Шпаргалка по дисциплине "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

В целом процесс правопреемства происходил в рамках норм МП, но были особ-сти:

  • В институте правопреемства – новое понятие – «государство-продолжатель» (РФ). РФ продолжила членство в Совете Безопасности ООН. Данное решение было принято советом глав государств 22.12.91.
  • РФ продолжила за СССР статус ядерной державы: 12 государств достигли соглашения о совместных мерах в отношении ядерного оружия 22.12.91., в котором предусмотрено перемещение в РФ ядерных средств бывшего СССР из Белоруссии, Казахстана, Украины, закрепление за ними статуса неядерных держав и обязательство присоединиться в этом качестве к договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г.
  • 3.01.92 г. МИД РФ разослал ноты главам иностранных государств, в которых  сообщалось, что посольства и консульства бывшего СССР необходимо считать посольствами и консульствами РФ; РФ продолжит функции депозитария – хранителя подлинного текста международного договора.

РФ как государство – правопреемник.

Собственность должна распределяться в справедливых долях.

22.01.92. – соглашение о  распределении собственности бывшего  СССР (РФ – 64%, Украина – 16%...); соглашение  о распределении долгов СССР.

РФ берёт на себя обязательства по выплате долга, всю собственность. Мировое сообщество списало 40% долгов бывшего СССР.

Архивы: целостность и доступность.

Международные договоры о государственной границе перезаключены. РФ участвует во всех договорах СССР.

 

8. Нормообразование  в МП.

Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП; общее правило, рассчитанное на неоднократное применение.

Особенности:

    • Предмет регулирования – международные отношения
    • Порядок создания
    • Форма выражения
    • Обеспечение реализации.

В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

В процессе создания норм – 2 стадии:

  1. достижение соглашения относительно содержания правила поведения
  2. выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

Нормообразование в МП началось с формирования обычных правовых норм.

Международная обычная правовая норма – это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты МП признают обязательный характер.

Критерии практики:

  • должна быть достаточно определенной, чтобы можно было выделить общее правило;
  • длительность, устойчивость.

Пример быстрого формирования обычной правовой нормы: 1957 г. – СССР – искусственный спутник → все констатировали создание международной нормы права по свободе исследования и использования космическоо пространства.

Эта норма не содержит чётких формулировок, для определения её содержания используются следующие средства:

  • решения международных судебных учреждений
  • резолюции органов международных организаций (акт какого-либо органа международной организации).
  • труды учёных-юристов международников
  • национальное право государств, правоприменительная практика государств, односторонние акты государств – выступления представителей государств на конференциях.

В современном МП большинство норм были кодифицированы и закреплены в соответствующих международных договорах: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Способ создания договорных правовых норм регламентирован Венской конвенцией о праве международных договоров.

 

9. Нормы МП: понятие, виды. Нормы-принципы.

Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП; общее правило, рассчитанное на неоднократное применение.

Особенности:

    • Предмет регулирования – международные отношения
    • Порядок создания
    • Форма выражения
    • Обеспечение реализации.

Виды:

По форме:

а) документально закреплённые (договорные правовые нормы)

б) документально не закреплённые (обычные нормы МП).

По субъектной сфере действия:

а) универсальные (регулируют отношения всех или большинства субъектов МП, составляют общее МП).  Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Устав ООН.

б) партикулярные (действуют в отношении ограниченного числа субъектов МП) = региональные, локальные.

По методу правового регулирования:

а) диспозитивные – нормы, в рамках которых субъекты МП могут сами определять своё поведение, права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. Ст. 1 Конвенции о правах ребёнка 1989 г.

б) императивные – государство и иные субъекты МП должны вести себя так, как указано в данной норме. Среди них – нормы jus cogens – неоспоримое право. Ст. 53 Венской конвенции 1969 г.: норма jus cogens - норма общего МП, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо. Она может быть изменена последующей нормой, носящей такой же характер.

Они являются универсальными и не включают в себя отраслевые принципы; имеют характер общепризнанных (п.4 ст. 18 Конституции РФ); являются нормами jus cogens.

Основные принципы (являются нормами jus cogens):

  • суверенное равенство государств
  • неприменение силы или угрозы силой
  • мирное урегулирование споров
  • невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства
  • сотрудничество государств
  • равноправие и самоопределение нородов
  • нерушимость государственных границ
  • нерушимость территориальной целостности государств
  • уважение прав человека
  • добросовестное выполнение международных обязательств.

 

10. Источники МП: понятие, виды. Акты международных организаций  и международных конференций, их  роль в международном правовом  регулировании.

Источники - это внешняя форма выражения норм МП. В МП нет единого документа, в котором бы перечислялись все источники МП.

Традиционные: международный договор, международный обычай.

П.1 ст.38 Статута международного суда: международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Международный обычай всегда содержит одну норму, нет чётких словесных формулировок.

Ст.2 Венской конвенции 1969 г.: международный договор – это международное соглашение, заключаемое государствами в письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от наименования.

Международный договор может заключаться в устной форме, но положения Венской конвенции 1969 г. регламентируют порядок создания, действия, действительности только письменных договоров. Международный договор может заключаться не только государствами, но и другими субъектами МП. Договор может называться конвенцией, соглашением, пактом, хартией, уставом.

Международный договор – основной источник МП. Его форма позволяет чётко сформулировать права и обязанности сторон; договором урегулированы все области международных отношений; международный договор обеспечивает эффективное взаимодействие и согласование норм МП и внутригосударственного права.

Международный договор и международный обычай равны по юридической силе.

Акты международных организаций – акты, принимаемые органами международных межправительственных организаций. Распространенное наименование – резолюция, декларация, план, программа. Это акты, принимаемые в рамках созываемых международных конференций. Такие конференции могут создаваться:

  • Для разработки МД (дипломатические конференции) – акт, в котором фиксируется принятие МД. Носит разовый характер, источником МП будет договор.
  • Для обсуждения выполнения ранее принятого МД. По результатам принимается заключительный акт.
  • Для обсуждения новых проблем, которые ещё не урегулированы нормами МП.

Акты международных конференций – декларация, план, программа, заключительный акт.

1 т.з.: Сторонники признания за данными актами качества источников МП

  1. те, которые содержат новые нормы МП
  2. если за принятие этого акта проголосовало большинство присутствующих государств.

Например, Всеобщая Декларация прав человека (акт Генеральной Ассамблеи ООН) 1948 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г.

2 т.з.: В таких актах содержится авторитетное мнение, позиция государств в это время. Содержащиеся в актах положения могут впоследствии стать нормами МП в результате практики государств.

 

11. Соотношение международного  договора и международного обычая.

МД и МО - это традиционные источники МП.

П.1 ст.38 Статута международного суда: международный обычай – это докозательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Международный обычай всегда содержит одну норму, нет чётких словесных формулировок.

Ст.2 ВК 1969 г.: МД – это международное соглашение, заключаемое государствами в письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от наименования.

МД может заключаться в устной форме, но положения ВК 1969 г. регламентируют порядок создания, действия, действительности только письменных договоров. МД  может заключаться не только государствами, но и другими субъектами МП. Договор может называться конвенцией, соглашением, пактом, хартией, уставом.

МД – основной источник МП. Его форма позволяет чётко сформулировать права и обязанности сторон; договором урегулированы все области международных отношений; МД обеспечивает эффективное взаимодействие и согласование норм МП и внутригосударственного права.

МД и МО равны по юридической силе.

 

12. Невмешательство  во внутренние дела государства.

Этот принцип закреплён в Уставе ООН, конкретизирован в Декларации ООН 1965 г. Ни одно государство или группа государств не может вмешиваться прямо или косвенно  во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства, применять акты военного, политического, друого принуждения с целью добиться подчинения государства в осуществлении им своих суверенных прав. Запрещяется организация или поощрение подрывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого государства.

МП не регламентирует внутреннюю компетенцию государства, т.к. она обусловлена государственным суверенитетом.  Вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту МП решать дела, входящие в его компетенцию. Однако, каждое государство может оказывать помощь другому государству на взаимных согласиях. Можно оказать иную помощь, в том чсиле военную (если правительство находится в меньшинстве, то ему помощь не может быть оказана в случае гражданской войны, т.к. это нарушает принцип самоопределения народов). Можно вмешаться в дела другого государства, если нарушаются права человека или когда на территории какого-либо государства произошёл вооруженный конфликт, последствия которого распространяются на соседние государства.

 

13. Принцип неприменения  силы или угрозы силой. Определение агрессии.

Конвенция о мирном решении международных столкновений 1899 г., Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам 1907 г.

П.2 ст.4 Устава ООН: сила – прежде всего вооруженная сила.  Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, так и другим образом, несовместимым  с целями ООН. Применение вооруженной силы в МП понимается как акт агрессии. Агрессия в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. определена путём перечисления 7 конкретных агрессивных актов (бомбардировки, блокада портов, невывод войск…). Соучастие в агрессии – 1 государство разрешает применять вооруженную силу другому государству против третьего со своей территории. Квалифицировать акт как агрессию может только Совет Безопасности ООН. Для этого – критерии противоправности – принцип первости (применение первым вооруженной силы), серьёзность намерения. Агрессия – преступление против мира и безопасности человечества, влекущее международную ответственность. Данный принцип не исключает правомерного применения силы в порядке самообороны и не противоречит применению вооруженной силы объединёнными вооруженными силами ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.

 

14. Право международных  договоров: понятие, источники, внутригосударственное  право о международных договорах  РФ.

Право МД - это совокупность принципов и норм, регулирующих порядок заключения, вопросы действия, толкования и прекращения действия международных договоров.

Источники – международный договор и обычай. 1968 – дипломатическая конференция по кодификации норм права международных договоров (Венская конвенция 1969). Венская конвенция «О праве международных договоров между государствами и международными организациями, между международными организациями» 1986. Обе конвенции  констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут регулироваться нормами международного обычного права. Большое значение в регламентации договорной деятельности государств имеет внутригосударственное законодательство. В конституциях и других законодательных актах указываются лица и органы, которые уполномочены вести переговоры, заключать договоры, устанавливается порядок их ратификации, исполнения, денонсации. В законодательстве РФ этим вопросам посвящены отдельные статьи Конституции РФ, ФЗ «О международных договорах РФ» 15.07.95 и другие нормативные акты. ФЗ основан на Венской Конвенции 1969 г. – для конкретизации  в системе российского законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международное право"