Шпаргалка по дисциплине "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

 

34. ЕС: главные органы и их  компетенция

Евр. Совет –сессионный орган, не менее 2 р. в год. Собирается на ур-не глав гос-в или глав прав-в. Решает вопросы д-ти ЕС: о принятии нов. членов, нов. учр. док-тов, о переходе к нов.этапу, осущ-ет рук-во внеш.пол-кой и пол-кой безоп-сти, контролирует сотруд-во органов полиции и судов уг.- правовой сферы. Реш-я обязательны т. для гос-в-членов ЕС. Ст.4 Амстерд.дог-ра – институты ЕС. Особ-сти инст-тов: отвечают за текущую д-ть ЕС и способствуют выполнению задач в области функционир-я и развития общего рынка. Совет ЕС – зак.ф-ция, принимает норм.акты, к-ые имеют прямое значение, т.е. распростр-ся на ФЛ и ЮЛ гос-в-членов ЕС.Принятие реш-я на основе консенсуса или квалиф-ым больш-вом голосов, причём для голосования – процедура взвешенных голосов, т.е. каждое гос-во имеет опр.число голосов, кол-во к-ых зависит от роли гос-ва в интеграционных процессах, от населения, от экон. показателей. ФРГ, Фр., Вел., Италия – по 10; Люксембург – 2. Всего 87, для принятия акта - 62 голоса.

Европейская комиссия – постоянно действующий исп. орган. 20 комиссаров, избир-ся на 5 лет, треб-я: гр-во ЕС, высокая проф. квалиф-я, опыт, действия в интересах ЕС. Полномочия: Разработка проектов актов и бюджета ЕС; реком-ции по любому вопросу, входящему в сферу действия Евр. сооб-в: исполнение учр.док-в ЕС и норм. актов, принимаемых институтами ЕС. Если гос-во нарушает свои обяз-ва по док-там, то комиссия напр-ет предупреждение. Если гос-во не отреагирует, то комиссия м. обратиться в суд ЕС. Она представляет ЕС в м/н отн-ях с др. м/н орг-циями и др. гос-ми. Подотчётна Европарламенту, к-ый в случае неэф-ной работы комиссии м. принять реш-е о вынесении недоверия → ее роспуск.

Европарламент – сессион.орган, в нём представлены нац.парламенты. Макс. числ-сть 700 чел-к. В настоящее время – 626. От каждого гос-ва – опр.число депутатов. Выборы -прямым и всеобщим голосованием в соотв. с нац. избир. зак-вом. Полномочия: утв-ет / отклоняет проекты норм.актов, к-ые представляются комиссией ЕС, внесение изменений и поправок; принимает /отклоняет проект бюджета, отчёт об исполнении бюджета. 3. контролирует д-ть Еврокомиссии и Совета ЕС.

Суд ЕС обеспечивает применение права сооб-в поср-вом единообразного толкования и принятия учредит-х док-тов. Образован в 1952 г. состав – 15 судей и 8 ген. адвокатов – д/л суда, к-ые изучают дело и готовят его к рассм-ию. Суд рассм-ет: споры м/у гос-ми-членами ЕС; м/у институтами ЕС; м/у гос-ми-членами и институтами; выносит реш-я по обращ-ям нац-ых судов в случае необходимости толкова-ния положений учр. дог-ров ЕС или норм.-пр. актами ЕС, либо когда нац. суд обращ-ся с сомнениями по вопросам противоречия актов ЕС к.-л. док-там; даёт толкование или заключение по запросам к.-л. института ЕС.

 

35. ПВС: пон-е, ист-ки. Российское зак-во по вопросам внешних сношений.

– сов-сть норм, рег-щих статус и ф-ции гос-ых заруб. органов внешних сношений.

Органы – это органы гос-ва, посредством к-ых осущ-ся его связи с др. гос-ми и иными субъектами МП:

а) внутригос-ые (общей компетенции – глава гос-ва, парламент, прав-во или спец-ые – фед.мин-ва и ведомства);

б) зарубежные (постоянные: дипломатические представит-ва, консульские учреждение, представит-ва гос-в при м/н межправительственных орг-циях; временные:  спец. миссии, делегации на м/н конференциях).

Источники: м/н договоры и м/н обычаи.

В 1961 и 1963 гг. были проведены дипломатич. конференции, в рез-те к-ых были приняты:

1. Венская конвенция о дипл. сношениях (1961),

2. Венская конвенция о консульских  сношениях (1963), 

3. конвенция о спец. миссиях 1969 г., 

4. конвенция о предотвращении  и наказании прест-ий против  лиц, пользующихся м/н защитой, в  т.ч. дипл. агентов (1973),

5. конвенция о представ-вах гос-в  в их отн-ях с м/н орг-циями  универс-го хар-ра (1975).

Все эти дог-ры универсальные, но для тех гос-в, к-ые не подписали данный дог-р, действует м/н обычай.

Правовое пол-ие и порядок д-ти органов внешних сношений в соотв. с нормами МП регламентир-ся актами нац-го зак-ва, в числе к-ых К РФ, ФЗ «О м/н дог-рах РФ», отдельные статьи др. ФЗ, Положение о МИДе РФ, утв-ное Указом През-та РФ, Положение о Посольстве РФ, Положение о Консульском учреждении РФ, Положение о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном гос-ве, положение о постоянном представит-ве РФ при м/н орг-ции 1999г.  През-т РФ в соотв-вии с К РФ осущ-ет рук-во внешней пол-кой РФ, ведёт переговоры и подписывает м/н дог-ры, подписывает ратиф-ые грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нём дипл-ких представителей. Фед. собрание принимает з-ны, в т.ч по вопросам м/н отн-ий, ратификации и денонсации м/н дог-ров, статуса и защиты гос.границы РФ, войны и мира. Прав-во РФ подготавливает и заключает м/н дог-ры, именуемые межправит-ми, обеспечивает представит-во в ин.гос-вах.

 

36. Дипломатическое представительство

Установление ДО между гос-ми и учреж-е постоян.диплом. пред-тв осущ-ся по взаимному согласию. Гос-ва устан-ют ДО, а затем открываются ДП (пост. органы внешних сношений). Далее гос-во самост-но опр-ет ур-нь, на к-ом будут установлены эти отн-ия: высший – посольства, к-ые возглавляются классом послов и нунциев, аккредитуемых при главах гос-в, и других глав пред-тв эквивалентного ранга; спец. дипл. миссии – возглавляются классом посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах гос-тв; спец. дипл. миссии – возгл-ся поверенным в дела, аккредитуемым при МИДах.  Гос-во, к-ое открывает ДП, аккредитирующее гос-во, гос-во, в к-ом открывается ДП – гос-во пребывания. Внутр. стр-ра ДП: порядок уст-я должностей опред-ся зак-вом аккредитирующего гос-ва. Персонал ДП: дипл. персонал (лица, имеющие дипл. ранг – агенты, воен.атташе), адм.-тех. персонал и обслуживающий персонал.   "Частный домашний работник" есть лицо, выполняющее обязанности домработника у сотрудника предст-ва и не являющееся служащим аккред.гос-ва. Числ-сть раб-ков ДП опред-ет аккредитирующее гос-во. Однако Венская конвенция разрешает принимающему гос-ву рекомендовать числ-сть. По достижении договоренности об обмене ДП и об их уровне возникает необходимость в формировании ДП. Стадии назначения главы ДП: запрос агремана (согласие гос-ва принять конкр.лицо в кач-ве главы иностр. ДП, возможен немотивированный отказ), назначение на должность, прибытие в страну, офиц.вступление в должность после вручения верительной грамоты. В РФ: през-т РФ после соотв-щих консультаций с комитетами и комиссиями ФС РФ. Вручается верительная грамота – док-т, к-ый подтверждает его полномочия. Вступление в должность происходит в соотв. с тем порядком, к-ый предусмотрен в стране пребывания (РФ – вручение верительной грамоты през-ту). Для всех остальных членов диплом-го персонала утв-ия не треб-ся. Ф-ции ДП: представляет инт-сы аккредитирующего гос-ва; защищает инт-сы аккредитирующего гос-ва, его ФЛ и ЮЛ; осущ-ет ведение переговоров с прав-вом гос-ва пребывания; способствует развитию и поддержанию друж-ых отн-ий м/у аккредитирующим гос-вом и гос-вом пребывания; собирает всеми законными способами инф-цию о гос-ве пребывания. Венская конвенция 1961, ст.3: ДП могут осущ-ть ф-ции консульства, когда в гос-ве пребывания нет консульства аккредитирующего гос-ва. Для этого в ДП создаётся консульский отдел.  Осн-ия прекращ-я д-ти ДП: разрыв диплом-х отн-ий; воор. конфликт; исчезновение одной из сторон в кач-ве S-та МП, признание персоной нон грата  или в случае дисмисла.

