Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международное право".
15. Международный договор: понятие, структура, виды.
МД – это международное соглашение, заключенное в письменной форме между государствами.
Структура:
1)преамбула (предпосылки создания международного договора, цели заключения, правовые документы, которые легли в основу);
2)основная часть (права и обязанности сторон);
3) заключительные положения (порядок вступления в силу, срок действия, положения об оговорках, о денонсации, о внесении изменений)
Язык МД – если небольшое количество государств (2-3), то на их языках, если много, то: сами опеделяют язык; если договор в рамках международных организаций, то на официальных языках международных организаций.
Виды МД
1) по количеству участников (двусторонние, многосторонние, трёхсторонние - редко);
2) по территориальности (универсальные
– все или большинство
3) по доступности (открытые – свободные для присоединения любого заинтересованного государства – в рамках ООН; закрытые – невозможно присоединение др. государств);
4) внутригосударственные (межгосударственные, межправительственные, межведомственные).
16. Инициатива заключения МД на внутригосударственном и международном уровне.
Стадии:
1) подготовка и принятие текста,
2) установление аутентичности,
3) выражение согласия на
Инициатива.
а) на внутригосударственном уровне – в нормативном акте регулируется, какой орган может выступать с инициативой (в РФ – МИД и другой ФОИВ, но они совместно или с согласия МИД). Для этого представляется предложение о заключении МД. Содержание: обоснование необходимости МД, проект МД, основные положения, анализ соотношения проекта с законодательством РФ, целесообразность. Иные положения, чем те, которые содержатся в законодательстве, подлежат экспертизе, заключению минюста. Данное предложение направляется в зависимости от уровня его заключения Президенту (межгосударственные, договор от имени РФ), или Правительству (межправительственные, межведомственные).
б) на международном уровне – государство, группа государств, международная организация. Инициатива связана с предоставлением проекта (не МИД РФ, а государство РФ).
17. Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
Разработка может быть по дипломатическим каналам (без встреч) или путем переговоров (с небольшим количеством участников), в рамках международных организаций или международных конференций каждое государство направляет своего представителя для участия в различных МД. Ему даются полномочия - документ, удостоверяющий право лица участвовать в заключении МД. Полномочия не требуются главе государства, главе Правительства, министрам иностранных дел – им не требуются полномочия для осуществления всех действий по заключению МД. Главе дипломатических представительств, главе представительств при международных организациях, главе делигации на конференции не требуются полномочия лишь при разработке и принятии текста МД. Перечень лиц - в Венской конвенции 1969 г. В ФЗ РФ «О МД РФ» перечень расширен (руководитель ФОИВ при межведомственных договорах).
Конференция начинается со сдачи полномочий, например, главному секретарю; лицу, определяемому регламентом конференции, генеральному секретарю (в рамках международной организации).
Способ принятия текста:
1) голосование (простое большинство голосов, квалифицированное большинство – 2/3 от присутствующих и участвующих). На международных конференциях – квалифицированное большинство.
2) консенсус – может затянуться на долгие годы, пока не достигнут соглашения.
18. Формы (способы) выражения согласия на обязатательность МД.
1) подписание – одна из форм согласия на обязательность. При этом подписание является и формой окончательного принятия текста договора, и формой выражения согласия на обязательность. Иногда это только принятие, в других случаях ещё и согласие на обязательность.
2) обмен документами (если две или небольшое количество сторон) – упрощённая процедура заключения МД. Должностные лица направляют друг другу ноты, в которых излагаются согласованные положения по существу вопроса.
3) принятие и 4) утверждение – осуществляется определенными высшими ОГВ в РФ в форме ФЗ, по другим основаниям межгосударственные международные договоры утверждаются и принимаются президентом РФ, межправительственные – правительством, межведомственные – руководителем ФОИВ.
5) ратификация – это согласие государства, выраженное высшим ОГВ в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством, это наиболее авторитетный способ. ФЗ «О МД» устанавливает обязательный перечень договоров, подлежащих ратификации: а) договоры, требующие внесения изменений или принятия новых ФЗ и договоры, которые содержат правила иные, чем установленные в законе. б) МД о правах человека, в) МД стратегического характера, г) МД о территориальном разграничении д) МД о международных объединениях, которые обладают надгосударственными полномочиями, е) МД о перемещении культурных ценностей. Порядок: в форме ФЗ. После подписания Президентом оформляется ратификационная грамота, которая подписывается министром иностранных дел, Президентом РФ. Договор направляется депозитарию международных договоров (хранитель подлинного текста договора). Он определяется при разработке текста и указывается в заключительной части. Он отвечает в целом за статус МД и информирует государства о вступлении в силу, об оговорках, о денонсации.
