коносаменту.
С помощью чартера осуществляется морская
перевозка крупных партий грузов, поэтому
при таких перевозках предоставляется
все судно или его часть.
Согласно договору перевозки в форме чартера
судовладелец обязуется на возмездной
основе в течение обусловленного соглашением
сторон срока осуществлять перевозку
грузов морским путем по определенным
маршрутам.
Наиболее распространенными видами чартеров
являются рейсовый чартер, тайм-чартер.
При рейсовом чартере морское судно или
его часть предоставляется для перевозки
грузов на один или несколько рейсов.
При тайм-чартере морское судно или его
часть предоставляется для перевозки
грузов на определенное время. Сколько
при этом будет совершено рейсов, существенного
значения не имеет.
Морской чартер является сложной сделкой:
содержит до 60 условий перевозки грузов
(характеристика предоставляемого судна,
порядок его подачи, сведения о перевозимом
грузе, порядок проведения погрузочно-разгрузочных
работ, расчеты по фрахту). Условия морского
чартера могут по соглашению сторон изменяться
и дополняться путем включения соответствующих
оговорок.
Отсутствие международных транспортных
конвенций о чартере восполняется системой
проформ морских чартеров, разрабатываемых
объединениями судовладельцев, некоторыми
международными организациями.
Проформы морских чартеров носят рекомендательный
характер, разрабатываются применительно
к отдельным видам грузов, поэтому различают
зерновые, лесные, угольные, нефтяные и
другие проформы морских чартеров.
Во многих странах мира фрахтование морских
судов в форме чартера осуществляют брокеры.
Правовой основой их деятельности является
договор поручения, который заключается
между брокером и его доверителем (грузовладельцем
или отправителем груза). Брокер по поручению
своего доверителя подыскивает необходимые
морские суда и заключает от его имени
договор фрахтования в форме чартера.
Согласно Брюссельской конвенции 1924 г.
коносамент выдается морским перевозчиком
после принятия груза. Он является документом
наличия договора перевозки и удостоверяет
факт принятия груза. В зависимости от
того, осуществляется морская перевозка
на основании чартера или без него, различают
коносаменты чартерные и линейные.
По способу обозначения грузовладельца
коносаменты делятся на именные, ордерные
и предъявительские. Особым видом коносамента
являются прямые (сквозные) коносаменты.
Они предусматривают выполнение перевозок
грузов несколькими перевозчиками. Морской
перевозчик обязан действовать надлежащим
и тщательным образом при погрузке, обработке,
укладке, перевозке, сохранении, выгрузке
перевозимых грузов.
Международные конвенции о перевозках
пассажиров морем регламентируют некоторые
условия пассажирских перевозок: ответственность
судовладельца перед пассажиром, сроки
исковой давности, порядок разрешения
возникающих споров. Конвенция 1961 г. возлагает
на морского перевозчика ответственность
при наличии его ошибки или небрежности,
которые презюмируются, если имело место
кораблекрушение, столкновение, посадка
на мель, взрыв или пожар. В других случаях
причинение вреда должно быть доказано
истцом (пассажиром). Согласно Конвенции
1967 г. ответственность морского перевозчика
исключается в отношении перевозимых
транспортных средств и особо ценного
имущества (золото, драгоценности, ценные
бумаги, произведения искусства) в случае
навигационной ошибки, если по такому
имуществу не было заключено письменное
соглашение.
Афинская конвенция 1974 г. установила следующие
пределы имущественной ответственности
морского перевозчика:
· за вред, причиненный здоровью пассажира,
- 700 тыс. франков;
· в отношении ручной клади - 12,5 тыс. франков
· в отношении транспортных средств - 50
тыс. франков;
· в отношении других предметов - 18 тыс.
франков за пассажира.
Срок исковой давности по морским пассажирским
перевозкам равен двум годам.
44 К важнейшим актам, регулирующим международные
автомобильные перевозки, относятся:
1. Конвенция о дорожном движении от 19.09.1949
г.