 

37. Консульские учреждения (КУ).

Венская конвенция о консульских сношениях (1963): "Консульское учреждение" (уровни) -любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство.  Уст-е консульских отн-й м\у гос-ми осущ-ся по взаимному согласию. Согласие, данное на уст-е дипл. отн-й м\у двумя гос-ми, означает, если иное не оговорено, согласие на установление конс. отн-й. Разрыв дипл.отн-й не влечет за собой разрыва конс-х. Виды: консульские отделы ДП-тв и самост.консульские учреждения. КУ м.б. открыто на тер-и гос-ва пребывания т. с согласия этого гос-ва. Назначение и допущение глав КУ: главы назначаются представляемым гос-м и допускаются к выполнению своих ф-ций гос-вом пребывания.  Представляемое гос-во снабжает главу КУ консульским патентом, составляемым при каждом назначении, удостоверяющим его должность и указывающим его ФИО, категорию или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение КУ. Если гос-во пребывания согласно, представляемое гос-во м.вместо патента послать гос-ву пребывания уведомление о назначении. Глава КУ допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны гос-ва пребывания, называемым экзекватурой, какую бы форму такое разрешение ни имело. Консульскими функциями являются: а) защита интересов представляемого гос-ва и его гр-н (ФЛ и ЮЛ; б) выдача паспортов и виз; в) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражд.состояния;  г) охрана интересов несовершеннолетних и лиц, не обладающих полной дееспособностью, к-рые явл. гр-ми представляемого гос-а; разъяснение зак-ва страны пребывания; осущ-е легализации ин. док-тов – последовательное удостоверение подписей и печатей на док-те. Функции прекращаются: а) по уведомлению государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются; b) по аннулировании экзекватуры; с) по уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала. Или воор. Конфликт, закрытие консульства, выход тер-ии, на к-ой нах-ся консульский округ из-под суверенитета гос-ва пребывания.

 

38. Привилегии и иммунитеты ДП и КУ

– те, к-ые ин-цам не предоставляются. Иммунитеты – изъятие из-под юрисдикции гос-ва пребывания. Они предоставляются не для личных выгод, а с целью создать благоприятные усл-ия для осущ-ния ф-ций ДП.  1.Помещения представительства неприкосновенны. Власти гос-ва пребывания не м. вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы предс-ва. На гос-ве пребывания лежит обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений пред-ва от всякого вторжения или нанесения ущерба.   Помещения пред-ва, предметы их обстановки, ср-ва передвижения предс-ва пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исп-ных действий. Неприкосновенна корреспонденция и архивы (почта не может быть вскрыта, неограниченна по весу и количеству). Налоговый иммунитет:  освоб-ся от уплаты всех налогов и сборов (хотя Венская конвенция указывает, что за конкр. услуги должны платить). Освобождаются от уплаты таможенных сборов и пошлин (им-во ДП – мебель, авто и т.д.).  КУ (ВК о консульских сношениях 1963 г.): помещения консульских учреждений неприкосновенны. Однако ВК говорит о том, что согласие главы консульского учрежд-я предполагается на доступ в помещение властей гос-ва пребывания в случае пожара и иного чрезвыч-го бедствия, требующих безотлагательных мер;     корреспонденция и архивы неприкосновенны. Если есть  основания полагать, что консульская почта сод-ит запрещённые к ввозу или вывозу предметы, то можно вскрыть. еприкосн-сть транспорта и им-ва.Освоб-ся от таможенных сборов.Освоб-ся от налогов. Если ДТП, то иски о возмещении ущерба.

 

39. Привилегии и иммунитеты конс. и дипл. агентов

– те, к-ые ин-цам не предоставляются. Иммунитеты – изъя-тие из-под юрисдикции гос-ва пребывания. Они предостав-ляются не для личных выгод, а с целью создать благопри-ятные усл-ия для осущ-ния ф-ций ДП. Дипл. агенты: не-прикосн-сть жилища; полный иммунитет от уг. и адм. юрис-дикции гос-ва пребывания. Если ДА совершил прест-е или адм. правонар-е, то гос-во пребывания м. объявить его персоной non grata. После этого аккредитирующее гос-во должно в разумный срок отозвать дипл-го агента. Если в разумный срок не отзывает, то гос-во пребывания начина-ет процедуру дисмисла – отказывается признавать его дипл. агентом → он станет обычным иностранцем;    час-тичный гр. иммунитет: а)м. предъявить иск в отн-ии недви-ж-сти дипл. агента, к-ый нах-ся в его част. соб-сти; б) ст. 42 Венской конвенции запрещает дипл. агенту заниматься ком. д-тью; в) – можно предъявить встречный иск;  г)нало-говые привилегии – осв-ие от уплаты всех прямых налогов;  таможенные льготы – им-во осв-ся от таможенных сборов и пошлин. Личный багаж не подлежит досмотру, но если есть основания полагать, что личный багаж сод-ит запре-щённые предметы или док-ты к ввозу или вывозу в дан. стране, то можно досмотреть.  Вместе с дипл. агентами такими привилегиями пользуются члены их семей: д. проживать вместе с ним; не д.б. гр-нами дан. гос-ва и постоянно проживать в дан. гос-ве. Члены адм.-тех-го и функц-го персонала обладают данными иммунитетами при осущ-нии своих полномочий. Привилегии и иммунитеты консульских агентов носят функц-ый хар-р, есть имму-нитет от гр., адм.юрисдикции. Иммунитет от УО имеет особ-сть: за сов-ие тяжкого прест-я консульский агент м.б. привлечён к отв-сти, но это может произойти т. на основе пост-ия компетентного органа. Когда устанавл-ся конс. отн-ия, гос-ва закл-ют двусторон-ние конс. конвенции. Эти конвенции м. устан-ть иначе вопрос о привилегиях и иммунитетах конс.агентов. Если есть такие конвенции, то их пол-я имеют приоритет над ВК 1963 г. По этим конвен-циям прив. и им-ты дипл. агентов м.б. прирав-нены к прив. и иммун-м конс. агентов. Конс. агенты д. являться для дачи показаний в соотв. органы в отличие от дипл. агентов, для к-ых это явл-ся правом. Если консульский агент всё-таки не явился, то принуд-го привода не м.б. Конс. агенты имеют привилегию от там. и нал.сборов. У адм.-тех-го и обслужи-вающего персонала иммунитеты и привилегии распростр-ся на их д-ть. Также не должны быть гр-нами гос-ва пребывания и не д. в нём постоянно проживать.

 

40.Международное гуманитарное право

Соврем. МГП включает в себя 3 группы норм:  нормы, действ-щие в нормальных ситуациях мирного времени; нормы, предназнач-ые для усл-ий вооруж. конфликтов с целью их наибольшей гуманизации; нормы, действ-щие как в мирное, так и военное время. МГП – сов - ть принципов и норм, касающихся закрепления, обеспечения, реализации и защиты прав челка. Ист-ки: м/н обычай и м/н дог-р – основной:   универсальные:  а)    комплексные:  м/н пакт о гражд. и пол.правах 1966 г. + 2 факультативных протокола (1-ый касается индивид-ых обращений в комитет по правам чел-ка (вступил в силу 01.01.92) 2-ой - отмены смерт. казни (принят в 1999 г. но РФ не уч-ет);   м/н пакт об эк-ких, соц-ых, и культ-ых правах (1966) РФ уч-ет в обоих пактах;  б) дог-ры, рег-щие статус отд-х категорий инд-дов: конвенция о статусе беженцев 1951 г.; о правах ребенка 1989 г.; о ликвидации всех форм дискриминации в отн-и женщин 1979; о полит.правах женщин 1982 г. в) дог-ры, касающиеся сотруд-ва гос-в в борьбе с массовым нарушением прав чел-ка: конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации  1956; о предупреждении преступности, геноцида и покаяние за него 1948; против пыток и др. жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинства видов обращения и наказания 1994; о ликвидации рабства институтов и обычаев, сходных с рабством 1926 г. (затем 1956 г.); г) дог-ры, реглам-щие защиту отдельных прав инд-дов: конвенции МОТ (О равном вознаграждении мужчин и женщин, о ликвидации принудит-го труда, о миним. возрасте к приему на работу), ЮНЕСКО (орг-ция ООН по вопросам образ-ия, науки и к-ры); д) дог-ры, направленные на защиту прав чел-ка на время воор-ых конфликтов: женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.  региональные: а) Конвенция защиты прав чел-ка и осн. свобод. К ней - 12 доп. протоколов. Каждый протокол явл-ся отдельным м/н дог-ром – для участия в каждом гос-во выражает согласие на обязат-сть. 6 протокол кас-ся отмены смертной казни, РФ его подписала, но не ратифицировала. б) Конвенция о правах чел-ка и осн. свободах 1993 г. разработана и принята в рамках СНГ. в) Американская конвенция о правах чел-ка; г)Европ. Хартия регион-ых языков и языков меньш-в; д) Европ. соц-ая Хартия; ж)Европ. конвенция против пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и нак-ия 1987 г.

 

41.  Международные  стандарты прав чел-ка (МСПЧ)

– это нормативный минимум, к-ый д.б. предоставлен участниками соотв-щих МД в отн-ии лиц, находящихся под их юрисдикцией. В широком смысле МСПЧ - все м/н нормы в области защиты прав чел-ка. Все эти нормы неоднородны:

1. Нормы, к-ые непосред-но  посвящены регламентации прав  и свобод чел-ка, нек-ые просто  констатируют право, не раскрывая  его сод-ия, а нек-ые раскрывают  сод-ие того или иного права (в узком смысле эти нормы  и есть МСПЧ)

2. Нормы, реглам-щие обяз-ва гос-ва уважать,  обесп-ть, соблюдать закрепл-ые в том или ином м/н дог-ре права чел-ка всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, путем осущ-ия необх-ых мер как на внутригос-ом, так и на м/н уровне. Отд. МД закрепляют меры, к-ые гос-во обязано осущ-ть в этих целях. ( п. 1 ст. 4 конвенции против пыток закрепляет обяз-сть гос-ва включить акты пытки в качестве самост-ых прест-ий в свое угол. зак-во) На м/н уровне гос-ва могут заключить м/н договор в развитие пол-ий данного дог-ра.

3. Нормы, закрепл-щие усл-ия пользования правами и свободами, включая сопряженные с ними з-ные запреты и ограничения. Огранич-я м.б. в целях обеспеч-я гос-й или общ-й безоп-сти, обеспеч-я общ-го порядка, охраны здоровья и нрав-сти нас-ия, защиты прав и свобод др. лиц.  Огранич-е в пользовании правами н. отличать от отступления гос-ва от своих обяз-в в области прав чел-ка (примеры: ст. 4 пакта о гр-ких и пол-ких правах, ст 15 Конвенции о правах чел-ка, ст. 35 Конвенции СНГ о правах чел-ка.)  Конвенция о правах чел-ка: в случае чрезвыч-го положения (война и др.), угрожающих жизни нации, гос-во может предпринимать меры в отступлении от своих обяз-в по дан. МД, но только степени, в к-ой это треб-ся остротой ситуации. Такие меры д.б. совместимы с др. обязат-ми по МД, не д.б. дискриминации. Закреплен порядок : гос-во д. информировать об этом генсека ООН, обосновать причины, опред-ь срок на к-ый гос-во отступает от своих обяз-стей. При этом указыв-ся усл-ия, при к-ых гос-во не может отступать : право на жизнь, на защиту от пыток, на свободу совести и религии, на уважение частной семейной жизни. Д.б соблюдены все процессуальные гарантии.

