Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:52, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических, методологических и практических аспектов формирования валютной политики государства в условиях переходной экономики, выявление особенностей развития валютной политики России; разработка концепции корректировки валютной политики России в условиях переходной экономики.
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и становления валютной политики
1.1 Понятие и сущность валютной политики 4
1.2 Стратегические и текущие цели валютной политики России 7
2 Государственное регулирование валютной политики российской федерации
2.1 Характеристика валютной политики России 10
2.2 Российское законодательство в области регулирования валютной политики 11
3 Проблемы и пути совершенствования валютной политики российской федерации
3.1 Проблема выбора валютной политики России 16
3.2 Совершенствование валютной политики России 19
Заключение
1) дисконтная политика,
предполагающая воздействие с
целью регулирования и
2) девизная политика
предназначается для
Для того чтобы повысить курс национальной валюты, нужно ее скупать, чтобы понизить - продавать. Для интервенций используются официальные валютные резервы (изменение их уровня может служить показателем степени государственного вмешательства в валютную сферу). Помимо них источником средств для интервенций могут быть краткосрочные заимствования.
Интервенции могут проводиться на бирже (публично) и на межбанковском рынке (конфиденциально). Чтобы получить при этом желаемые результаты, необходимо:
- наличие достаточных резервов в центральном банке;
- доверие участников;
- связь фундаментальных экономических показателей с изменением денежной массы;
3) политика в области
валютных ограничений
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Характеристика валютной политики России
Текущая ситуация на валютном
рынке характеризуется
В периоды роста курса евро к доллару США на мировом валютном рынке, Банку России пришлось проводить интервенции в целях сдерживания резкого укрепления рубля.
В начале февраля обменный курс рубля снизился под влиянием заявления агентства Standard&Poor's об отсутствии планов по повышению суверенного рейтинга Российской Федерации после президентских выборов в марте 2004 г., однако это не привело к формированию соответствующей тенденции курсовой динамики. В целом в феврале курс доллара США к рублю был достаточно стабильным, что связано с закрытием коммерческими банками коротких позиций в течение большей части месяца. В периоды ослабления евро на мировом валютном рынке повышательное давление на курс рубля практически полностью отсутствовало.
С начала 2003 г. реальный курс рубля к доллару США возрос на 5,1%, а рост реального эффективного курса рубля России составил 2,9%.
2.2 Российское
законодательство в области
Основой валютного законодательства РФ является Федеральный закон от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции от 30.10.2007. Его последняя редакция содержит ряд новелл, позволяющих говорить о введении кардинально иного МВР взамен существовавшего ранее: впервые четко определены основные принципы валютного регулирования и контроля; по-новому обозначены органы валютного регулирования: отныне это - ЦБ РФ и Правительство РФ, причем последнему отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования (ст. 5); по-иному определены методы регулирования валютных операций (ВО), в число которых входят требования о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19) и о совершении ВО через банковские счета, открытые в уполномоченных банках (ст. ст. 13 - 14).
А именно: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики РФ; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (ст. 3).
Валютное законодательство в широком смысле включает в себя как законы, так и акты органов валютного регулирования (ЦБ РФ и Правительства РФ), нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в пределах их компетенции. За исключением случаев, прямо предусмотренных законом, такие акты применяются к отношениям, возникшим уже после их вступления в силу. К отношениям, возникшим ранее, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу. Акты, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Обратную силу, если прямо предусматривают это, могут иметь акты, отменяющие ограничения на осуществление ВО или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов. Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию - неопубликованные акты не применяются.
Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Такие акты не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования ВО. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. п. 3 - 6 ст. 4).
Выступая как органы валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, то есть вправе издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом Закон различает исключительные компетенции Банка России и Правительства РФ и их совместную компетенцию. Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения счетов нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает ЦБ РФ (п. п. 1 - 2 ст. 13). При осуществлении ВО юридическими и физическими лицами - резидентами расчеты по ним производятся через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается также ЦБ РФ (п. 2 ст. 14; п. 3 ст. 14).
Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (в настоящее время - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; таможенные органы и налоговые органы. Контроль за осуществлением ВО кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, а ВО резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами, контролируют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство РФ координирует
деятельность в области валютного
контроля федеральных органов исполнител
Акты валютного
Согласно этому документу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по их инициативе в пределах их компетенции (п. 1). Издаются они в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти издавать нормативные правовые акты не вправе (п. 2).
Акты валютного законодательства, принимаемые Президентом РФ как органом общей компетенции в области валютного регулирования в форме указов, в настоящее время немногочисленны. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 21.11.1995 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» в редакции от 08.04.2003. Такое положение вещей обусловлено тем, что большая группа валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, регулирование которых входило ранее в компетенцию Президента РФ, ныне вообще выведена из сферы валютного регулирования и рассматривается как группа операций на финансовом рынке.
Наряду с нормативным аспектом МВР, представленным актами валютного законодательства, в его структуре имеется и институционный аспект, представленный государственными органами, принимающими акты валютного законодательства и контролирующими их соблюдение. Такие государственные органы выступают как органы специальной компетенции в области валютного регулирования. Наделение Законом Банка России и Правительства РФ функцией по принятию актов валютного законодательства означает придание им статуса органов специальной компетенции.
Валютные отношения как структурный элемент МВР не представляют собой однородной массы: они имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и ВО, то есть действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам. Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не вполне подходят к данному вопросу.2
3ПРОБЛЕМЫ И
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Проблема
выбора валютной политики
С точки зрения фундаментальных факторов сложившуюся динамику обменного курса рубля можно назвать равновесной. На валютном рынке сохраняется стабильная ситуация, золотовалютные резервы растут, страна своевременно осуществляет крупные платежи по внешнему долгу, при этом сальдо платежного баланса остается активным. Иными словами, курс отечественной валюты не удерживается искусственно, а находится на уровне, позволяющем решать триединую задачу: не тормозить экспорт, излишне не препятствовать импорту и наращивать валютные запасы.
Наиболее простое решение, предлагаемое теми, кто считает нынешний курс рубля к доллару завышенным, заключается в ускорении темпов номинальной девальвации отечественной валюты с целью приостановить дальнейший рост ее реального курса. В сущности, для реализации такой стратегии требуется не так уж и много: девальвировать рубль в темпе инфляции. Иными словами, если за месяц цены на потребительском рынке России выросли на 1 проц., то на такую же величину должен подорожать и доллар в рублевом выражении.
При этом речь идет не только о влиянии курсовой политики Центрального банка РФ на динамику импорта. «Завышенный» валютный курс снижает эффективность экспорта, поскольку растут относительные издержки экспортеров. Смежные отрасли (в первую очередь машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность) тоже испытывают на себе тормозящее воздействие «сильного» рубля. Мало-помалу депрессия распространяется на всю промышленность.
В такой модели экономический
рост основывается не только на создании
благоприятных с точки зрения
международной конкуренции
Альтернативой этой макроэкономической схеме выступает модель, основанная на плавном повышении реального курса российской валюты. Те, кто считает нынешний курс российской валюты по отношению к американской заниженным, исходят из теории паритета покупательной способности валют (ППС). В экономической теории ППС - это количество одной валюты в единицах другой, необходимое для приобретения на рынках обеих стран одинакового товара или одинаковой услуги. При расчете паритета используется большая совокупность товаров и услуг, в максимальной степени отражающая структуру производства и потребления в сравниваемых странах.