2. Протокол о дорожных знаках и сигналах
от 19.09.1948 г.
3. Конвенция о договоре международной
дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 г.
(Конвенция ЦМР). Республика Беларусь присоединилась
к ней в 1993 году.
4. Таможенная конвенция МДП от 15.01.1959 г.
(в 1978 г. вступила в силу новая редакция
- Конвенция МДП-ТИР).
5. Конвенция о договоре международной
автомобильной перевозки пассажиров и
багажа от 01.03.1973 г. (Конвенция КАПП).
Двусторонние соглашения, заключенные
Республикой Беларусь с другими
государствами, устанавливают следующие
общие требования для международных
автомобильных перевозок:
· перевозки могут выполняться перевозчиками,
которые согласно национальному законодательству
допущены к осуществлению такого рода
перевозок;
· перевозки должны осуществляться на
основании специальных разрешений, выдаваемых
компетентными органами соответствующих
государств;
· перевозки должны производиться по шоссейным
дорогам, открытым для международного
автомобильного сообщения;
· используемые в международном сообщении
автотранспортные средства подлежат обязательному
страхованию на случай причинения ущерба
третьим лицам.
В соответствии с Конвенцией о дорожном
движении автомобиль, используемый для
международного сообщения, должен иметь
свидетельство о регистрации, регистрационный
номер, отличительный знак своего государства,
опознавательные знаки установленной
формы. Минимальный возраст для управления
автомобилем установлен в 18 лет.
Протокол о дорожных знаках и сигналах
ввел единообразную в международной практике
систему дорожных знаков и сигналов.
Конвенция ЦМР определяет основные условия
договора международной автомобильной
перевозки грузов: устанавливает реквизиты
автомобильной накладной, предусматривает
порядок приема груза к перевозке и выдачи
его в пункте назначения, права и обязанности
сторон при автомобильной перевозке грузов
международного сообщения.
В автомобильной накладной, которая является
доказательством принятия груза перевозчиком,
указываются: место и дата ее составления,
имена и адреса отправителя груза, перевозчика
и получателя, место и дата принятия груза,
способ упаковки груза, число мест, провозная
плата.
Перевозчик, принимая груз к перевозке,
обязан проверять правильность содержащихся
в накладной данных о количестве мест,
внешнее состояние груза и его упаковки.
Конвенция МДП-ТИР предусматривает при
автомобильных перевозках грузов составление
особого таможенного документа - книжки
МДП (международной дорожной перевозки).
Согласно данной Конвенции перевозка
грузов должна выполняться в запломбированных
транспортных средствах и контейнерах.
При соблюдении необходимых предписаний
перевозка грузов может осуществляться
без таможенного досмотра в странах, являющихся
участниками Конвенции МДП-ТИР.
Во время приемки груза коммерческий акт
не составляется. Обнаруженные при сдаче
груза недостача, порча или повреждения
удостоверяются соответствующими отметками
на накладной и скрепляются подписями
грузополучателя и перевозчика.
Предел имущественной ответственности
перевозчика при несохоранности груза
установлен в размере 25 франков за кг веса
брутто, а при просрочке в доставке груза
- в размере суммы провозных платежей.
Перевозчик освобождается от имущественной
ответственности, если несохранность
и просрочка в доставке груза вызваны
обстоятельствами, которых он не мог избежать.
Конвенцией ЦМР не предусмотрено обязательное
предъявление претензии к перевозчику.
Общий срок исковой давности определен
в один год. Споры, возникающие при международных
автомобильных перевозках, должны решаться
в суде. По соглашению сторон допускается
передача спора на разрешение арбитража.
Междунаодные автобусные перевозки пассажиров
регулируются Конвенцией КАПП. Согласно
данной Конвенции международные автобусные
перевозки могут быть:
· регулярные;
· нерегулярные;
· маятниковые.
Под регулярной понимается такая перевозка,
которая выполняется в соответствии с
опубликованным расписанием движения
автобусов на определенной трассе с указанием
мест (пунктов) посадки и высадки пассажиров.
Нерегулярной признается перевозка, которая
не отвечает указанным требованиям.
Маятникоой перевозкой считается перевозка
пассажиров с территории одного государства
к месту временного пребывания на территории
другого государства и перевозка тех же
пассажиров автобусами того же перевозчика
обратно в страну их первоначального отъезда.
Свидетельством заключения договора автобусной
перевозки пассажиров является билет,
который может быть именным и на предъявителя.
Пассажир пользуется правом: проезда в
автобусе согласно билету; бесплатного
(или со скидкой) провоза с собой детей,
ручной клади, домашних животных; провоза
багажа за отдельную плату, предусмотренную
тарифом; пользования другими услугами
(ночлег, питание в пути).
Общий вес ручной клади не может превышать
20 кг, а багажа - 30 кг. Не допускается перевозка
ручной клади и багажа, содержащих:
· предметы, перевозка которых запрещена
законодательством государства, на территории
которого выполняется автобусное сообщение;
· воспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные,
отравляющие вещества;
· огнестрельное оружие, колющие и режущие
предметы без чехлов;
· преметы, которые из-за своего объема
и формы не приспособлены к автобусной
перевозке (велосипеды).
При повреждении здоровья пассажира
общая сумма возмещения не может
превышать 250 тыс. франков за одного
пострадавшего. Национальным законодательством
может быть установлен более высокий
предел имущественной ответственности
перевозчика.
При несохранности багажа возмещение
не может превышать 500 франков за единицу
багажа и 2 тыс. франков на пассажира.
Общий срок исковой давности при причинении
вреда здоровью пассажира составляет
три года, по другим требованиям - 1 год.
Иск может быть предъявлен в один из следующих
судов:
· по месту нахождения ответчика или конторы,
при посредстве которой был заключен договор
перевозки;
· по месту причинения вреда;
· по месту отправления либо назначения.
45 Смешанные перевозки - перевозки, которые
осуществляются с участием нескольких
видов транспорта.
Регулируются Конвенцией о международных
смешанных перевозках грузов (май 1980 г.,
Женева).
Действие данной Конвенции распространяется
на все виды транспорта.
Осуществляет смешанные перевозки оператор,
который объединяет функции экспедитора
и перевозчика. Оператором может быть
юридическое или физическое лицо, заключившее
в установленном порядке договор смешанной
перевозки, и взявшее на себя за определенное
вознаграждение ответственность за исполнение
этого договора.
Оператор принимает груз для выполнения
смешанной перевозки. Доказательством
сдачи груза оператору является экспедиторская
расписка установленной формы. Оператор
обязуется транспортировать полученный
им груз в пункт назначения. Он принимает
на себя обязательство оформлять в процессе
перевозки необходимые документы, производить
(за счет грузовладельца) соответствующие
платежи, выполнять таможенные формальности.
Оператор может сам осуществлять те или
иные транспортные операции либо вправе
заключать для выполнения таких операций
договор перевозки с предприятиями и организациями
других видов транспорта.
Правоотношения в связи с перевозкой груза
в смешанном сообщении у грузовладельца
возникают с оператором, а не отдельными
перевозчиками (исполнителями смешанной
перевозки).
Доставка груза на всем пути его следования
производится по одному перевозочному
документу - прямому (сквозному) смешанному
коносаменту.
В 1973 г. Международной торговой палатой
изданы Унифицированные правила о документе
смешанной перевозки.
Имущественная ответственность оператора
смешанной перевозки наступает за вину,
которая презюмируется. В случае несохранности
груза предел имущественной ответственности
оператора установлен в размере СПЗ за
место или 2,75 СПЗ за 1 кг веса. Если в перевозке
груза в смешанном сообщении не участвует
морской перевозчик, предел имущественной
ответственности - 8,33 СПЗ за 1 кг веса (единица
специального права заимствования - около
15 франков).
При просрочке в доставке груза предел
имущественной ответственности оператора
определен в размере не более 2,5 провозного
платежа, приходящихся на задержанный
доставкой груз.
Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"