6) присоединение – оговаривается в договоре. Обычно после вступления в силу путём депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении.
19. Ратификация МД РФ: основания, процедура. Обмен и депонирование ратификационных грамот. Функции депозитария.
Ратификация - это согласие государства, выраженное высшим ОГВ в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством, это наиболее авторитетный способ. ФЗ «О МД РФ» устанавливает обязательный перечень МД, подлежащих ратификации: 1) дог-ры, требующие внесения изменений или принятия новых ФЗ и дог-ры, к-ые содержат правила иные, чем установленные в з-не. 2) м/н дог-р о правах человека, 3) м/н дог-р стратегич хар-ра, 4) о терр-м разграничении (о гос границе, о конт шельфе, искл экон зоне), 5) м/н дог-р о м/н одъедин-х, к-ые обладают надгос-ми полномочиями, 6) о перемещении культ-х ценностей, о космосе, о займах РФ.
Порядок: в форме ФЗ. После подписания През-том оформ-ся ратифик-я грамота, к-ая подпис-ся мин ин дел, Президентом РФ. Она подтверждает факт ратификации м/н договора. Состоит из 3-х частей (вступительная – указ-ся высший орган гос-ва, ратифицировавший дог-р; основная – текст дог-ра с оговорками; заключит-ая – заявление о добросовестном выполнении дог-ра). Дог-р направляется депозитарию м/н договоров (хранитель подлин-го текста дог-ра) – это депонирование ратиф-ых грамот. Он опред-ся при разработке текста и указ-ся в закл. части. М.б. любое гос-во, в РФ – МИД, м.б генсек в орг-и к-ая разработала этот м/н дог-р. Он отвечает в целом за статус м/н дог-в и информирует все гос-ва, к-ые участв-ют о вступ-и в силу, о всех док-тах, подтвержд-щих выражение согласия всех гос-в, об оговорках, о денонсации.
20. Оговорки и заявления к м/н дог-рам, их правовые последствия.
- заявление, сделанное гос-вом в момент выражения согласия на обяз-сть независимо от наименования в целях принять или исключить юр. действие опр. пол-ий дог-ра в их применении к данному гос-ву. Каждое гос-во имеет право на оговорку, за искл случаев когда: оговорка запрещена м/н дог-ром, дог-р предусм-ет оговорки, оговорка не д. противоречить объекту и целям м/н дог-в.
Все остальные гос-ва имеют право на возражение против оговорки (письменно). Гос-во может возразить на оговорку или согласиться с ней. Согласие м.б письменным или молчаливым (если гос-во не возразило против оговорки в теч 12 мес с момента, когда оно узнало о ней).
Правовые последствия оговорки:
1) м/у государством сделавшим и государством возразившим - норма на территории этого гос-ва не действует,
2) м/у гос-м сделавшим оговорку и гос-м согласившимся – новая норма,
3) м/у гос-м согласившимся и гос-м возразившим – действует старая норма. Оговорка, возражение м.б сняты в любое время.
Заявление – выражение своей позиции гос-вом по неважным вопросам (одобрение дог-ра). Если по сути явл-ся оговоркой, а наз-ся заявлением, то счит-ся оговоркой.
21. Вступление в силу м/н дог-ров. Рег-ция и опубликование.
Каждый м/н дог-р имеет самост. процедуру вступления в силу. Способы вступления в силу: 1) если дог-р заключён м/у небольшим кол-вом гос-в, то он как правило вступает в силу в момент выражения согласия на обязат-сть (с момента подписания, с момента обмена док-ми, составляющими дог-р); 2) для вступления в силу м/н дог-в нужно, чтобы согласие на его обяз-сть выразило опред кол-во гос-в. 3)по истечении опред времени после выражения согласия на обяз-ть м/н дог-ра (срок от 1 до 3 мес). Следует различать вступление м/н дог-а в м/н силу от вступления в силу для каждого гос-ва. С момента вступления м/н дог-а в силу гос-ва становятся гос-участниками.
Регистрация и опубликование.
