Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:45, курсовая работа
Привилегированное положение дипломатов в обществе традиционно, и причина не только в сохраняющемся уважении к их профессии, но и в том, что представители государства смогут выполнить свои дипломатические функции удовлетворительно лишь при условии полной свободы от правового, физического или морального давления со стороны государства, в котором они работают. В большинстве миролюбивых правовых государств, предоставленные дипломатам привилегии и иммунитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени, что могут вызвать негодование жителей принимающей страны, но в исключительных обстоятельствах и в отдельных странах только официальное признание взаимно применимых привилегий и иммунитетов дает возможность поддерживать дипломатические отношения.
Введение
Глава 1. Иммунитет, его функциональный характер.
Глава 2. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.
Глава 3. Личные привилегии и иммунитеты
Глава 4. Ответственность за нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов
Глава 5. Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала консульств.
Заключение
Список использованной литературы
В результате ст. 68 конвенции зафиксировала
положение о том, что каждое
государство может свободно
При этом почетным консулом
может быть назначен не только
гражданин государства
При назначении нештатных (почетных)
консулов круг его полномочий
определяется государством
На почетных консулов не
В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции, Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и др.
Это связано с тем, что
Почетный консул находится под контролем как дипломатического представительства, так и штатного консульства государства пребывания.
Ст. 66 Венской Конвенции
Дипломатические и
Основными функциями нештатных консулов, как правило, являются торговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукции представляемого государства на местные рынки.
Иммунитеты и привилегии административно - технического и обслуживающего персонала консульств
Важность исследования вопросов об иммунитетах и привилегиях административно- технического и обслуживающего персонала консульств объясняется двумя обстоятельствами:
— в первую очередь тем, что значительную часть работников консульского учреждения составляют именно эти категории;
— во вторую очередь тем, что данная проблема остается сегодня неизученной.
Необходимость
распространения иммунитетов и
привилегий на указанную категорию
лиц в том или ином объеме объясняется
тем, что в силу специфики выполняемых
функций некоторые члены
В то же время
предоставление иммунитетов административно-
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, в Конвенции 1963 г. было закреплено компромиссное положение: "... консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций" (ст. 43).
Таким образом, многосторонняя Конвенция 1963 г. предоставила административно-техническому персоналу, т. е. консульским служащим, объем иммунитетов, почти равный иммунитетам консульских должностных лиц. То есть их иммунитеты и привилегии носят функциональный (служебный) характер и распространяются только на действия, совершаемые консульскими служащими при исполнении своих функциональных обязанностей.
Но, говоря об иммунитетах, этой статьей Конвенции ограничиваться невозможно. Дело в том, что в ст. 72 сказано:
"... при применении
положений настоящей Конвенции
страна пребывания не должна
проводить дискриминации между
государствами, однако не
Это положение, по сути, привело к тому, что иммунитеты и привилегии, как консульских должностных лиц, так и консульских служащих и работников обслуживающего персонала разных стран в одном и том же государстве пребывания значительно отличаются друг от друга, что отражено в двусторонних консульских конвенциях.
Двусторонние консульские конвенции не едины даже в делении работников консульских учреждений на категории, не говоря уже о разнице в предоставляемых иммунитетах и привилегиях. Рассмотрим эти вопросы более подробно на примере договоров.
Так, Венская конвенция 1963 г. делит работников консульского учреждения на три категории: консульские должностные лица, консульские служащие и обслуживающий персонал. Конвенции же России с Монголией, КНДР, США, Великобританией, Финляндией, Японией, Швецией, Норвегией, Мали и др. подразделяют работников консульского учреждения на две категории: консульские должностные лица и сотрудники консульского учреждения. То есть в них не проводится разницы, например, между иммунитетами шифровальщика и садовника.