 

42. М/н механизм  обеспечения и защиты прав  чел-ка.

Это ф-ция многочисленных м/н межправит. орг-ций.  ООН: ген.ассамблея содействует осущ-ю прав чел-ка и свобод для всех без различия расы, языка, пола; комитет по соц. и гум. вопросам и вопросам к-ры; эк. и соц.совет. В рамках совета в кач-ве вспомогат.органа - комиссия по правам чел-ка, она включала специалистов и докладчиков, к-ые исследуют ситуацию  о грубых и массовых нарушениях прав чел-ка. 1994 – в рамках ООН создана должность верх. комиссара по правам чел-ка. Совет Европы –органы – пол. мех-змы обеспечения прав чел-ка. Н. рассм-ть конвенцион-ные м/н органы защиты прав чел-ка – созданы на основе конкр. МД. Компет-ция – обесп-ие выполнения гос-вами св. м/н обязат-в по данному МД. В МД указано: числ-сть орга-на; работают эксперты в личном кач-ве; компет-ция; хар-р принимаемых решений. Универс-ые органы (конвенцион-ные): комитет по правам чел-ка – на основе м/н пакта о граж. и пол. правах 1966, F– обесп-е выполнения обяз-в гос-в. Комп-ция рег-ся I факульт.дог-ром по пакту. Кол-во-18 эксп-ов. Комитет по правам ребенка –конв о правах ребенка 1989, 10 экс-ов. Комитет против пыток – конвенция против пыток 1984, 18 экс-тов. По ликв-ции расовой дискрим-ции – конв о ликв всех форм расовой дискрим-ции 1965, 10 экс-тов. По ликв-ции дискрим-ции в отн-ии женщин – конв 1979, 23 экс-та. Региональные: Евр суд по правам чел-ка – конв о защите прав и осн.свобод 1950; Комиссия СНГ по правам чел-ка  -93; Межамериканский суд по пра-вам чел-ка. Виды органов: 1. принятие и рассм-е докла-дов гос-в о выполнении ими своих обяз-в по МД: комитет по правам ребенка, по ликв-ции дискрим-ции в отн-ии жен-щин. МД предусматривают: 1) порядок предоставления докладов – ч/з генсека в комитет; 2) периодичность предос-тавления докладов.  Доклады: а) первоначальные – сод-т полную инф-цию о г-ве уч-ке: форма гос устр-ва, форма правления, правовая с/ма, ссылки на норм.-правовые акты и практика их применения; б) периодические – инф-ция, к-ая явл-ся новой, что изменилось с момента старого докла-да.  В МД  не предусм-ся отв-ть за непредставление докла-дов. После рассм-я эксперты формулируют мнение-заклю-чит.обзоры – рекомендательный х-р. 2. органы, к-ые кроме докладов м. рассм-ть инд. и межгос. жалобы: комитет по правам чел-ка, против пыток, по ликв-ции расовой дискрим-ции. МД предусм-ет кроме порядка предост-я докладов треб-ия к жалобам. Акты – рекомендат-ый хар-р. 3. т. меж-гос. и инд.жалобы – регион.органы. За исключ-ем комиссии СНГ по правам чел-ка, эти органы принимают юрид-обязат решения. К РФ (ч.3 ст.46): право каждого обращ-ся в меж-гос.органы защиты прав чел-ка на основе МД РФ. Во всех универсальных и регион-х (кр. америк.) РФ уч-ет. Все лица, к-ые нах-ся под юрисдикцией РФ, м. обращ-ся в органы 2 и 3 груп (кр. межамерик. органов).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международное право"