Только после вступления в силу.
Рег-ция: 1) М/н уровень – ст 102 устава ООН предусм-ет рег-цию, осущ-ет генсек ООН. Обяз-сть по рег-ции м.б возложена на одно из гос-в-уч-ков. Если дог-р не зарег-н то он явл-ся действующим, но гос-ва не могут на него ссылаться в м/н орг-х. Рег-ция м.б. предусмотрена и др м/н регион-м орг-ми. 2) внутригос-й ур-нь – осущ-ся в МИД РФ.
Опубл-е: 1) М/н ур-нь – в каждой м/н орг-и м/н дог-р публикуется в сборниках, 2) внутригос-й ур-нь – ст 30 ФЗ «о м/н дог-х» в м/н дог-х согласие на обяз-ть к-ых выраж-ся в форме ФЗ в собрании зак-ва РФ, м/н дог-ы публ-ся в бюллетене м/н дог-в. Дог-р межвед-го хар-ра - в офиц-х изданиях ФОИВ.
22. Толкование м/н дог-ров.
- это выяснение действительного смысла и содержания.
ВК 1969 уст-ет принципы толкования:
1. должны толковаться
2. терминам д. придаваться их обычный смысл,
3. для толк-я использ-ся
Венская Конвенция дает доп. ср-ва толк-я: обст-ва заключения м/н договоров, подготовительные мат-лы. Но эти вспомогательные ср.-ва использ-ся, если толкование приводит к двусмысленным или абсурдным выводам.
Виды толкования:
1)аутентичное – то, к-ое дается гос-ми, закл-ми дог-р (в спец соглашениях, протоколах). Данное тол-е обладает наивысшей силой.
2)тол-е м/н орг-ми,
3)одностороннее толк-е – в толковательных заявл-х – разл гос орг-ми.
4) научное толк-е осущ-ся отдел ученые, научными коллективами.
23. Прекращение и приостановление действия м/н дог-ров.
Прекращение:
1) истечение срока действия, но дог-р м.б пролонгирован, если по окончанию действия дог-ра ни одна сторона не заявила о прекращении.
2) исполнение дог-а.
3) денонсация – одностор-ий
4) аннулирование -только по опред-м основаниям (в ВК 1969 г.) – односторонний отказ от м/н дог-ра на основе норм МП. Основания: а) сущ-ное наруш-е дог-ра одним уч-ком, б) коренное измен-е обст-в, кроме дог-в о гос границе. в) невозможность исполнения дог-ра (безвозвратное исчезнов-е предмета дог-а). В случае нарушения гос-во может приостановить договор. В случае войны прекращают действие дог-ры, рассчитанные на мирное время.
Приостановление:
1) в отн-ии всех уч-ков с
их согласия и после
2) в отн-ии 2-х или неск-х уч-ков
многостороннего дог-ра – по
соглаш-ю м/у ними, если эта
возм-сть предусмотрена дог-
3) в случае, если из последующего
дог-ра вытекает намерение его
уч-ков приостановить
4) в случае сущ-ного нарушения дог-ра.
Действие м/н дог-ра м.б. приостановлено През-том РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обяз-ым информированием Федерального Собрания и внесением проекта соотв. з-на.
24. Обеспечение выполнения м/н дог-ров. Принцип pacta sunt servanda.
Гос-ва д выполнять усл-я дог-в после вступления в силу (pacta sunt servanda).
Способы выполнения обяз-в м.б различными. В нек-х дог-х закреплен механизм обеспечения его выполн-я: м.б возложен на к-л орган м/н орг-и или на м/н орг-ю в целом. Сущ-т спец конвенционные органы для контроля за выполнением м/н дог-а. Гос-ва сам-но опред-ют способы обеспеч-я м/н дог-в. Ст 27 ВК 1969 г. содержит правило, по к-му гос-ва не могут ссылаться на положение своего внутр-го права в кач-ве оправдания для невыполн-я ими дог-ра.
Гос-во должно осущ-ть:
1) меры закон-го хар-ра:
а) в
конвенции д.б положение о
б)приведение всего зак-ва в соотв-е со своими м/н обяз-ми.
2) меры адм. хар-ра. Ф-ции обеспеч-я выполнения м/н дог-а возлаг-ся или на соотв. ОГВ, или на спец созд-й орган для этого м/н дог-р или группу дог-ров.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международное право"