Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя – цена и качество приобретаемой продукции.
Введение
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя – цена и качество приобретаемой продукции. Несомненно, оба фактора взаимосвязаны. Но при этом стоит отметить следующую тенденцию – фактор качества товара постепенно выходит на первое место по отношению к цене товара. Определение качества как важнейшей из характеристик продукции для потребителя явилось толчком для появления и развития СМК.
Необходимым
условием для этого явились
В индустриально
развитых странах уже давно интенсивная
конкуренция и технологическое
усложнение производства сделали внедрение
и поддержание современных
На сегодняшний
день имеется целый ряд
Отчёт центрального секретариата ISO о сертификации систем менеджмента качества (по состоянию на конец 2006 года) показывает, что сертификация СМК на соответствие МС ISO 9001 по прежнему востребована во всём мире и число сертифицированных компаний неуклонно возрастает.
1 Российский опыт. Схожесть Системы менеджмента качества(СМК) и Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП)
В начале 70-х годов (в 1972) в СССР была разработана Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Ее широкому распространению на предприятиях страны способствовало партийно-правительственное постановление, принятое в 1975 г. Организационно-технической основой управления в КС УКП являются стандарты предприятия (СТП). Это принципиально новое положение в совершенствовании механизма управления качеством продукции позволило всю работу, проводимую на предприятии по управлению качеством продукции, поднять на новую организационную ступень.
Многие из принципов управления качеством КС УКП не устарели и по сей день, соответствуя требованиям, предъявляемым к системам качества стандартами ИСО серии 9000. Поэтому интересно рассмотреть и сравнить комплексную систему управления качеством и систему менеджмента качества на основе требований ИСО 9001:2008.
КС УКП – это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.
1.1 Задачи КС УКП и СМК
При функционировании КС УКП решались следующие задачи:
Рассмотрим
задачи, которые решаются
1.2 УКП как основная часть общей системы управления предприятием
КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием и функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.
Взаимодействие
осуществляется на пяти
Система менеджмента качества на основе требований ИСО 9001:2008, так же как и КС УКП, позиционируется как основная часть общей системы управления предприятием, функционирующая одновременно со всеми другими видами деятельности предприятия. Отсюда идет аналогичная интеграция по всем уровням структуры организации вплоть до самого первого, базисного уровня непосредственных исполнителей.
Таким образом, схожесть КС УКП и системы менеджмента качества на основе требований ИСО 9001:2008 очевидна.
Можно выделить
еще целый ряд «родственных»
черт: КС УКП и система менеджмента
качества на основе требований ИСО 9001:2008
– обе ориентированы на постоянное
улучшение деятельности, основной задачей
систем является достижение установленного
результата, предусмотрен механизм не
только устранения, но и предупреждения
возможных и возникающих
1.3 Принципы СМК и КС УКП
Что касается
принципов менеджмента
Большинство принципов TQM были известны в нашей стране давно.
К примеру, принцип ориентации на потребителей, один из главных в TQM, четко сформулирован в документах по КС УКП 80—90-х годов. Другое дело, что планово-распределительная экономика не только не нацеливала предприятия на реализацию этого принципа, но и исключала саму эту возможность.
Принцип TQM, касающийся важной роли руководства, провозглашался всегда, в том числе и при обеспечении функционирования КС УКП.
То же можно сказать и о принципе управления процессами. КС УКП не только предусматривала управление процессами, но и успешно его обеспечивала. А зарубежные специалисты утверждают, что основное отличие стандартов ИСО 9000 версии 2000 г. от их предыдущей версии в том, что в обновленных стандартах упор сделан именно на управление процессами.
1.4 Эффективность КС УКП
Но реальная эффективность КС УКП оказалась меньше ожидаемой. Получилось это потому, что почти на всех предприятиях системные принципы в комплексе реализованы не были.
К разработке систем подходили формально. Руководство предприятий не возглавляло эту работу и не оказывало существенной поддержки тем, кто ее проводил. Работники предприятий, которым поручалась организация разработки систем, не обладали достаточными знаниями и необходимыми полномочиями.
Слабо применялись прогрессивные методы управления качеством: статистическое регулирование технологических процессов, статистический анализ.
Система
регистрации и учета КС УКП, ввиду
формального подхода многих работников
территориальных органов к
Сущность управления качеством заключалось в определении и регламентации требований к уровню качества продукции, в контроле реализации этих требований. Такое управление было единственно возможным в условиях планово-распределительной системы управления народным хозяйством, основу которой составляли командно-административные методы.
Самая главная
причина состояла в том, что все
недостатки деятельности предприятий
по внедрению КС УКП во многом явились
следствием отсутствия у этих предприятий
экономической
Ни ряд
попыток совершенствования
Это обстоятельство
и обусловило “нажимной” характер
распространения и внедрения
КС УКП, что привело в основном
к формальному подходу в
Таким образом, рассмотрев сходства и различия между КС УКП и СМК на основе требований ИСО 9001:2008 можно сделать вывод, что различия систем не так уж велики, как это могло бы показаться. Дело в том, что обе системы очень близки по отображенной в них философии системного управления качеством.
Тем не менее, следует заметить, что СМК на основе требований ИСО 9001:2008 более эффективна, поскольку одними из основополагающих аспектов стандарта является наличие сильных мотиваторов и стимулов для руководства.
Отдельно
следует выделить экономическое
стимулирование, являющееся достаточно
сильным побудителем, особенно для
российского рынка, для верного
и последовательного
Так, система менеджмента качества на основе требований ИСО 9001:2008 сильнее отечественной разработки именно в аспектах, которые дают основную силу для принятия решения о внедрении и последующем поддержании рабочего состояния системы менеджмента качества на предприятии.
Мировой опыт показывает системы менеджмента качества - эффективный инструмент развития производства. Нам надо только научиться правильно им пользоваться.
1.5 Процесс внедрения системы менеджмента качества
Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, которые представляют более высокий уровень развития науки управления качеством. Основными отличиями систем качества (по ИСО 9000) являются следующие: