Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя – цена и качество приобретаемой продукции.
У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изменение в лучшую сторону личного отношения людей к работе по качеству. Считают, что качество на 90% определяется воспитанием, сознательностью и только на 10% знаниями. Учебные программы могут дать лишь эти 10 процентов, но зато они сообщают импульс изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем надо поддерживать постоянными усилиями.
Большое внимание уделяется кружкам качества. Формирование кружков добровольное. Исследования показали, что имеется прямая зависимость посещаемости кружков и активности на заседаниях от степени добровольности, самостоятельности в выборе тем, автономии в решении внутренних вопросов кружка. Заседание кружков - единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если кружки собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества: "Качество определяет судьбу предприятия"; "Что сегодня кажется прекрасным, завтра устареет"; "Думай о качестве ежеминутно".
Регулярно проводятся цеховые и заводские конференции кружков качества. Дважды в год конференции кружков качества проводятся на Уровне всей компании. Проводятся и всеяпонские съезды представители кружков качества. Кружок считается признанным официально, если он зарегистрирован Японским союзом ученых и инженеров и об этом было оповещение в журнале "Мастер и контроль качества".
На японских
предприятиях для персонала разработана
программа участия в
Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника.
Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:
широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии
высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством
максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала
2.3 Европейский опыт управления качеством
Если
в Японии и США на протяжении многих
лет реализуются программы
Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.
Необходимо
отметить большую и целенаправленную
деятельность стран Западной Европы
по подготовке к созданию единого
европейского рынка, выработке единых
требований и процедур, способных
обеспечить эффективный обмен товарами
и рабочей силой между
Важное место в этой деятельности занимают специальные ассоциации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги - ЕМ серии 29000. Большое значение придается сертификации систем качества на соответствие этим стандартам, созданию авторитетного европейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов ЕМ серии 45000. Указанные стандарты должны стать гарантами высокого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать производителей к новым достижениям в области качества.
Для нормального
функционирования европейского рынка
поставляемая продукция должна быть
сертифицирована независимой
Фирмы проводят еще более интенсивную политику в области повышения качества продукции, а процессы подвергаются более жесткому контролю.
Качество
стало фактором обеспечения
В 1985 г. принята новая концепция гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности, но эти требования являются рекомендательными. В то же время обеспечение единых требований имеет большое значение. Поэтому и ориентируется Европа на основополагающие стандарты ИСО 9000 и ЕМ 29000. Введена маркировка продукции знаком СЕ.
Образованы
Европейский координационный
Европейский рынок ставит серьезные задачи перед фирмами других стран, намеревающимися попасть на него.
Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора прогрессивных форм и методов управления качеством продукции, связывают с их внедрением гарантии стабильного качества продукции. А она, как известно, включает:
В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).
Область деятельности Европейского Фонда управления качеством:
Поддерживать руководство западноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества для достижения преимуществ во всеобщей конкуренции
Стимулировать и помогать всем сегментам западноевропейского сообщества принимать участие в деятельности, по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества
ЕФУК
совместно с Европейской
Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:
Сопоставление западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству приведено в табл. 2
Таблица 2- Сравнение подходов к качеству.
Западный подход (США и Европа) |
Восточный подход (Япония) |
Качество основывается на низком уровне цен. |
Качество основывается на низком уровне дефектов. |
Первая цель - прибыль, качество - категория случайная. |
Первая цель - качество, прибыль не замедлит последовать. |
По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика |
Согласие с требованиями покупателя по вопросам качества |
Общие идеи насчет качества |
Строгая политика качества к каждому предмету |
Десять лет назад в докладах на конференциях и в журнальных статьях приводился график динамики уровня качества в Японии и на Запад (в Европе и США) (рис 1).
Из этого графика вытекало, что в 1975 году произошла смена лидерства в этой области. В лидеры по качеству продукции стали входить страны, славившиеся в недавнем прошлом низкопробной продукцией, находившиеся в экономическом кризисе, пострадавшие от войны, не имеющие, по сути, своих природных ресурсов, но всерьез занявшиеся подъемом экономики страны и жизненного уровня населения на базе использования нетрадиционных методов организации управления качеством. Качество переходило в количество - к 1985 г. на долю Японии стало приходиться более половины продаваемых в мире товаров, таких, как фотокамеры (84%), кассетные видеомагнитофоны (84%), часы (82%), калькуляторы (77%), высокочастотные кухонные печи (71%), телефонные аппараты (66%), мотоциклы (55%), цветные телевизоры (53%) и др.
Рис. 1- Уровни качества продукции (кривые для США и Европы, а также Японии основаны на исследованиях Дж. Джурана)
Однако с 1991-1992 гг. у лидера в области качества - Японии начался экономический кризис, который привел к изменению объемов продаж и снижению конкурентоспособности товаров. На этом фоне произошло выравнивание уровней качества между Японией, США и Европой.
Сближение уровней качества, достигнутых различными странами мира, стало следствием многих причин. Одной из главных является творческий обмен передовым опытом работы по улучшению качества, интеграция всех подходов и методов, которые человечество освоило на эволюционном пути развития теории и практики достижения высокого качества.
Выработанные таким образом единые подходы, признанные специалистами всех стран, известны теперь как принципы Всеобщего управления качеством (ТQМ).
Заключение
Зарубежный опыт показывает комплексный и многовариантный характер проблемы повышения качества как одной из основных составляющих в повышении производительности организации вызывает усиление ориентации на комплексное развитие организации, включая социально – экономическое, производственное, технологическое, научное и нормативно – правовое развитие.
Система всеобщего управления качеством (TQM) является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию затрат, выполнение договорных обязательств, увеличение производительности. Данная система всеобщего управления качеством является основной частью системы всеобщего управления производительностью , при этом ключевым моментом системы является применение коллективных форм и методов поиска улучшений, постоянное участие всего персонала в реализации этих улучшений.
Стандарты серии ИСО-9000 представляют собой общие требования к тому, как должна быть построена система управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу производственной системы в соответствии с требованиями системы качества. И сводятся к точной идентификации на предприятии выделенных процессов и документированию зон ответственности. Описание системы качества должно быть донесено до каждого работника предприятия, деятельность которого влияет на качество продукции и услуг предприятия.
Стандарты
ИСО 9000 имеют своей целью оказать
помощь покупателям в определении
потенциальных поставщиков, обладающих
эффективной Системой Качества. Предприятия,
сертифицированные по ИСО 9000, идентифицируются
и воспринимаются потребителем как
жизнеспособные поставщики. Соответствие
стандартам ИСО 9000 создаёт конструктивную
основу для заключения договорных соглашений
между покупателем и