Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя – цена и качество приобретаемой продукции.
В методике создания системы менеджмента качества излагается последовательность действий, охватывающих все этапы создания СМК от определения целей и политики в области качества на предприятии до сертификации действующей системы.
Методика
включает пять этапов. На первом этапе
при подготовке к созданию СМК
руководство предприятия
Для выполнения работ по созданию СМК назначается ответственный со стороны руководства, организовывается служба качества и формируется команда проекта.
В состав
команды проекта входят специалисты
из ведущих производственных и функциональных
подразделений. Сотрудники службы качества
и члены команды проекта
До начала работ команда проекта составляет план проведения работ, который утверждается ответственным за качество со стороны руководства. В плане определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки и стоимость выполнения. Для определения стоимости составляется смета затрат на осуществление проекта по созданию СМК.
При разработке СМК предприятия привлекаются профессиональные консультанты. Стоимость консультационных услуг учитывается в смете.
На втором этапе проводится комплексный анализ управления качеством продукции на предприятии и разрабатывается концептуальная модель СМК. Выполнение этапа начинается с анализа существующей системы управления, сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, а также организационной структуры и используемых методов контроля качества продукции. Процедура оценки соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии, политики в области качества и требованиям стандарта ИСО 9001:2000 :
После анализа
существующей системы управления качеством
разрабатывается концептуальная модель
СМК предприятия. В первую очередь
определяются бизнес-процессы и по
ним разрабатываются
По результатам
проведённого анализа разрабатываются
предложения по совершенствованию
системы управления предприятием в
целом, а также составляются планы
организационно-технических
Третий этап включает разработку документации СМК. Документация СМК является основным элементом функционирования СМК. Она обеспечивает выполнение функций СМК путём определения форм и видов взаимодействий и установления порядка ввода и вывода информации.
Через документацию, соответствующую установленным требованиям к качеству, осуществляется воспроизводимость принципов менеджмента качества, принятых на предприятии.
Документация СМК включает:
Документированные процедуры и формы записей по качеству разрабатывает команда проекта. В процессе подготовки к разработке документации определяется полный перечень документированных процедур, требуемых для функционирования СМК. Служба качества составляет технические, задания и график разработки процедур и других документов СМК.
На основании документированных процедур служба качества подготавливает Руководство по качеству, которое включает:
Руководство по качеству необходимо постоянно актуализировать, так как СМК, как и система управления организацией, постоянно развивается и изменяется.
После этого все регламентирующие документы такие, как положения по функциональным и производственным подразделениям и должностные инструкции приводятся в соответствие с разработанными документированными процедурами и Руководством по качеству.
Основными задачами документирования системы качества являются:
Характер
и глубина документации должна отвечать
требованиям, установленным в контрактах,
законодательных и нормативных
актах; потребностям и ожиданиям
потребителей и других заинтересованных
сторон. Документация СМК согласовывается
со всеми исполнителями и
Четвёртый этап охватывает работы, связанные с внедрением СМК. Весь персонал предприятия знакомится с документацией СМК и обучается работе в условиях функционирования СМК.
Начиная
с момента внедрения СМК, все
подразделения работают по документированным
процедурам и ведут в обязательном
порядке записи о качестве. Несоответствия,
выявленные в процессе внедрения
СМК, анализируются службой качества
с целью установления причин их появления
и корректировки при
На пятом этапе проводятся работы, связанные с сертификацией СМК. Ввиду того, что сертификацию действующих СМК проводят различные международные и национальные органы, желательно сделать выбор сертифицирующего органа с учётом пожеланий заказчика.
С выбранным
сертифицирующим органом
В процессе проведения внешнего аудита выявляются несоответствия созданной на предприятии СМК требованиям ИСО 9001:2000. Если несоответствия незначительные, для получения сертификата предприятию достаточно отчитаться о принятых мерах по устранению несоответствий.
Сертификат выдаётся на три года, в течение которых сертифицирующий орган осуществляет надзор за функционированием СМК на предприятии, проводя регулярные наблюдательные аудиты. В случае выявления серьёзных нарушений сертификат может быть аннулирован.
2 Зарубежный опыт управления качеством
Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции. Важная роль в этом деле отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения.
На
современном этапе развития
Таблица 1- Законодательные основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира.
Страна |
Закон по стандартизации |
Закон по сертификации |
Закон по метрологии |
США |
каталогизации и стандартизации (1954г.) |
о безопасности потребительских товаров 1972г.) |
о метрологической системе (1986 г.) |
Япония |
о промышленной стандартизации (1949 г., поправки - 1980 г.) |
о безопасности потребительских товаров (1973 г.) |
об измерениях (1985г.) |
Германия |
соглашение между ДИН и
|
о продуктах питания и товарах массового потребления (1974г.) обеспечении безопасности технических средств (1968г.) об охране окружающей среды (1974г.) |
об измерительном деле (1985 г.) о единицах измерений и о поверке (1985 г.) |
2.1 Опыт управления качеством в США
Промышленная
революция в Америке положила
конец ремесленничеству. Ремесленник
контролировал процесс
В Америке
эта система работала хорошо, ибо
позволяла производить больше товаров
при меньших расходах. После второй
мировой войны, когда большая
часть глобального
Серьезной проблемой для промышленности США являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества. 20 - 25 процентов всех текущих затрат типичного американского предприятия шло на обнаружение и устранение дефектов продукции. Иными словами, до одной четверти всех работников предприятия ничего не производили - они лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составляли 30 и более процентов от издержек производства.
Многие
специалисты США считали низкое
качество главным тормозом роста
производительности труда и конкурентоспособности
американской продукции. Повысить уровень
качества или оказаться в проигрыше
- другой альтернативы для американской
промышленности не существовало. Решение
проблемы качества в США чаще всего
пытались найти в различных