Особо выделяется из этой системы деления Конвенция России с ФРГ, в которой к консульским должностным лицам отнесены секретари и референты (см. п. 26 ст. 5), а к сотрудникам консульства — сотрудники канцелярии, переводчики, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяйством, шоферы и другой обслуживающий персонал (см. п. 3 ст. 5). Таким образом, изначально, даже при делении на категории в конвенциях закладывается тенденция к предоставлению различных иммунитетов лицам, занимающим одну и ту же должность в разных консульствах.
Как видим, предусмотренное Конвенцией 1963 г. деление персонала консульского учреждения на три категории носит весьма условный характер, о чем свидетельствуют рассмотренные двусторонние конвенции. Включение в ту или иную категорию конкретных сотрудников консульств относится исключительно к компетенции аккредитующего государства и не регулируется нормами международного права. Позиции же аккредитующих стран по этому вопросу далеко не однозначны и нередко противоречат позициям государств пребывания.
Грани между различными категориями персонала весьма неопределенны, что наглядно иллюстрируют приведенные выше примеры. Это может быть связано с интересами обеспечения режима безопасности в консульском учреждении, а также с тем, что аккредитующее государство при назначении конкретных сотрудников может быть не заинтересовано в публичном определении их функциональных обязанностей. На практике это приводит к тому, что представляющее государство, определяя сотрудников в консульские учреждения, не указывает, на какие должности они назначаются, а иногда даже не уточняет, к какой категории относится тот или иной сотрудник.
Заключение двусторонних конвенций, в которых определяется статус административно-технического и обслуживающего персонала приводит к множественности подходов.
Анализ иммунитетов
и привилегий, предоставляемых
Что касается иммунитетов
от юрисдикции страны пребывания, то можно
сказать, что административно-
Служебным иммунитетом
наделен административно-
Отличие мы увидим при рассмотрении иммунитетов жилых помещений и личного имущества. Здесь особое положение занимает консульство КНДР. Жилые помещения его административно - технического и обслуживающего персонала неприкосновенны, и само консульство, средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции наравне с дипломатическими.
Статус неприкосновенности
имеют жилые помещения
Различия имеются и в таможенных иммунитетах. Освобождены от таможенных пошлин наравне с административно - техническим персоналом посольств сотрудники и члены их семей консульств Монголии, Китая, Швеции, Норвегии, Финляндии, США, и данная категория лиц из КНДР — даже от досмотра на таможне. Тогда как административно - технический персонал (без обслуживающего) консульств Италии, Франции, Литвы, Беларуси освобожден от таможенных пошлин только на предметы, предназначенные для первоначального обзаведения. Не облагается пошлинами на таможне личный багаж административно - технического и обслуживающего персонала консульств ФРГ и Польши, а Конвенция с Японией распространяет этот иммунитет и на членов их семей.
Заключение
Привилегированное положение консульских должностных лиц не просто прихоть, а необходимое условие нормального осуществления ими своих функций. Без предоставления консулам и консульским помещениям особых прав и преимуществ выполнение возложенных на них задач по защите интересов представляемого государства и его граждан было бы невозможным.
Еще в Преамбуле
Венской конвенции о
Право беспрепятственного сношения со своими правительством, неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личная неприкосновенность консульских должностных лиц не только служат гарантиями нормального осуществления консульской деятельности, но и предоставляют собой акт официального признания и уважения государством пребывания суверенитета аккредитующего государства.
В докладе были рассмотрены иммунитеты и привилегий консульских учреждений, консульских должностных лиц, административно-технического персонала консульских учреждений, а также привилегии и иммунитеты, предоставляемые нештатным ( почетным ) консулам. Также был изучен вопрос определения объема консульских привилегий и иммунитетов не только на основе Венской конвенции 1963г., но и на основе двусторонних консульских конвенций государств.
Особый акцент в работе был сделан на главной особенности консульского иммунитета - его функциональном (служебном ) характере, который отличает консульский иммунитет от дипломатического, носящего абсолютный характер.
Список использованной литературы: